Знает ли кто-нибудь, как выглядит Василиск? Это такое чудовище — полу-петух, полу-дракон. Но при всей нелепости своего облика, пострашнее любого Змея Горыныча будет. Ибо Василиск не только летает и пыхает огнем, но и одним только взглядом способен испепелить. Родится чудище из яйца, снесенного петухом, и высиженного змеей. Либо девственница выносит яйцо подмышкой за 11 дней. Ну, то есть ни одно условие из перечисленных, по-моему невыполнимо. И Василиску родиться на нашей земле просто не суждено.
Но жители средневекового Базеля так отнюдь не считали. Истории известен случай ( 1474 год, сохранились документы), когда на Ратушной площади торжественно казнили петуха, который якобы снес яйцо. Что вылупится из яйца, проверять не стали, а быстренько назначили Василиска символом города.
С середины XV века это злобное существо стало изображаться в качестве щитодержателя, поддерживающего герб Базеля, а также чеканиться на монетах. Да и теперь в Базеле изображения устрашающего полукровка где только не красуются.
Свою прогулку по Базелю мы начали от Элизабетенкирхе или церкви Св. Елизаветы. Внешне это церковь себе и церковь : высоченный готический шпиль, мрачноватый вид — это из-за того, что фасад облицован серым песчаником. Внутри скромный декор, минимальные пинакли на своде, но роскошные витражи.
Однако это не обычная церковь, до неожиданности. Я и не знала, что бывают «открытые церкви» (offene Kirche или City-Kirche) , которые служат как духовным, так и светским целям. Каким светским? Выставки, свадьбы, концерты, лекции, корпоративы, банкеты, дискотеки(!)....и даже выставки буддистских святынь и фестивали мусульманской культуры.
На площади перед кирхой мы видели шатры, а на Мюнстерплац был огромный открытый кинотеатр — город явно готовился к какому-то фестивалю. Только вот людей вокруг почти не было, Василиск их всех испепелил, что ли?
На подходе к центру недоразумение разрешилось, вот уже и люди, и элегантные дома, и дорогие магазины. И часы, как же без этого в Швейцарии.
Дома в Базеле не просто элегантные, они все, даже высокие, многоквартирные — удивительно гармоничные.
В Базеле очень любят, я обратила внимание, цветные яркие отделки: то черепица на крыше, как россыпь монпасье, то мозаики-кантики с яркими орнаментами на фасадах.
Стоило появиться людям, тут же появились и мысли, мол, все-таки хорошо, что людей не очень много. Особенно, когда я увидела многочисленные велосипеды, подумалось — хозяева, наверно, на работе да на учебе — а то как поехали бы все разом, не осталось бы для нас, никчемных пешеходов, места на тротуаре.
Но уже скоро всеми мыслями и вниманием завладела Ратуша Доминанта
Её надо посещать, как музей, долго и со вкусом, желательно с подробным описанием перед глазами.
Получив порцию эстетического удовольствия, мы решили прогуляться к Рейну.
Выбрались на Средний Мост (Mittlere Brücke) — самый старый мост через Рейн...ну, ладно, не точно этот, а его предшественник.
Вот ведь как бывает: течет Рейн-река в основном по германским землям, а первый серьезный мост, соединивший берега, построили в Швейцарии. В далеком 1225 году!
Примерно на середине моста видна крыша часовенки, с полюбившейся уже, разноцветной черепицей. Это Käppelijoch,а по-русски название не знаю, как произнести. Интересно, что эта часовня 14-го века на самом деле элемент инженерного значения, а не духовного — она построена для утяжеления мостовой опоры.
А в гордой истории Среднего Моста имеются и темные пятна: в средние века, кроме главной своей функции, мост служил местом смертной казни, путем утопления в реке.
Вообще возле моста советую задержаться и смотреть во все глаза, здесь столько интересного! Мы, к сожалению, многое пропустили. Вот, например, забыла я, что надо поискать маску короля-хулигана, который всех дразнит, и показывает язык (на доме по адресу Schifflände, 1).
Король-язык — фото из интернета
Зато я отметила бронзовую фигурку "Амазонка с лошадью", хоть и приняла сначала за современную. Ан нет, ей уже 100 лет, этой девчушке.
И если задуматься, не надо свысока судить нелепую современную скульптуру, ведь лет через сто всё это будет исторически ценным...если достоит. Хотя, в Швейцарии всё сберегут, я полагаю.
От раздумий о вечном отвлекли обычные, человеческие голоса — надо же, купается народ в Рейне, чуть не в самом центре города. Я прочитала потом, у них это абсолютно принято. Даже на работу могут добираться вплавь, спрятав одежду в специальную,непромокаемую подушку.
Хотели мы тоже поплавать, хотя бы на кораблике, но время неумолимо поджимало.
Я сама виновата, нельзя было на Базель выделять только один день. Одного дня с трудом бы хватило даже тем, кому достаточно обзорной прогулки, а я же музеи люблю. И в Базеле их столько!
Может быть успеем посмотреть хоть парочку, не самых больших?
И мы понеслись...
Чуть было не проскочили мимо Университета.
Ведь Базель — университетский город. Первый университет был основан в 1460 году и является старейшим высшим учебным заведением в Швейцарии. Вот я и думала, что здание должно быть старинным. Оно сохранилось, но основной корпус и большинство факультетов находятся в современных зданиях.
Перед главным корпусом стоит скульптура "Учитель и Ученик", на мой вкус невнятная, но её вида хватило, чтобы хоть сам корпус заметить.
Да, здание современное, но вы подойдите, посмотрите какое мозаичное панно при входе! "Призвание" называется, все из местных камней
.
Мы зашли вовнутрь, прошли коридором через корпус, даже пообщались со студентками на предмет уточнения дороги, и вышли через ботанический сад Университета.
При выходе из сада можно увидеть средневековые ворота Шпалентор. Но Шпалентор огорчил, будучи до самой макушки укрыт лесами. Не повезло, я даже фотографировать не стала.
А так хотелось посмотреть ворота 14-го века, которые считаются чуть ли не самыми красивыми во всей Швейцарии. За красоту их и пощадили, когда в середине 19-го века снесли мешавшие росту города крепостные стены и еще 4 из шести подобных ворот.
Шпалентор — фото из интернета
Это была первая, но не последняя неудача.
Из множества музеев Базеля я выбрала Скульптур-холл ( Skulpturhalle), где выставлены копии самых известных древних скульптур. В музее находится даже полная реконструкция скульптур из Парфенона в Афинах, единственная в своем роде.
Хотелось показать дочке Давида и Венеру, и многое, что ей, я надеюсь, в будущем предстоит увидеть в подлинниках, путешествуя по миру.
И вот уже музей ( Mittlere Strasse 17) и крылатая Ника встречает нас у входа...
И оказалось, что все закрыто на ремонт, только через открытые окна виден кусочек того, что нам не досталось.
Я честно постаралась не расстраиваться из-за этого, и думать так : просто Базель хочет, чтобы мы вернулись к нему еще раз...
Зато мы больше не бежали, а уже спокойно продолжили наш путь, чтобы выйти к площади Рыбного Рынка — Fischmarkt, и поприветствовать чудесный разноцветный фонтан Fischmarktbrunnen.
До конца XIX века на площади торговали рыбой, а чтобы она подольше оставалась свежей, рыбаки опускали ящики с рыбой в этот фонтан.
На верхушке Фишмаркт-брюннен устроились под готическими балдахинами Мадонна с младенцем, святой Петр и евангелист Иоанн, а ниже расположились 13 ангелов, 6 святых и 3 пророка.
Пожалуй, это — один из лучших памятников средневекового искусства в Базеле, хотя и другие фонтаны, что мы видели, чудо, как хороши.
Крутыми улочками, тихими, пешеходными, мы взбирались все выше на холм, к Соборной площади.
Мы прощались с городом, но нам ещё предстояло увидеть символ Базеля и его важнейшую достопримечательность — Базельский собор (Basler Münster)
Средневековый храм храм со стенами из красноватого песчаника, прекрасный памятник романской и готической архитектуры.
Как и Ратуша, Базельский Мюнстер имеет многовековую историю. Так же, как и Ратушу, фасад Собора украшают фигурки королевской четы: Генриха II Святого и его жены Кунигунды. Они были меценатами и покровителями города. Мюнстер строился, в частности, на их пожертвования и освящен в их присутствии в 1019 году.
То был второй Базельский собор, он несколько отличался от нынешнего и имел три нефа и крипту. Сегодня снаружи можно увидеть лишь небольшой фрагмент той старинной постройки — слева от входа основание башни Св.Георгия отличается кладкой из более светлого камня. Эту часть фасада украшает скульптура Св. Георгия, убивающего дракона ( дракон больше на терьера похож, жалко собачку).
На второй башне — Св.Мартина — находится изображение святого Мартина, отрезающего половину своего плаща, чтобы отдать его нищему.
На этой же башне можно видеть часы: ниже механические, над ними — солнечные. Солнечные часы показывают время на час вперед, т. к. настроены на "базельское время", принятое до 1779 года.
Собор несколько раз перестраивали, сначала в позднероманском, позднее в готическом стиле, но вплоть до Реформации Мюнстер оставался католическим Кафедральным Собором.
В феврале 1529 года вооруженные сторонники Реформации ворвались в храм, круша изображения святых и бесценные предметы искусства. Эти события вошли в историю под названием "иконоборческого вандализма".
Часть уцелевших сокровищ находится теперь в Историческом музее Базеля, а собор стал главной протестантской (евангелическо-реформатской) церковью города и всего кантона Базель-Штадт.
Базельский Мюнстер известен еще и тем, что в нем находится захоронение знаменитого гуманиста Эразма Роттердамского, значительную часть жизни проведшего в Базеле.
Это, пожалуй, лишь малая часть того, что можно рассказать про тысячелетний собор и увидеть внутри него и снаружи.
Но нам, увы, уже пора уезжать.
Я покидаю Базель с чувством, что не увидено слишком много, с ощущением вдруг оборванной беседы. И с сильным желанием вернуться сюда еще!
Король-язык — фото из интернета
Шпалентор — фото из интернета