Забавно, что впервые оказавшись в Тисио, мы не поняли что это и зачем. После перелёта и бессонной ночи просто догуляли в этот район,не особо сверяясь с картой.
Сначала заметили замечательную византийскую церквушку Агии Асомати
(Святых бесплотных сил)-Св. Духа , такую малюсенькую — кажется, можно рукой дотянуться до крыши. Её постройка датируется второй половиной XI в. В 1960-х годах она была отреставрирована и возвращена в почти первозданный свой облик.
От церквушки уводила куда-то пешеходная улочка, полная торговцев сувенирами — первый признак, что где-то поблизости есть важный туристический объект. Но за густой зеленью парка ничего видно не было. Входа и касс мы тоже нигде не увидели, а потому просто погуляли по красивому району, восхищаясь видом на Акрополь. Кстати, по моему мнению, из этой точки вид лучший в Афинах. Не случайно прямо на площади устроен открытый ресторан, и всегда полно посетителей.
Напротив, на холме Нимф обращает на себя внимание очень нарядная церковь Св. Марины и рядом с ней купол обсерватории. Церковь новая, ей 90 лет, но построена в типичном для Афин византийском стиле.
А когда мы вернулись в Тисио снова поздно вечером, всё стало понятно: пропустили мы утром ни много, ни мало — храм Гефеста! Теперь, подсвеченный и сияющий, он доминировал над всем районом.
С храмом этим в учёных кругах вышла известная путаница. Долгое время думали, что он посвящен герою Тесею, отсюда и название Тесейон. Ошибка произошла оттого, что фронтоны храма Гефеста украшены барельефами с деяниями Тесея.
Тесей — древнегреческий герой, сын афинского царя Эгея , а возможно, самого бога Посейдона и царевны Эфры. Тесей победил Прокруста, Минотавра и совершил множество других подвигов.
А Гефест — в греческой мифологии бог огня, покровитель кузнечного ремесла и самый искусный кузнец. Его изображали могучим и широкоплечим, но некрасивым и хромым на обе ноги.
Согласно мифам, все здания на Олимпе были построены Гефестом, а также Зевс поручал изготавливать свои не знающие промаха молнии только ему.
Ну что же, на следующий день отправились в Тисио уже осознанно. У входа нас встречал сам Тесей ( или это просто некий спартанец?), однако кассы пришлось снова искать.
Всё потому, что храм окружён густым парком. Это, конечно воссоздано. А первый сад вокруг храма Гефеста был разбит в III веке до н.э, там были посажены деревья и кустарники лавра, мирта и граната.
Храм Гефеста , или Тесейон (Theseion), построили при Перикле, практически одновременно с Парфеноном. Постройка храма растянулась больше чем на 30 лет, потому что часть строителей была переброшена на возведение Парфенона в афинском Акрополе (438 год до н.э.). И храм Гефеста полностью закончили уже после Пелопоннесской войны в 415 г. до н.э. Имя архитектора Храма Гефеста история не сохранила, но считают, что это тот же зодчий, который построил храм на мысе Сунион и храм Ареса на Агоре.
Кроме храма Гефеста на территории нижнего города, было ещё с десяток похожих храмов. Все они отличались лишь деталями: высотой постаментов, количеством колонн, скульптурами фасадов, и все были похожи на Парфенон, который превосходил их в размерах и красоте и гордо возвышался на высоком холме.
Но по иронии судьбы, Храм Гефеста лучше сохранился, чем Парфенон, и сегодня выглядит как его миниатюрная, но более совершенная копия. Всё потому, что В Парфеноне "поселилась" Война ( при турках там был пороховой склад, взорвавшийся при попадании вражеского ядра), а в Храме Гефеста — Вера.
Своей хорошей сохранностью храм обязан христианской церкви, а именно церкви Святого Георгия, которая в VII веке расположилась в здании античного храма, и использовала его в качестве православной церкви до 1834 г.
Все колонны храма, его фронтоны и большая часть кровли остались практически нетронутыми. Только его внутреннее убранство и гравюры не уцелели от набегов мародёров и воздействия времени. И всё же, всё же... подумать только, что возраст этого здания приближается к двум с половиной тысячелетиям!
Какое-то время, после обретения Грецией независимости в храме размещался Национальный Археологический Музей.
Ныне Тесейон объявлен национальным памятником.