Из Ростова мы выехали темным осенним вечером, впереди был 150 км путь до Костромы. Мы летели по темному шоссе и еще не представляли, какой облом ждет нас впереди. Чем дальше на север, тем крепче морозец, за бортом -8, усталость берет свое, в надежде на долгожданный отдых я влетел в гостиницу «УЮТ» и, лучезарно улыбаясь старой мымре за конторкой, радостно сообщил «А вот и мы!» Едва удостоив меня ледяного взгляда, она отрезала: мест нет! Немая сцена быстро сменилась потоком междометий, переходящих в ругательства, но седовласая фурия неприступна, как крепость — якобы, мы не подтвердили бронь. Это был чистейший обман, частенько случающийся в этом отеле, но делать нечего, как хорошо, что у нас оказался ноут, и как плохо, что его батарея почти была разряжена. После пары десятков звонков удалось найти ночевку, но в 2,5 раза дороже. Усталые от дороги, злые от обмана, но все равно довольные, что не придется ночевать в машине, поздно вечером заселились в очень неплохие номера (деньги заплатили не зря) и закатили пирушку до глубокой ночи с сухоньким и копченой ряпушкой. Отель Премьер вполне можно рекомендовать путешественникам с машиной, ибо он находится не в самом городе, а на въезде (ул. Магистральная, 13).
Настало похмельное утро. Сначала ночную тьму прорезала узкая красноватая полоска, затем восток начал сереть, но ночь не отступала. Вертикальные дымы повисли в небе, все вокруг покрылось серебристым инеем, хитрая ворона присела на краешек печной трубы и грелась в потоке теплого воздуха. Мороз, подумали мы, и не ошиблись, температура упала до -13, а ведь всего два дня назад было +7, потому и одеты мы были по-осеннему.
Поначалу даже не почувствовали холода, и рванули на набережную Волги. Удивительная картина открылась перед нами — в лучах восходящего светила вся поверхность реки «парила белым молоком». Тонкие струйки пара, поднимающего от воды, образовали диковинное, постоянно колышущееся белое одеяло, казалось, что мы попали в нереальный сказочный мир, и из белесого плотного тумана сейчас начнут выплывать неведомые существа. Городской пляж был абсолютно пуст, наша четверка в одиночестве переминалась с ноги на ногу, мы хрустели примороженным песочком и зябко ежились от холодного ветерка.
Быстрее в машину — отогреваться, как удачно, что сиденья с подогревом, ведь впереди панорама Ипатьевского монастыря и моста через р. Кострому. Вид исключительный, но до чего же холодно: ледяной ветер выдувает остатки тепла из-под хлипкого плащика, высекает слезы из глаз, и гонит в теплый салон.
Заставили себя погулять по набережной, прошлись по монастырю, погрелись в его Троицком соборе, бросили взгляд на отдельную звонницу, она попроще ростовской выглядит.
По легенде, монастырь основал татарский мурза Чет, сбежавший из Золотой орды и основавший род Годуновых — чудны дела твои, Господи. Кстати, за фотосъемку требуют денег, а т. к. туристов почти нет, то и следят очень строго. С другой стороны, внутри особенно снимать нечего, разве что остекленевшие цветочки: сильный мороз ударил внезапно и сковал ледяной корочкой нежные лепестки.
По Ипатьевской слободе ездили на машине — узенькие грунтовые проулки, старинные домики на каменной подклети и деревянным верхом, старинная церковь Св. апостола Иоанна Богослова — очень аутентичный пейзаж. Старинная Кострома по сравнению с Ростовом смотрится несколько скромнее, а мы возвращаемся через реку в центр города, посмотреть женский Богоявленский Анастасиин монастырь.
Посмотреть можно только фасад, а затем войти внутрь кафедрального собора, где находится чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Погулять по территории монастыря не разрешают, визит сюда не очень интересен, особых впечатлений не получаешь.
В Костроме нельзя проехать мимо Сусанинской площади — именно там находится главная достопримечательность города — самая знаменитая в России каланча XIX в., выстроенная в стиле классицизма, говорят, что сам Николай I восхитился ее: «Такой у меня в Петербурге нет!» В сочетании с пристроенными крыльями пожарного депо терракотового цвета — великолепный вид на фоне аквамаринового неба. Фасад каланчи облеплен сотнями голубей, они тучей взлетают при любом удобном случае, делают кружок над площадью и приземляются обратно. Справа от каланчи-депо еще одно здание в том же стиле — это бывшая гауптвахта, в царские времена военных здесь было много, и бузотеров среди них хватало.
В промороженном воздухе над площадью разносится звонкий голос, усиленный динамиками: «Я костромачка." тянет девушка со сцены — нынче праздник, но зрителей единицы, либо рано еще, либо слишком холодно. Самое время полюбоваться знаменитыми торговыми рядами, торговля в них процветает и сегодня, хотя не так энергично, как раньше. Сразу привлекают внимание Красные ряды, или Гостиный двор — большое прямоугольное здание, по периметру которого располагаются типовые лавки, в старину там торговали «красным» товаром — тканями, мехами, кожей и даже книгами, сейчас мало что изменилось, торгуют до сих пор. А в его дворе выстроены Мелочные ряды, в которых раньше торговали галантереей. Также в ансамбль гостиного двора легко вписалась старинная церковь Спаса в рядах.
Самое большое здание на площади — это Большие Мучные ряды, понятно, что в них торговали мукой, а также фуражом и льном. Существуют также Дегтярные, Рыбные и Квасные ряды, а вот известным костромским сыром почему-то торгуют не в рядах, а в полотняном шатре. У всех зданий закругленные углы — чтобы их подводы на поворотах не задевали: инженерная мысль не дремала даже в те времена
От рядов небольшая дорожка ведет к Волге, по пути тетки торгуют немудреными сувенирами. Странная конструкция, типа ширмы, стоит на обочине с требовательной надписью «Ср…те Окуратно» я, конечно, знал, что костромичи окают, но не до такой же степени! Не удержался, сделал фото — тетки ехидничают: неужели ничего интереснее в городе не нашел?
И то верно, чего на всякие глупости глазеть, ведь впереди на высоком берегу возвышается монумент, достойный книги Гиннеса, настоящий шедевр соцреализма — статуя вождя мирового пролетариата на огромном постаменте, говорят самая большая в мире.
На этой мажорной ноте решили покинуть город, предварительно отдохнув и пообедав в отеле (удивительное дело, номера нам предоставили ровно на сутки с момента заселения!).
Последний город на нашем пути — Ярославль, до него около 70 км, жаль, что там тоже не обошлось без неприятностей. Переехали через Которослинский мост, мы сразу зашли в пустынный Спасо-Преображенский монастырь, расположенный на Богоявленской площади. Ансамбль XII в. заменяет городу Кремль, и пускают туда за символические 20 руб. В монастыре была библиотека, в ней нашли список Слова о полку Игореве, в 16 веке здесь хранилась казна, и даже Минин с Пожарским отметились в его стенах, устроив свой штаб.
Внезапно услышали тревожный «крик» автосигнализации, Егор не сразу опознал «голос своей ласточки». Давно мы так не бегали, как в этот раз, машина стояла на месте, но зоркий водительский глаз сразу уловил неладное — гастарбайтер на Камазе умудрился слегка долбануть передок машины. Результат почти не виден, но плачевен — капот не открывается. Нацмена удалось отловить — он как раз хотел улизнуть, вызвали ГАИ, казалось, все просто. Однако, гладко было на бумаге, в жизни все оказалось иначе — гайцы обвинили нас, понимая, что с нищего работяги денег не слупить. Иначе, чем театр абсурда, эту комедию не назвать — мы виноваты в том, что не выставили знак сразу после аварии, произошедшей на стоянке в наше отсутствие! Бессовестный мент посылает нас на комиссию по разбору полетов, а между тем, на дворе уже вечереет, и до Москвы еще 250 км. Пришлось раскошелиться на пятихатку в обмен на протокол, который надо пропечатать, предварительно съездив на окраину города и выждав очередь; происшествие отняло более трех часов. Трудно придумать большую подлость, чем обвинить в аварии пострадавшего, но волк не станет овцой даже после переаттестации. Мы, как пострадавшие, оказались дважды в дураках — и машину нам помяли, и штраф заплатили… тоже мы!
Пока наш командор выяснял отношения с полицией, мы все же успели осмотреть Кремль, полюбовавшись невысокими, но толстыми станами и башенками, украшенными резными деревянными крышами, Спасо-Преображенский собор и отдельно стоящую монастырскую звонницу, на которую не преминули взобраться.
Рядом с монастырем есть бронзовый медведь — символ России, водруженный на большой постамент в честь 1000-летия Ярославля, каждый час он ревет диким рыком — по первому разу все пугаются.
На прощанье скользнули взглядом по Богородской (северо-западной) башне Спасо-Преображенского монастыря, полюбовались силуэтами церкви Богоявления Господня и памятника основателю города — Ярославу Мудрому, выделяющимися на фоне чернеющего неба, и отправились в обратный путь, пытая не опоздать на последнее метро.
До Костромы мы побывали в Сергиевом Посаде, Переславле Залесском, Ростове Великом. Поездка получилась очень сумбурной, непродуманной и суматошной: посещение двух городов за один осенний день — это утопия, оптимально один город в день. Два раза мы попали в передряги, сильно прогадали с одеждой, не рассчитывая на сильные холода. Несмотря на все проблемы, автопробег по Золотому полукольцу очень понравился, будем продолжать путешествия по родной стране, а допущенных ошибок постараемся не повторять.