В заглавии слова любимой фанатской песни, которая поется на мотив битловской "Yellow submarine". Эта заметка будет об особенностях спортивного туризма на конкретном примере.Именно так, в сентябре в Вену мы приехали именно на матч Лиги Европы с местной "Аустрией"...
Выезда на матчи любимой команды это вообще отдельный вид туризма. Здесь множество факторов и своих заморочек, но при всем есть одно главное условие - в день матча к моменту начала матча ты по-любому должен находится в городе проведения матча на стадионе. Все остальное крутится вокруг этого фактора. Выполнение именно этого условия зачастую ставит задачи, похлеще любого квеста...
Фактор первый. Обычно, если нет каких-либо противопоказаний, перед нами стоит довольно сложный выбор места своего путешествия. Здесь же ты не выбираешь город, страну и время путешествия. За тебя стараются чиновники УЕФА во время жеребьевки. И вот раз - и в середине сентября, во время максимальной загрузки по работе надо быть в Австрии. Кроме того, что минимальное время на получение шенгенской визы, так и с работы на долго не вырвешься. Толи дело летом, под матчи устраивали недельные путешествия на авто то в Австрии - игра была в Граце, то месяц назад по Швейцарии и Франции - игра в Сошо. При всей временной сжатости, по любому приходится отлучиться на 3 дня. День перелет в Вену ( летели из Днепропетровска, такой парадокс, в наши даты из Днепра билеты 460 долларов, а из Харькова более 1100, при расстоянии между городами примерно 250 км.). Прилетели-разместились уже потемнело. Потом весь день в городе. При этом, есть множество условностей проведения этого дня, о чем потом продробнее. Ну и день на возврат. Итого: на один полезный день затрачено три рабочих.
Ну и собственно день матча. Здесь тоже есть свои обязы. С утра мы всегда надеваем футболки своей команды. Перемещаясь по чужому городу в день игры в символике команды-соперницы местных часто возникают контакты с местными болельщиками (не было случаев агрессии до матча), а особенно приятны пожелания победы нам от болельщиков "заклятых друзей" наших противников, если в городе есть минимум два клуба (в нашем случае от болельщиков "Рапида"). Маршрут этого дня надо продумать так, что бы до матча попасть на стадион и в фан-шоп. Нам перед поездкой сообщили, что на стадионе нет клубного магазина. А ведь прикупить атрибутики соперника на память еще одна часть обязательной программы, желательно, что-бы это было что-нибудь, выпущенное непосредственно к этому матчу (в поездке в Сошо, когда мы с Сергеем сообщили нашему третьему компаньону Виктору в городе Кольмар, что не поедем в винную деревушку Эльзаса, потому что пора выдвигаться на Монтбельяр, чтобы успеть купить атрибутику, прозвучала классическая уже фраза: не понимаю, как можно убить пол дня, что бы купить значек, и ответ: да за этим значком мы, собственно,сюда и приехали).
Я в Google нашел, где расположился магазин. Это было недалеко от ратуши, но в совсем не туристическом районе Вены. Здесь хочется отметить еще одну характерную особенность "спортивного" туризма. Стадионы и фан-шопы редко расположены в туристических районах, и это создает возможность, как осознанную, но все-же вынужденную необходимость, познакомиться с городом пребывания чуть шире, чем при экскурсионном посещении. Мы пошли туда пешком, по дороге посетив ратушу и парламент... По нашему адресу магазина не оказалось. Рядом был просто спортивный магазин с отделом атрибутики "Рапида". Там нам дали адрес нового магазина "Аустрии" - в этом году клуб отмечает столетие, и решили открыть новый магазин. Естественно, другой район города. К счастью, туда смогли добраться на трамвае без пересадки. Зашли - только клубная атрибутика, ничего матчевого. Купили от расстройства значки и вымпел, и уже на кассе узнали, что на стадионе тоже открылся магазин, и там есть матчевые шарфы. На стадион нам все-равно надо. Билеты на матч купить, да и сфотографироваться по светлому на фоне. Плюс изучить днем маршруты подъезда, а главное, возвращения после матча.
Вот и второй обязательный элемент игрового дня - поездка на стадион. От фан-шопа туда идет прямое метро до конечной, а там или пешком минут 25-30, или 3 остановки трамваем. Добрались, купили в офисе билеты на гостевую трибуну, пошли в магазин... там было все. Мы убили пол-дня на поиск фан-шопа, а все было здесь (с другой стороны увидели районы Вены, в которые точно просто так не пошли бы, своего рода фатализм). Дальше уже все банально. Обязательная программа закончена, начинается произвольная. Вернулись в отель, выгрузили покупки, выпили бурбона за удачу, пошли бродить по городу. Встретили украинских журналистов, в 3-х этажном магазине "Swarovski" купили подарки для жен... Короче, все как везде...
А вечером был матч, была волевая победа, были положительные эмоции... Было то, ради чего стоит потратить 3 дня, не одну сотню евро. Ведь посетить незнакомый город уже хорошо, а посетить там запоминающееся событие - хорошо вдвойне.
Конечно, есть и другие способы "спортивного" туризма: выезды фанатскими автобусами, полеты с командой чартерами, недельные поездки с заездом в город в день игры и др. И у нас каждый раз бывает по разному. Здесь же описание нашего последнего, в общем-то достаточно характерного.
Долгоискаемый фан-шоп " Аустрии"
Атрибутика, выпускаемая непосредственно к матчу
а это значек нашей группы
уже вечер, перед матчем на стадионе
наши готовятся, растягивают банеры
на центральной трибуне руководство клуба
талисманы хозяев
Разминка перед матчем
Сейчас начнем, во время матча я не снимаю, я болею за своих...
радостный итог