Звенигород расположен на берегах реки Москвы, в 30 км к западу от Москвы. Звенигород (в древности — также Звенигород Московский) — один из старейших городов Подмосковья. Археологические данные говорят о наличии укреплённого поселения на месте Звенигородского городка во второй половине XII — начале XIII века (в ряде источников утверждается, что Звенигород был основан в 1152 году Юрием Долгоруким). Однако впервые упоминается Звенигород в духовной грамоте московского князя Ивана Даниловича Калиты в 1339 году: «А се даю сыну своему Ивану Звенигород». Так город становится центром Звенигородского удельного княжества (существовало в 1339—1492 гг.) Ивана Ивановича, сына Калиты. Центром древнего поселения стал кремль на западной окраине нынешнего города. Звенигородцы издавна называют это место Городком. По завещанию Дмитрия Донского 1389 Звенигородское удельное княжество досталось его второму сыну Юрию Дмитриевичу, который превратил Звенигород в подлинную столицу своих владений и жил здесь почти постоянно до 1425. В годы правления Юрия Дмитриевича город пережил пору расцвета. Вокруг кремля была создана система земляных валов, по гребню которых шла высокая деревянная стена с башнями; остатки валов сохранились и поныне. В 1398 году недалеко от города на горе Сторожи преподобным Саввой был основан Саввино-Сторожевский монастырь. Около 1399 в центре Городка возвели белокаменный Успенский собор, в 1405 — белокаменный Рождественский собор в монастыре. Город развивался, несмотря на разорение его татарами в 1382 и 1408.
Памятник Преподобному Савве Сторожевскому и князю Юрию Звенигородскому. 17 сентября 2005 года в день 853 годовщины основания Звенигорода произошло знаменательное событие — открыт памятник преподобному Савве Сторожевскому и князю Юрию Звенигородскому. Теперь жители и гости города могут «познакомиться» с этими поистине великими людьми, так много сделавшими для становления и развития города. Князь Юрий Звенигородский — один из сыновей Дмитрия Донского, всеми силами способствовал процветанию своей «отчины» и небезуспешно. В период его правления (с 1389 по 1434 гг.) в городе разворачивается строительство каменных сооружений, укрепляется Звенигородский кремль, основан Саввино-Сторожевский монастырь, воздвигнут собор Рождества Богородицы. Преподобного Савву современники чтили за высокую духовность и назначили духовником братии, позже Савва исполнял обязанности игумена Троицкой обители. Князь Юрий Дмитриевич Звенигородский упросил Преподобного Савву создать обитель на своей вотчине — в верховьях Москвы-реки, близ Звенигорода. Так и был основан «Дом пречистый на Стороже», ныне известный как Саввино-Сторожевский монастырь. Церковь Александра Невского. Строительство храма началось в 1898 году, и в мае 1902 церковь была освящена. Решение о возведении храма в Звенигороде было принято собранием городских уполномоченных в память императора Александра III. Строительство, во имя святого благоверного князя Александра Невского, было решено начать на кладбище Вознесенского храма. Церковь Александра Невского. В начале ХХ века открыла свои двери для прихожан шатровая церковь в псевдорусском стиле, с примыкающими с запада двухъярусной колокольней и трапезной. Настоятелем храма с 1920 по 1938 гг. был протоиерей Николай Розанов в 2002 году причисленный к лику святых новомученников и исповедников Российских. Судьба его трагична — в июле 1938-го Николай Розанов был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой и погребен в общей могиле. Храм закрыли, передали Звенигородскому узлу связи и перестроили. Облик храма, казалось, был утрачен безвозвратно. Церковь Александра Невского. Здание храма возвратили церкви в 1991 году, тогда же здесь вновь начались богослужения. До 2002 года в храме велись реставрационные работы, был возведен новый иконостас, внутреннее убранство и внешний облик храма были восстановлены. В конце 2003 — начале 2004 года произошло долгожданное событие: Александро-Невский храм и колокола для звонницы были освящены. Домики Памятник А.П.Чехову. 8 июля 2010 года в честь 150-летия со дня рождения А. П. Чехова в Звенигороде был открыт памятник великому писателю работы скульптора Владимира Курочкина. Впервые самостоятельно в роли врача Чехов выступил именно здесь, в Звенигороде. По окончании Московского университета, летом 1884 года Антон Павлович отправился замещать доктора земской больницы С. П. Успенского. Памятник А.П.Чехову. «Живу в Звенигороде и вхожу в свою роль, — сообщал в письме брату А. П. Чехов. — Гляжу на себя и чувствую, что не жить нам, братцы, вместе! Придётся удрать в земские эскулапы... Милое дело!» В день, в своем кабинете звенигородской больницы Чехов принимал более 30 больных. До наших дней сохранилось и здание больницы, и вековая липа, у которой любил сиживать Чехов, и аллея лиственниц посаженных писателем. Вечный огонь Храм Вознесения Господня. Церковь Вознесения Господня — изначально деревянная, основанная, по предположениям экспертов, в ХVI веке. В 90-х годах ХVIII века на том же месте был отстроен каменный храм в стиле классицизм. Церковь Вознесения Господня имела три предела — Толгской иконы Божией Матери, святителя Николая и Вознесения Господня. Храм Вознесения Господня. На долю храма выпали нелегкие испытания. Во время войны 1812 года церковь подверглась набегу французов и разорению. По окончании войны храм был восстановлен и обновлен. В 1838 году воздвигнута колокольня. Храм Вознесения Господня. Храм становится неотъемлемой частью духовной жизни звенигородцев и вскоре приобретает статус главного городского храма. В 1922 году церковь закрывают для служб и размещают в ее стенах поочередно зернохранилище и гараж. Весной 1941 года храм разбирают полностью. Благодатная территория долго оставалась незанятой, немым укором служил горожанам пустырь. В 1998 году начинается восстановление утраченного храма. Сперва была выстроена небольшая часовня, а позже, с 2003 по 2007 гг. велось строительство нового Вознесенского храма, отличающегося своим обликом от прежнего, но с теми же престолами. Москва-река. Москва-река. Почти рассвет. Cобор Успения Пресвятой Богородицы на Городке. Собор Успения Пресвятой Богородицы в Звенигороде является одним из древних храмом на территории Подмосковья и Москвы. Четырехстолпный одноглавый белокаменный храм, замечательный памятник раннемосковского зодчества, сохранившийся без существенных искажений - только вместо покрытия по закомарам устроена скатная кровля. Выстроен на средства звенигородского князя Юрия Дмитриевича. Cобор Успения Пресвятой Богородицы на Городке. Успенский собор на Городке построен около 1400г. князем Юрием Звенигородским на своем дворе внутри крепости. Городище, стоящее на высоком холме, над Москвой-рекой, в начале XVв. было обнесено мощными земляными валами. Является старейшей церковью московской области. Cобор Успения Пресвятой Богородицы на Городке. Четырехстолпный одноглавый собор сложен из белого камня. Своды собора коробовые. В западной части расположены хоры, на которые ведет внутристенная лестница. Фасады по середине высоты, верх барабана и апсид украшены белокаменными поясами орнаментальной резьбы. Собор завершается рядом закомар. Диагональные кокошники и кокошники верхнего яруса утрачены при замене покрытия четырехскатной кровлей. Cобор Успения Пресвятой Богородицы на Городке. По архитектурному мастерству и изысканности форм собор принадлежит к лучшим памятникам своего времени. В интерьере на стенах, столбах и барабанах фрагментарно сохранились фрески XVв., приписываемые кисти Андрея Рублева. Облик памятника в XIXв. искажен растеской окон, переделкой покрытия. Трехпролетная двухъярусная звонница перед западным фасадом, воспроизводящая тип древнерусских звонниц, выстроена в начале XIXв. Cобор Успения Пресвятой Богородицы на Городке. Близ храма у подножья холма бьет святой источник. В храме находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Киевская». Cобор Успения Пресвятой Богородицы на Городке. Внутреннее убранство содержит росписи Андрея Рублёва начала XV в. Первоначально существовавший в дьяконнике Георгиевский придел упразднен в XIX в. Звонница построена в начале XIX в. Закрыт в 1930-х, вновь открыт в 1946 году. С конца 1990-х является подворьем Саввино-Сторожевского монастыря. Церковь Богоявления Господня на Городке. В конце XIX века на Городке была построена деревянная Богоявленская церковь к востоку от Успенского собора с целью ограничения количества служб в каменном храме, на стенах которого сохранились фрески Андрея Рублева и, тем самым, сохранения этого редчайшего по красоте и одного из древнейших памятников Подмосковья. Церковь Богоявления Господня на Городке. В 30-х годах ХХ века деревянная церковь была сожжена. 5 августа 2001 года с благословения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и наместника Саввино-Сторожевского монастыря (подворьем которого является Успенский собор) архимандрита Феоктиста - настоятель подворья на Городке архимандрит Иероним в сослужении священника Тарасия совершили чин на закладку камня в основание храма во имя Богоявления. Дорога от Городка до Саввино-Сторожевского монастыря проходит по очень живописным местам, причем большинство людей проезжает их на машине.. ))) Памятник Преподобному Савве перед входом в монастырь. Князь Юрий Дмитриевич с самого основания Саввино-Сторожевского монастыря опекал его, стремясь превратить в свою придворную обитель. Уже в первые годы своего существования в начале XV в. (1402 г) монастырь получил от звенигородского князя обширные владения в непосредственной близости от города. Водовзводная башня и западная стена. В монастыре в 1650—1654 годах было сооружено семь башен, до наших дней дошли шесть. Красная (над Святыми воротами,)Житная, Водовзводная, Усовая, Северная и Восточная