Осенние дни очень коротки, особенно когда небо хмурится и сыплет дождинками, а у нас впереди большая программа — после обеда надо одолеть 60 км перегон от Сергиева Посада до Переславля Залесского и хорошенько осмотреть его. В город прибыли уже в сумерках.
Первым с московской стороны туристов встречает Феодоровский женский монастырь аж начала XVI в. — очень скромное сооружение с непростой судьбой.
Сначала на месте битвы москвичей и переславцев была заложена небольшая обитель, затем в XV в. выстроили 5ти-главый собор Федора Стратилата, вроде, в честь рождения неподалеку младенца Федора — сына Ивана Грозного. Первоначально монастырь был мужским, после смуты стал женским, сразу после революции его игуменью Олимпиаду, по традиции тех лет арестовали, и устроили здесь колонию для малолеток, которая со временем превратилась в дом престарелых. Лишь недавно в этих стенах вновь затеплилась церковная жизнь.
Между тем, стемнело, через пару км, навигатор стал упорно показывать, что мы находимся на главной площади города — Красной. Однако, уличная темнота и полное отсутствие людей убеждают в ошибке девайса. Ловим трех молоденьких аборигенов: «А где тут у вас Красная площадь? — А здеся!» Пауза чуть затянулась, понятно, что мы не ожидали ничего особенного от провинциального городка, но чтобы такое запустение? Делать нечего, поехали размещаться в заказанный коттедж — еще раз спасибо навигатору, он успешно провел нашу машину по всем грунтовкам и остановил около темного частного коттеджа, находящегося в состоянии перманентного строительства. Несмотря на это, в номерах тепло и комфортно, 2000 рубликов за все удовольствие на 4х челов — дешево и сердито, можно смело рекомендовать непритязательным туристам (8–905 647-74-08 Галина). Чтобы не терять времени, сразу едем на Плещеево озеро, постоять в темноте на мягком песке и послушать загадочный плеск озерных волн. Теперь — ресторан, удивительно, но мест нет, во втором ресторане места есть, но цены?! В итоге остановились в Золотой рыбке — цены средние, еда паршивая, вот и посетителей нет, зато меню порадовало своей креативностью.
Итог дня — программу мы не выполнили, ведь собирались осмотреть весь Переславль.
Утро одарило великолепной погодой — морозец, чуть щиплющий щеки, лазоревое небо, неяркое солнышко и слабый ветерок. Думали, что здесь смотреть больше нечего, но сильно ошиблись: в 15 км от города есть музей паровозов, грех пропустить такую возможность. Паровозы вблизи видели немногие из нас, а тут можно не только посмотреть, да еще и руками потрогать. Дорога стелется у подножия высокого холма, на котором стоит Горицкий монастырь, основанный еще при Иване Грозном. Редкий случай, когда великолепный монастырь еще в середине ХVIII в. упразднили и отдали под музей, вчера вечером мы были рядом, но на воротах висел замок. Сегодня монастырь выглядит, как на картинке — мощные беленые стены, зеленые маковки церковных куполов и скатов крыш на фоне небесной синевы — лепота! древняя церковная архитектура близка сердцу каждого русского.
Молодой сосняк, растущий вдоль трассы, отбрасывает на дорогу причудливые тени, сквозь коричневые стволы мелькает темная синева озера, теперь надо свернуть с асфальта и по грунтовке проехать несколько км. В дивном сосновом лесочке расположена крошечная деревенька Талицы, в которой все дома уже раскуплены москвичами, на ее окраине — настоящее депо. Первые заморозки припорошили белой изморозью еще зеленую травку, сосновые иголки и шпалы.
Вход в депо платный (150р), здесь местные энтузиасты собрали множество вагонов и несколько паровозиков, которые в недавнем прошлом бегали по узкоколейным дорогам бескрайнего СССР. Большинство экспонатов стоит на запасном пути, и уже никогда не сдвинутся, многие из них в ужасном состоянии, чувствуется, что жизнь потрепала их не на шутку, но часть техники на ходу. Многие из вагонов были получены в счет контрибуций от поверженной Германии, они успешно колесили по торфоразработкам, а закончили свой путь здесь. Пожалуй, это лучший удел для ж/д техники — занять почетное место в музее, а не попасть на переплавку.
Не знаю, как для женщин, но для мужчин паровоз обладает особой притягательной силой — это чувство зарождается в детстве: у меня, как и у многих, в юные годы была своя игрушечная ж/д, потом я стал самостоятельно лепить рельсы, станции и вагоны из пластилина. Наверно, именно поэтому, свидание с необычным миром «живых» ж/д экспонатов, которыми можно любоваться, трогать и даже залезать на них (когда никто не видит), вызвало бурю щенячьего восторга.
Рельсы уходят вдаль, стоят проржавевшие паровозы и вагоны с прогнившими стенками, а на их фоне поблескивают свежей краской восстановленные экземпляры — детские фантазии воплотились в реальность. В депо есть исключительные экспонаты, например, дрезина с кузовом от а/м ЗИМ, в отреставрированном вагоне расположился сувенирный киоск, а на станционной будке висит плакат с поучительной надписью «Деньги навоз — сдавай на паровоз».
Но главная достопримечательность — ручная дрезина с большим рычагом-качалкой, раньше на таких ездили комсомольцы в фильмах 30–40 гг, а теперь может прокатиться любой желающий за сотню. Ощущения самые восторженные — восходящее солнце искрит кристаллики инея, морозный воздух бодрит тело и дух, ноги чуть скользят на платформе, колеса постукивают на стрелках, мы легко разгоняем дрезину и весело летим навстречу солнцу, ветру и новым приключениям — впереди простор и бесконечная колея…, перекрытая шлагбаумом, чтобы туристы далеко не уезжали.
Деловитая белая кошка чувствует себя абсолютной хозяйкой паровозного мира. Она с достоинством позирует всем желающим, взлетая от ворот депо на самый верх почти новенького паровоза, кажется, что пар распирает его черные бока.
]
Организаторы постарались максимально точно передать атмосферу тех лет, когда «вся страна, напрягая стальные мускулы…" строила социализм. В маленьком буфете, очень похожем на станционный буфет 60 гг., продают горячие пирожки, а на стене висит таблица норм отпуска товара в одни руки. В депо есть еще один раздел — музей старинных машин, здесь их восстанавливают и даже продают любителям ретромобилей.
Пора обратно, но хочется вернуться сюда в будущем, а между тем, дорога огибает Плещеево озеро-то самое, на котором царь Петр строил свою потешную флотилию. На склоне холма у с. Веськово стоит бронзовый Петр, окидывая орлиным взором темно-синюю гладь озера, которую морщат маленькие волны, и шуршащие под порывами ветра заросли сухого тростника, идущие вдоль берега.
На холме устроен музей Ботика Петра, несмотря на прошедшие столетия, шлюп неплохо сохранился, и если его законопатить, мог бы вновь отправиться в плавание. Музей платный, за съемку надо платить отдельно, но если не наглеть, можно поснимать и так.
На берегу озера есть кемпинг по 2000р за ночь, здесь же кафе, сувенирные лавки и бабки, торгующие тарелками made in Chinа с видами Переславля. Только подумать, сотни лет назад эти дорожки мерил шагами великий царь-реформатор, а теперь мы идем по его стопам, любуюсь ягодами, ярко рдеющими на морозе.
Городок, на вид крошечный и не сильно известный среди туристов, а оказался буквально нашпигован достопримечательностями — музей утюга, самый маленький из которых весит 10г, и музей чайника пришлось проскочить мимо, но пропустить Красную площадь при дневном свете — это выше наших сил. И ведь не зря остановились — на фоне остатков крепостного вала стоит один из старейших на Руси Спасо-Преображенский собор — простой и одновременно величавый однокупольный храм, которому уже 800 лет.
Века вражды и противостояния пощадили его стены, и замысел древних зодчих дошел до наших дней. Именно на месте этой площади родился князь Александр Невский, тут же можно полюбоваться Церковью Александра Невского, выкрашенной в кирпично-красный цвет и увенчанной пятью зелеными маковками. Рядом церковь Петра митрополита, которого судили на этом месте за крупные и мелкие прегрешения, а затем бац! и оправдали, а также СоборВладимирской иконы Божьей Матери, построенный на деньги богатенького купца. Поездка мне все больше нравится, такого количества самых разных церквей, монастырей и храмов, как в этой поездке, мы не видели, пожалуй, никогда.
«Россия-родина слонов», это известно и не подлежит сомнению с XVIII в., когда испанский пилигрим начал рекламировать кости мамонтов из кунсткамеры. Но переславцы пошли дальше, и установили, что российские слоны были розового цвета!, в честь чего установили небольшой памятник.
Ну все, пора «дать по газам», однако, на северном выезде из города, у Троицкой слободы, туриста поджидает еще одна замануха — на фоне озера белеют и манят путников высокие стены Никитского монастыря, самого старого в Переславле.
Понимаем, что вновь безнадежно опаздываем, но миновать такую красоту и древность не можем, ведь сам Иван Грозный стоял у истоков его воссоздания в камне, Петр I тоже здесь бывал — примечательное местечко, да и за вход платить не надо. Кроме того, обитель знаменита своим персональным святым — Никитой Столпником, он служил в XVI в. сборщиком податей, но в отличие от нынешних фискалов, сохранил остатки совести, понял, что так жить нельзя, и подался в монахи. За грехи свои тяжкие надел на себя тяжеленные вериги и начал потихоньку творить чудеса, проживая в полуподземной келье, существующей и сегодня, рядом отрыл источник, вода в нем до сих пор считается святой. Именно цепи и сгубили праведника — пара дебилов-недоучек подумали, что они серебряные, и порешили старика.
У стен монастыря продают медок и главное достояние города — рыбу, для туристов ее коптят, солят и вялят. Самая вкусная рыбешка — это ряпушка, в древние времена ее поставляли исключительно к царскому столу, простолюдинов, желающих полакомится деликатесом, ждала секир-башка, сейчас эта рыбка даже на гербе города красуется, причем две штуки сразу.