Новоспасский монастырь был основан в 13 веке святым князем Даниилом Московским, сыном князя Александра Невского. Изначально монастырь был основан на месте, где сегодня расположен Данилов монастырь, потом, сын Даниила, Иван Калита, ставший великим князем в 1328 году, перенес монастырь на Боровицкий холм, ближе к своему дворцу.
В период правления княза Иоанна III, по инициативе его супруги Софии Палеолог, была начата постройка обширного великокняжеского дворца. Спасский монастырь мешал строительству, и его решили перенести на Васильевский стан на берегу Москвы-реки. По своему новому месторасположению, Спасский монастырь стал называться монастырем Спаса на Новом (месте) или Новоспасским. Новое место для монастыря было выбрано не случайно — на этом месте Василий Темный стоял против татарского хана.
План монастыря.
Изначально, все постройки монастыря были деревянными, только храм в честь Преображения Господня, заложенный в 1491 и освященный в 1497 году был каменным. При Иване Грозном монастырь превратился в неприступную крепость — были усилены крепостные стены с башнями, и проведены прочие работы, в том числе, вырыт ров.
Вид на монастырь с площади Крестьянская застава.
Монастырь сыграл немаловажную роль в защите Москвы от нападения татар. В 1521 году монастырь оборонялся от набега хана Махмет-Гирея, в 1571 году к его стенам подступил Давлет-Гирей. По врагам били из пушек и вели ружейный огонь, как с крепостных башен и стен, так и из нижних бойниц. По тревоге, стрельцы поднимались на стены к бойницам, а монахи разводили костры и готовили кипяток или горячую смолу, что бы вылить ее со стен на подступающих врагов. При обороне Москвы от хана Казы-Гирея в 1591 году, Новоспасский монастырь стал рубежом, далее которого татарской войско уже не смогло пройти. Крымская орда понесла в этом бою огромные потери, и с тех пор уже не подходила в Москве.
Вид на колокольню.
Однако воинские подвиги монастыря на этом не закончились. В начале 17 века монастырь выдержал осаду польских войск. «У стен Новоспасского в 1612 году князь Пожарский и верная дружина целовали крест, чтобы спасти Москву и положить за нее свои головы».
Вид на Спасо-Преображенский собор с площади Крестьянская Застава.
В 1613 году после вступления на престол царя Михаила Федоровича Романова, в истории Новоспасского монастыря началась эпоха процветания. В далеком 1498 году рядом с храмом Преображения Господня был похоронен предок Романовых, основатель династии — боярин Василий Захарьин, а позже и другие представители рода Романовых. К их могилам в определенные дни совершались царские «выходы». Монастырь стал местом великокняжеского и царского богомолья. Российские государи покровительствовали обители на протяжении всей ее дальнейшей истории. Даже Петр I, не испытывающий особой «любви к монастырям», велел в 1689 году украсить собор росписями, а в 1717 году отлить тысячепудовый колокол.
Вид на Спасо-Преображенский собор и Храм Покрова Пресвятой Богородицы.
Благодаря царским пожертвованиям, к концу 17 века Новоспасский монастырь стал одним из богатейших в Москве. Однако, после переноса столицы в Петербург, монастырь постепенно стал приходить в упадок. Здания монастыря сильно пострадали от многочисленных пожаров, часть из них сгорела дотла. При Екатерине II монастырь лишился своих поместий. Во время эпидемии чумы в 1771 году монастырь стал карантинной зоной, куда стекались жители Москвы и окрестностей.
Вид на Храм Покрова Пресвятой Богородицы.
Еще сильнее монастырь пострадал от нашествия Наполеона — обитель была подвергнута разорению и сожжена. Перед бегством, французы вырыли ямы под собором, что бы взорвать его, но, к счастью, не успели. К 1820 году все пострадавшие от французов здания были отремонтированы, построен новый двухэтажный корпус с кельями и хозяйственными помещениями. Из разбитого при пожаре колокола Петра I отлили новый, к середине 19 века обновили храмы монастыря.
Вид на колокольню.
В 1913 году, в год 300-летия Дома Романовых, монастырь в третий раз посетил Николай II. В начале века монастырь становится центром религиозно-нравственного просвещения населения, простые люди обучались грамоте, проводились миссионерские занятия.
Купол Спасо-Преображенского собора.
После Революции монастырь постигла страшная участь, тем не менее, спасшая его от разрушения — в 1918 году на его территории действовал концентрационный лагерь, позже женская тюрьма, затем исправительно-трудовой лагерь для уголовников и политзаключенных. Было уничтожено огромное старинное кладбище, где покоились Романовы и прочие видные деятели прошлых времен. В 1935 году территория монастыря была передана в ведомство НКВД, часть помещений была занята архивом НКВД, часть картофелехранилищем, некоторые помещения были заселены. В конце тридцатых годов было принято решение взорвать обитель, но планам помешала начавшаяся Великая Отечественная Война.
Вид на Спасо-Преображенский собор.
После войны, на территории уцелевшего монастыря располагались различные учреждения, в том числе, в Знаменском храме был медвытрезвитель. В 1986 году территория храма была освобождена, и был создан «Музей истории и современной практики реставрационного дела в СССР», что явно лучше, чем расстрельный лагерь и вытрезвитель.
Вид на Спасо-Преображенский собор из-под арки Колокольни.
4 декабря 1990 года, ровно 500 лет спустя закладки Спасо-Преображенского собора, Новоспасский монастырь был возвращен Московской Патриархии.
Небольшой колокол на Спасо-Преображенском соборе.
Храмы и постройки Новоспасского монастыря.
Спасо-Преображенский собор (1645—1647 гг., иконостас и росписи XVII в.)
Храм во имя прп. Романа Сладкопевца (устроен в 1900—1902 гг. в исторической усыпальнице рода бояр Романовых в подклете Спасо-Преображенского собора, воссоздан в 1995—2002 гг.).
1491 году Иоанн III заложил каменный соборный храм в честь Преображения Господня. Он стоял до 1497 года. Затем был разобран до основания. В 1645—1647 гг. над могилами бояр Романовых на средства Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых был сооружен Спасо-Преображенский Собор, грандиозный, торжественный, увенчанный могучим пятиглавием. Построен он был по образу Успенского собора и лишь ему уступал по своим размерам. В нем сохранились фрески 17 века. Особенностью Спасского собора были изображения внизу, в основании столбов соборной паперти древнегреческих философов и мудрецов Гомера и Орфея, Платона и других. Этим художники хотели сказать, что никогда мудрость даже самых великих языческих мудрецов не поднималась выше нижних ступеней христианского храма. Новый храм являлся усыпальницей рода Романовых. Храм был освящен в 1649 году.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы (1675 г.)
Теплая церковь Покрова Святой Богородицы построена на средства царя Алексея Михайловича Тишайшего в 1673—1675 гг. храм выстроен в русском стиле и увенчан тремя главами. Внутренняя роспись относится к 1780-му году. Храм освящали 3 раза. Впервые — по завершению строительства — в 1675 году, в 1813 году после Отечественной войны с Наполеоном, а третий раз — в 1997 году. В ней хранилась чудотворная икона Спаса Хлыновского, принесенная из Вятки.
Храм иконы Божией Матери «Знамение» с усыпальницей рода Шереметевых (1795 г.).
Храм Иконы Знамения Богоматери был построен в 1795 году на средства графа Шереметьева, на месте церкви начала XVII века. Строительство велось по проекту архитектора Е. Назарова, помощника В. И. Баженова. Знаменский храм стал усыпальницей графов Шереметевых. В этой церкви находится могила Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой-Шереметевой — знаменитой крепостной актрисы, ставшей женой графа Н. П. Шереметева. В 1902 году в Преображенском соборе, в усыпальнице Романовых был обустроен храм небесного покровителя семьи Романовых — преподобного Романа Сладкопевца.
В 1812 году французы превратили храм в конюшню, а при Советской власти тут была женская тюрьма, потом исправительно-трудовой лагерь. В тридцатые года, во время репрессий, в храме рассреливали людей. После войны храм превратили в медвытрезвитель.
Храм святителя Николая Чудотворца, бывший больничный, братский (1652 г.).
В северо-западном углу братских келий стоит одноглавый храм во имя святителя Николая. Храм был построен в 1652 году князем Яковым Черкасским при монастырской больнице. В подвальном этаже под церковью находились знаменитые застенки и каменные мешки, куда сажали преступников. После революции Никольский храм не закрывался вплоть до 1926 года, дольше других храмов. В 30-е годы храм превратили в склад конфискованной мебели и картофелехранилище.
Часовня на месте погребения инокини Досифеи (княжны Таракановой).
Инокиня Досифея умерла 4 февраля 1810 года. На отпевание прибыла вся знать во главе с главнокомандующим Московским гарнизоном гр. Гудовичем, присутствовали генералы, сенаторы и прочие. Инокиню Досифею похоронили справа от ворот у стены. На плите написали: «Под сим камнем положено тело усопшия о Господе монахини Досифеи обители Ивановского монастыря, подвизавшейся о Христе Иисусе в монашестве 25 лет, а скончавшейся февраля 4, 1810 года. Всего ея жития было 64 года. Боже, всели ее в вечных Твоих обителях!» В 1910 году на могиле поставили частовню.
Часовня 300-летия дома Романовых.
В 1913 г. в России торжественно отмечалось 300-летие царствующей династии. В Новоспасском монастыре, исторически тесно связанном с домом Романовых, это событие отметили строительством часовни. Небольшая, квадратная в плане шатровая часовня в псевдорусском стиле расположена у северной стены Спасо-Преображенского собора.
Крест-памятник Вел. Кн. Сергею Александровичу Романову.
На территории Новоспасского монастыря находится крест — памятник Великому князю Сергею Александровичу Романову, убитому в 1905 году на выезде из Кремля. Изначально крест-памятник был установлен на месте гибели генерала-губернатора Москвы С. А. Романова. В советское время был разрушен. Крест-памятник был восстановлен на новом месте в 1998 году, он выглядит так же, как и стоявший ранее на месте гибели С. А. Романова, выполненный по эскизам художника В. М. Васнецова.
Колокольня с храмом преподобного Сергия Радонежского (XVIII век).
Колокольня была построена в 1759–85 годах зодчим Иваном Жеребцовым. После смерти он был погребен в первом ярусе колокольни. В середине 18 века были построены первые два этажа колокольни, затем, в связи с нехваткой средств, ее строительство было приостановлено на 20 лет. Когда колокольня была достроена, то на средства московского купца Васильева, была позолочена ее глава. Общая смета постройки — около 80 тысяч рублей, сумма, по тем временам, очень внушительная. Высота колокольни 80,41 метра, что лишь немногим ниже колокольни Ивана Великого в Кремле, высота которой составляет 81 метр. Во втором ярусе колокольни, в 1787 году, на средства купеческой вдовы Наталии Бабкиной, был устроен храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского.
В 1812 году с храме выгорели все деревянные части, и каменные своды обрушились, в следствие падения двух колоколов весом 1100 и 425 пудов. Четыре года спустя колокольня и храм были восстановлены. На верху колокольни установлены часы с боем, в основании — главные ворота монастыря.
Крепостные стены монастыря (XVII век).
В 1640 году, по указу царя Михаила Федоровича, деревянная стена была заменена на каменную. Стена, высотой 7,5 метров, толщиной в два, длинной 650 метров в восемью башнями, была оборудована множеством бойниц разного предназначения. Каменщики, строящие стену, поселились вблизи монастыря, и образовали слободу под названием Каменщики, именно она дала название двум улицам Москвы, ведущим от монастыря к Таганской площади — улицы Большие и Малые Каменщики.
Башни монастыря (XVII век).
Помимо военных функций, в мирное время, башни использовались по хозяйству — в них были кладовые, мастерские, и жилье служителей монастыря.
Братский корпус (XVII век).
В 1619 году, Патриарх Филарет «пожаловал в дом ко всемилостивому Спасу на келийное строение денег сто рублей». На эти средства был построен корпус келий, в котором разместились баня, пекарня, кухня и прочие помещения.