Так получилось, что на Кипр я попал через полтора месяца после двухнедельного отдыха в Греции на Крите. Основная цель была посетить футбольный матч Лиги Европы "Омония" — "Металлист" в Никосии.Но ведь целую неделю надо было чем-то еще заняться, не лежать же все 6 дней на пляже... Изучив путеводитель, мы поняли, что самое интересное, как ни прискорбно, находится на оккупированных территориях Северного Кипра в районе Кирении. Остальное сильно напоминало Крит, да и проехав пол острова от Протараса до Никосии, ни разу не захотелось остановиться что-нибудь сфотографировать, как-то не живописно...
Итак, решение принято, едем на Север. Первое — зачем? Там есть интересные для посещения места — аббатство Беллапаис, город Кирения с его красивым портом и крепостью, королевский замок св. Иллариона, плюс полуостров Карпас, "один из красивейших уголков Кипра и без преувеличения, всего восточного Средиземноморья. Карпас, как магнит притягивает туристов великолепными пляжами, живописными вершинами и является непревзойденным местом на лоне природы."( цитата из путеводителя) Во-вторых, просто интересно поехать туда, куда еще 5 лет назад было нельзя, ну или непросто, а штамп в паспорте о посещении этих мест закрывал дверь в страны Евросоюза...
Ну, а если приняли решение ехать, то вопрос — как? Мы рассматриваем случай отдыха на Кипре, иначе очень легко самолетом из Стамбула, или паромом из Анталии, это для длительного посещения и отдызха именно там... Последний год существует простой способ — поехать на однодневную экскурсию, которую сейчас раз в неделю предлагают экскурсбюро Кипра. Недорого, безопастно, но со всеми минусами групповых поездок... Если же хочется так, как хочется, тогда надо смело брать машину на прокат и вперед. Дальше опишу, по возможности, все плюсы и "подводные камни", если что забуду — спрашивайте
1. Главное — поездка На Северный Кипр возможна на арендованном автомобиле. Если Вам скажут гиды принимающей стороны, что нельзя — это они хотят обезопасить себя от возможных проблем, которые, не дай бог, могут возникнуть с Вами там. Просто там они не смогут оказать Вам юридическую помощь, "разруливать" придется самим.
2. Фирма, дающая Вам авто тоже предупредит, что страховка на той территории не действует, более того, если случись поломка или авария, то выслать эвакуатор или другую помощь они не смогут. До границы придется как-то договариваться там, да и ремонт авто тогда будет за Ваш счет.
3. Киприоты не считают Северный Кипр независимым государством, как и впрочем мировое сообщество, а своей территорией, только временно оккупированной. По этому на картах острова не отмечены пограничные переходы. Все выглядит так, как будто просто граница между районами. Вы едете на авто по дороге — и вдруг дорога оказывается перегороженная бетонными блоками, по краям вышки с пулеметчиками... Все, надо разворачиваться. По-этому обязательно уточните у местных ( нам подсказал менеджер ресторана отеля, где мы проживали, когда за завтраком мы сказали, что направляемся в Кирению. Иначе, могло произойти, что сунулись бы в пару забарикадированных проездом, и вернулись бы ни с чем), где есть ближайший пограничный переход.
4. Второй момент, возникающий по причине описанного в п.3 — при выезде киприоты спокойно выпускают Вас, не делая никаких отметок. Уже только при въезде проверят паспорта, вдруг Вы кого подобрали на той стороне, а номера арендованной Вами машины уже указывают, что Вы "свои"
5 А вот с пограничным контролем турок есть ньюансы. Во-первых, надо обязательно заполнить временную визу — небольшой белый листок. Тогда штамп о въезде Вам поставят на него, как и о выезде. По прежнему, штамп в Вашем паспорте о посещении Северной части не будет способствовать Вам в дальнейшем, приполучении шенгенской визы, а греческой вообще сделает невозможной... Еще надо купить страховку на авто около 20 долларов, которая, впрочем, Вам не поможет. Так что ее можно рассматривать, как плату за въезд.
6 Вот мы пересекли границу, и карта сразу перестала нам быть помощником. Все населенные пункты Северного Кипра имеют второе, турецкое название, часто даже не созвучное с греческим. Причем, указатели только турецкие, не дублируются. По-этому желательно купить тут же турецкую карту, или, ориентироваться по крупным городам — Никосия — Lefcosa, Кирения — Girne, Фамагуста — Gazimagusa ( в районе Кирении видели один указатель на латыни Bellapais и один St. Hillario).
7. Ну и последнее, надо не забывать, что на Кипре левостороннее движение, и на Севере тоже ( хотя в Греции и Турции правостороннее). У меня до этого не было практики водить с правым рулем, и тем более переключать передачи левой рукой, но к этому привыкаешь очень быстро. Единственное, что за 2 дня так и не пришло, это чувство, что вся машина, имеется в виду габарит, от меня слева, а не справа. И когда приходится ехать по очень узким улочкам поселков, да еще и ремонтом дорог, велика вероятность зацепить что-нибудь левой стороной, но на это есть страховка...
Ну что, не напугал? Тогда вперед! Лично мы выбрали для посещения 2 места — Bellapais Аббатство Беллапаис- эстетичные развалины в готическом стиле и замок св. Иллариона. Замок Святого Иллариона- самая сохранившаяся крепость Кипра, просто за 1 день нельзя объять необъятное, или можно, но не качественно. Но я знаю, что, если субьда, или жребий УЕФА, опять меня занесет на Кипр, я опять поеду на Север...
знаменитые флаги на горе, которые видно со столицы Никосии
Аббатство Беллапаис
Замок святого Иллариона
Вид с гор на Кирению
Порт Кирении, как на ладони
Турецкий флаг и флаг Северного Кипра всегда рядом
Говорят, в горах множество военных баз и баз по подготовке террористов. Действительно, много встречается "Military zone", где нельзя не только фотографировать, а даже останавливать авто. Это фото- вид на стрельбище со стен св. Иллариона
А вот чего не ожидал, что будет возможность отправить почтовую открытку, а главное, что она дойдет