Первые упоминания об имении относятся к 16 веку. Около четырехсот лет, вплоть до 1917 года, имение принадлежало роду Шереметевых. В начале 17 века здесь были деревянная церковь, боярский двор. Расцвет имения пришелся на 18 век, когда ей владел Петр Борисович Шереметев, сын знаменитого фельдмаршала Б.П.Шереметева, героя Полтавской битвы. Начиная с середины 18 века, создается прекрасный ансамбль с дворцом, большим парком и прудами. Здесь проходили пышные приемы гостей, на которых иногда собиралось до 30 тысяч человек. Для веселья были построены павильоны и беседки, оранжерея и кунсткамера, зверинец и охотничий домик. Последним владельцем ансамбля до 1917 года был Сергей Дмитриевич Шереметьев. После революции имение было национализировано. В 1919 году она стала Государственным музеем. С 1938 года музей был объединен с единственным в России музеем керамики.
А еще это замечательное место, что бы провести там выходной день... Только не забудьте взять с собой денег, посещение парка и дворца - платное.
Аллея парка. Кусковский ансамбль в целом сложился в 1750-1770 гг. при графе Петре Борисовиче. Осуществлению его замыслов во многом способствовала женитьба на единственной наследнице огромных владений канцлера А.М.Черкасского: в состав кусковской вотчины вошло соседнее село Черкасских – Вешняково.Обширная территория усадьбы складывалась из трех частей, но наиболее полно сохранилась «центральная» часть усадьбы с основными памятниками архитектуры Вид на церковь и кухонный флигель. Самой ранней постройкой усадьбы является Церковь, в стиле «аннинского барокко». Колокольня, напротив, самая поздняя из усадебных строений. Вместе с Дворцом, возведенным под руководством известного московского архитектора Карла Бланка, и Кухонным флигелем эти постройки образуют ансамбль Почетного двора, расположенного на берегу Большого пруда. Кухонный флигель (построен в 1756—1757 гг). Расцвет усадьбы падает на 1770 - 1780-е гг., Кусково принимало до 30 тысяч гостей. В программу праздников включались церковные ритуалы, фольклорные представления, катания на лодках под пение хора, фейерверк, роговые оркестры, морские парады, игры и карусели. Сценарии праздников предусматривали также балы во Дворце, «дивертисменты» и театральные постановки. Церковь Спаса Всемилостивого (1737—1739) и колокольня (1792). Домовая Церковь усадьбы Кусково - самый старый памятник архитектуры усадьбы. Это один из редких образцов культовой архитектуры аннинского барокко. За свою 270-летнюю историю Храм не перестраивался и дошел до нас почти неизменным. Его интерьер сохранил гармоничное архитектурное пространство и световоздушную среду барочного памятника. Возрождая традиции старинной усадьбы, в настоящее время в церкви по-прежнему проводятся службы, а над куполом парит белокрылый Ангел, осеняющий крестом, словно подтверждая девиз рода Шереметевых - "Бог сохраняет всё". Дворец – главное сооружение в загородной увеселительной усадьбе графа Петра Борисовича Шереметева в Кускове. «Большой дом», как называли Дворец в XVIII веке, строился в 1769-1775 годы под руководством московского архитектора Карла Бланка и был предназначен для торжественного приема гостей в летнее время. Построенный из дерева в традициях русского зодчества, он имеет два этажа – парадный и антресоли, на высоком каменном цоколе, где размещались винные погреба и хозяйственные помещения. Архитектура Дворца, выстроенного в стиле раннего русского классицизма, вместе с тем, типична для каменных дворцовых построек второй половины 18 в. Его фасад украшают три колонных портика: центральный – самый большой и торжественный, фронтон которого заполнен пышной резьбой по дереву вокруг вензеля «РS» под графской короной; боковые портики с лучковыми (полукруглыми) фронтонами украшены резными военными атрибутами. К парадному входу Дворца ведет центральный марш белокаменной лестницы и пологие пандусы – спуски для въезда карет. Пандусы фланкируют фигуры сфинксов - фантастических существ с женскими головами и львиными туловищами. Интерьеры Дворца - Комната для игры в карты. Летний дворец графа П.Б.Шереметева в Кускове – редкий образец загородного дома, полностью сохранившего до наших дней архитектурно - пространственное решение, а также подлинные элементы интерьеров: дощатые полы, печи и камины; декоративную живопись, резьбу по дереву и лепнину из папье-маше; зеркала и осветительные приборы. В создании интерьеров принимали участие приглашенные иностранные художники, скульпторы, резчики, а также русские вольные и крепостные мастера. Интерьеры Дворца - Бильярдная. Уютно обставленная комната с зеленой отделкой стен, расписным камином и большим бильярдным столом предназначалась для игры в бильярд. Интерьеры Дворца - Столовая. Предназначение столовой определяется ее обстановкой - посередине большого, просторного помещения расположен длинный овальный стол со всевозможной посудой, над головой распростерся расписной потолок, а на стенах размещены богатые портреты именитых хозяев-основоположников Дворца - Шереметевых. Интерьеры Дворца - Столовая. Интерьеры Дворца - Столовая. Интерьеры Дворца - Столовая. Портрет генерала-фельдмаршала Б.П.Шереметева. Художник Аргунов, 1768 год Интерьеры Дворца - Гостиная. Гостиная - первая комната Дворца, следующая после Парадных сеней. Она богато оформлена камином с зеркалом, картинами, шпалерами с изображениями парка Кусково, вазами разных размеров. Интерьеры Дворца - Гостиная. Интерьеры Дворца - Шпалерная гостиная. На стенах Шпалерной гостиной сохранились фламандские шпалеры конца 17 - начала 18 вв, на которых изображены фрагменты регулярного парка Кусково. Стулья с фламандской обивкой и карточные столы дополняют интерьер. В центре Шпалерной гостиной - камин с зеркалом и мраморные бюсты владельцев усадьбы работы Ф.Шубина - Петра Борисовича и Варвары Алексеевны Шереметевых. Интерьеры Дворца Интерьеры Дворца Интерьеры Дворца - Парадная спальня. Интерьеры Дворца - Парадная спальня. В Парадной спальне кровать с балдахином помещена в альковную нишу с балюстрадой работы И.Юста. Спальня оформлена портретами, интерьер дополняют настенные французские часы с боем 1 п. 18 в. Интерьеры Дворца - Вседневная опочивальня. Вседневная опочивальня была предназначена для дневного отдыха. Интерьеры Дворца - Картинная. Деревянное бюро. Интерьеры Дворца - Картинная. Картинная украшена живописью голландских, фламандских, французских, итальянских, немецких мастеров. Интерьеры Дворца - Танцевальный зал. Танцевальный зал, или Зеркальная галерея - самое большое помещение Дворца с большими окнами, зеркалами в виде фальшивых окон и большой картиной на потолке. Интерьеры Дворца - Танцевальный зал. Интерьеры Дворца - Танцевальный зал. Здесь проводились балы, обеды и приемы. Двери зала ведут в парк. Французский регулярный парк. Регулярный парк — парк, имеющий геометрически правильную планировку, обычно с выраженной симметричностью и регулярностью композиции. Характеризуется прямыми аллеями, являющимися осями симметрии, цветниками, партерами и бассейнами правильной формы, стрижкой деревьев и кустарников с приданием посадкам разнообразных геометрических форм. Французский регулярный парк. Голландский домик. Голландский домик – самый ранний из сохранившихся увеселительных павильонов усадьбы Кусково. Он был выстроен в 1749 году в память об эпохе Петра I и его увлечении Голландией. Как садовый павильон-имитация во вкусе архитектуры «разных времен и народов», Голландский домик – характерное явление в русской усадебной культуре середины XVIII века. Он считается одним из самых первых, художественно завершенных образцов подобных сооружений. Этот «архитектурный сувенир» первым встречал гостей, въезжавших в Кусково через подъемный мост. В годы расцвета усадьбы он являлся центром малого ансамбля на берегу залива-пруда, некогда изобиловавшего карпами, приплывавшими кормиться на звон колокольчика. Голландский домик. Не только сам домик с нарядным ступенчатым фронтоном, окнами с частыми, «в тридцать два стекла», переплетами, - точно сошедший с картин «малых голландцев», - но и все его окружение должно было вызывать определенные ассоциации с Голландией: и «городская застройка» вместе с исчезнувшими еще в XIX веке «Пагоденбургом» («Китайским павильоном») и «Столбовой» беседкой, и похожий на непременный голландский канал пруд, и крошечный сад с тюльпанами и гиацинтами, и огород со спаржей и капустой. Вид на Дворец из парка. В единственном в Москве французском регулярном парке с мраморной скульптурой и обелисками, со сложной гидросистемой, состоящей из прудов, каналов и мостов, сохранились многочисленные парковые павильоны. Итальянский домик. Из многочисленных «затей» блистательного Кускова ХVIII века с наибольшей полнотой сохранился лишь архитектурный ансамбль Итальянского пруда. Сказочное великолепие Грота, изящество архитектуры Итальянского домика и веселая россыпь нарядных Менажерей были призваны в атмосфере театральной условности увеселительной усадьбы создать образ страны дворцов и искусств – Италии. Был выстроен в 1754-1755 годах под руководством Ю.И. Кологривова – тонкого знатока искусства, получившего архитектурное образование в Риме. В структуре усадебных праздников Итальянский домик выполнял роль дворца для «малых приемов». И, одновременно, в убранстве павильона находил отражение характерный для ХVIII века интерес к собиранию «раритетов», редких произведений искусства, что придавало маленькому дворцу своеобразие музея. Грот. В восточной части кусковского парка, на берегу небольшого живописного прудика располагается павильон Грот. Постройка этого сооружения в «итальянской» части французского парка неслучайна («grotto» в переводе с итальянского – пещера). Именно в садах и парках Италии уже в XVI веке появились подобные сооружения и, в такой теплой стране внутри гротов устраивали либо купальню, либо фонтан. Гроты становятся популярны во многих странах Европы, и к XVIII веку мода на их устройство доходит до России, но уже, как правило, в качестве парковых павильонов, как в Кускове. Менажереи (современная реконструкция). Дословно Менажерея означает - "домики для птиц". Судя по всему тут держали птиц, живших на пруду. Вид на Итальянский домик. Грот. Во французском регулярном парке, практически лишенном тени, подобные сооружения предназначались для наслаждения прохладой в жаркий летний день. Стихия воды в камне – вот главная тема, которая звучит уже в архитектуре этого трехчастного барочного здания, построенного в 1756-1761 годах под руководством крепостного архитектора Шереметевых - Федора Семеновича Аргунова. Создается иллюзия, что из каменной вазы на куполе бьет фонтан, вода «растекается» по крыше, колоннам и тремя кругами расходится на основании здания. Усиливает впечатление отражение грота в зыбкой ряби воды.