День 7.
В этот день мы решили погулять по Регистану уже при свете дня. Погодка выдалась безоблачной, солнечной. Многие называют такую погоду отличной, но для меня это аццкий ад — очень жарко. Местные ходят в пиждаках и удивленно смотрят на нас, обливающихся пОтом.
Фоток будет много, интересных мест тоже, поэтому исторические справки буду загонять в квоты, кто не хочет читать историю — пропускайте.
Про Регистан (39.654771, 66.9757193)
Площадь Регистан
«Я — Регистан, я — сердце Самарканда».
Регистан — украшение Центральной Азии, одна из великолепнейших площадей мира, которая находится в центре старого Самарканда. Каждый, кому посчастливилось оказаться здесь, не может остаться равнодушным: величие и красота Регистана вызывают у всех без исключения чувство восторга.
Площадь РегистанБытует легенда, что с начала XV века и вплоть до начала века XX на площади проходили публичные казни, и, чтобы кровь лучше впитывалась и не была заметна, земля была усыпана песком. Поэтому площадь и назвали Регистан («рег» — песок и «стан» — место) — место, покрытое песком. Помимо всего прочего, это было место, где собирался народ, ибо именно здесь оглашались все королевские указы, перед прочтением которых громко трубили в трубы. Но не стоит забывать, что изначально, в начале XV века, на площади еще не было ни одного из тех уникальных памятников средневекового восточного зодчества, которые сейчас окружают ее с трех сторон в виде прекрасного архитектурного ансамбля.
Регистан — огромная площадь, замощенная обожженным кирпичом и булыжниками, на которой стоит ансамбль из трех величественных средневековых университетов, включенный в 2001 году в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Центром этого ансамбля, считающегося одним из величайших сооружений исламского мира, является медресе Тилля-Кари, слева от него построено медресе Улугбека, а справа — медресе Шердор.
Строительство медресе шло в разное время. Первым было медресе Улугбека, возведенное в период с 1417 по 1420 гг. по распоряжению внука Тимура — правителя и астронома Улугбека. Двумя веками позже по распоряжению самаркандского правителя Баходура Ялангтуша были построены еще два монументальных здания: медресе Шердор и медресе Тилля-Кари. Каждое из трех строений являет взору свой неповторимый декор — филигранные вырезанные в камне узоры, украшающие стены и порталы. Голубые купола медресе сделаны из обожженного кирпича, а снаружи облицованы глазурованной плиткой, которая ярко сияет на солнце, с какой бы стороны оно не светило. Изящество драгоценных мозаик медресе Улугбека, бирюзовые купола и величественные минареты Шердора, золотые росписи стен Тилля-Кари — все это поражает, удивляет и притягивает.
Однако был период, когда Регистан погрузился в запустение. С конца XVII века и особенно в первой половине XVIII века город переживал кризис: столицу ханства перенесли в Бухару, и Великий Шелковый Путь перестал проходить через Самарканд. Медресе Регистана опустели. По свидетельству современников, был даже период, когда город почти полностью опустел, а в медресе жили дикие звери. К концу XVIII века Самарканд стал постепенно оживать, и вновь закипела жизнь на Регистане: здесь снова появились многочисленные мелкие лавки и строения, а маддахи (рассказчики), сопровождая повествование жестами, полными драматизма, громко славили подвиги святых и героизм прославленных воинов давно минувших дней. В 1875 году площадь была выровнена и замощена. Регистан, как и раньше, стал центром города.
Сегодняшний Регистан продолжает удивлять и впечатлять и навсегда остается в памяти и сердцах прикоснувшихся к нему. Два раза в год на площади Регистан проводится большой музыкальный фестиваль «Шарк тароналари» («Мелодии Востока»), на который съезжаются творческие коллективы со всей Азии. Здесь, на Регистане, проходят и другие фестивали и праздники, а в будние дни на площади работают мастерские и лавочки, в которых туристы могут приобрести уникальные вещи, сделанные руками восточных мастеров.
В парке цветут молодые каштаны
На самой площади в этот момент идет реконструкция и туристов туда не пускают. Поэтому фоткаем из далека.
Справа — Медресе Шердор, по серединие Медресе Тилля-Кари, слева Медресе Улугбека.
Вот интересная информация по ним:
Медресе Улугбека
Медресе Улугбека было построено внуком Великого Тамерлана в 1417-1420 годах и стало самым прекрасным из всех его творений. Гордые громады древних стен и башен медресе Улугбека возвышаются над легендарной площадью Регистан. Как говорят самаркандцы, от тяжести медресе Улугбека в Самарканде «хребет земли приходит в содрогание».
Само здание медресе обращено к площади величественным порталом со стрельчатой аркой. Помимо традиционных цитат из Корана на портале написано следующее: «Про этот дом можно сказать: он есть многостороннее озарение для людей, прямой путь, милость для людей, имеющих верное зрение. Достойный султан, сын султана, основатель этого здания науки и благодения, удовлетворитель мира и веры — Улугбек Гурган. Да хранит Аллах дворец его владычества, укрепит основание его до конца существования государства его. Подлинно хорошо жить в этом величественном медресе: мир Вам! Вы были добрыми, за то войдите в него, оставаясь в нем навеки. Год 820 (1417). Да будет известно: это здание превосходнейшее и высочайшее из мест мира, совершеннейшее из построек по искусству и работе, указывает основы науки и руководствует в пути спасения; живущие в нем люди шариата и фатвы; потому названо это великое училище — »живут в нём учёные".
Главный фасад медресе, обращенный к площади Регистан, выделен величественным порталом. Орнамент из резной мозаики, майоликовой плитки, резного мрамора, облицовка здания украшена каллиграфическими письменами изумительной работы — художественное совершенство в наивысшей его степени.
По углам медресе — высокие купола и стройные минареты, над входной аркой — мозаичное панно с геометрическим орнаментом. В квадратном дворе находятся мечеть, лекционные комнаты и 48 худжр, где жили студенты. Каждая из худжр разделена на две комнаты — для двух человек. Первый этаж комнаты предназначен для занятий, второй — для отдыха. Освещались комнаты при помощи масляной лампы. В XV веке это был один из лучших духовных университетов мусульманского Востока. Здесь учился Абдурахман Джами — знаменитый поэт, учёный и философ.
Кто был архитектором этого потрясающего здания, не уступающего постройкам Амира Тимура в художественном отношении и значительно превосходящего их по своей прочности, неизвестно. В некоторых источниках говорится, что Улугбек лично принимал участие в строительстве медресе.
При всей своей монументальности здание кажется легким и изящным. Рельефных деталей стен, которые указывали бы на их значительную толщину, или совсем нет, или же они сведены к минимуму. Мелкий декоративный орнамент, сине-голубые изразцы на стенах также способствует ощущению легкости, а стройные цилиндрические минареты как бы вписали здание в вечно синее самаркандское небо. В декоре в основном использованы три характерных для самаркандских мастеров цвета: белый, синий и голубой. Присутствие других цветов в оформлении говорит об участии в строительстве и мастеров из других регионов.
Как гласит предание, помимо целой плеяды известных ученых (Казы-заде Руми, Маулана Кашани, Маулана Кушчи и других), читавших здесь свои лекции по математике, геометрии, логике, естественным наукам, астрономии, богословию, о человеке и мировой душе, в медресе преподавал и сам Улугбек. А в качестве ректора Улугбек выбрал человека простого, но очень образованного — Маулана Мухаммеда Хавфи. В день открытия медресе Хавфи прочитал лекцию в присутствии 90 ученых, но никто не смог понять эту научную речь, кроме самого Улугбека и его учителя Казы-заде Руми, которого современники называли «Платон своей эпохи».
К несчастью, Улугбек, великий ученый и просветитель, математик и астроном, не смог вовремя заметить опасность, исходившую от самого родного человека: 25 октября 1449 года Улугбек был убит по приказу своего сына Абдулатифа. Тело Улугбека было брошено на пороге его скромного жилища в стенах медресе. Но справедливость восторжествовала: через пять с половиной месяцев сам Абдулатиф будет казнен, а на могиле его напишут ”отцеубийца”.
Медресе Шердор
Медресе Шердор («Обитель львов») назвали так из-за изображенного на портале символа власти в Самарканде — барсов с солнцем на спине и большой свастики, в которой на особом арабском шрифте вписано «Господь Всемогущ!».
Это медресе было возведено в Самарканде на площади Регистан в первой половине XVII века. Здание, архитектором которого был зодчий Абдул Джаббар, строилось почти 17 лет (1619-1636 гг.). Медресе Шердор повторяет медресе Улугбека, но с искаженными пропорциями. Скорее всего, именно несоизмеримо большие размеры купола послужили причиной того, что здания разрушилось уже через несколько десятков лет после постройки.
Все стены медресе покрыты цитатами из Корана. С большой фантазией украшены наружные и дворовые фасады: великолепие драгоценных мозаик, ребристые бирюзовые купола и облицовка из глазурованного кирпича привлекают к стенам медресе множество туристов. Множество вьющихся цветов, образующих сложный ажурный орнаментальный узор, украшают мозаичное панно дворовых арок. При этом интерьер худжр-келий, в отличие от внешнего убранства, строг и аскетичен. Помещение с гладкими белыми стенами делилось на три части: комната для занятий, небольшая кладовая и отдельное место для сна.
Медресе Шердор В начале XX века в медресе начались большие ремонтно-реставрационные работы и археологические исследования: отремонтированы худжры, восстановлена обвалившаяся часть кирпичного свода портальной арки, укреплена резная мозаика тимпана, разобран и заново переложен деформировавшийся свод главного портала. Все работы велись с соблюдением древних традиций узбекских народных мастеров, согласно которым разборка и кладка свода производилась без кружал. Кладка была закончена в 1925 году. Позже были переложены купола и своды худжр, а также облицованы крылья фасадов медресе. В 1960-1962 годах были отреставрированы два минарета высотой 31 метр главного фасада медресе и резная мозаика большого тимпана.
Медресе Тилля-Кари
Медресе Тилля-Кари («Отделанное золотом») начали строить в 1646 году на месте оставшегося еще со времен Улугбека караван-сарая Мирзои. По замыслу Ялангтуша бий Баходура, это медресе должно было своим главным фасадом замкнуть ансамбль на площади Регистан с северной стороны, а в самом здании должна была разместиться мечеть, чтобы студенты Медресе Тилля-Каримогли совершать молитву, не уходя из медресе. Особенно впечатляет в медресе стенная живопись и богатая позолота внутренних стен главного помещения мечети.
Главный фасад состоит из центрального портала, фронтальных крыльев с двумя ярусами худжр, обращенными на площадь арочными нишами-лоджиями и угловыми башнями — гульдаста. Двор с четырьмя айванами по периметру окружен кельями в два этажа. Остальные стены и свод были сплошь покрыты росписью «кундаль» с обильной позолотой. Позолочен был михраб (молитвенная ниша в стене, обращенной к Мекке) и 11-ступенчатый минбар (возвышение для проповедника — имама). Обилие позолоты в отделке и определило название медресе — Тилля-Кари. Дворовые и наружные фасады облицованы мозаикой и майоликой с различными узорами — геометрическими, растительными и эпиграфическими. Добротные деревянные двери украшены тонким орнаментом.
В начале XIX века сильное землетрясение разрушило в Тилля-Кари из без того накренившийся главный портал. Позже верхняя его часть была отстроена затем заново, но на ней уже не было изразцовой облицовки. Реставрационные работы в Тилля-Кари начались в 20-х годах прошлого века: узбекские мастера-керамисты укрепили оставшиеся старые изразцы и изготовили новые. В начале 30-х годов изразцами местного производства облицевали боковые части переднего фасада медресе. Реставрация Тилля-Кари продолжилась в 1950-1956 годах: тогда восстановили облицовку дворовых фасадов и большого барабана мечети, укрепили металлическими «связками» юго-западный угол медресе и южную галерею мечети. В 1958 году был реконструирован портал с наружной облицовкой восточной стены внутри двора.
Нагулялись, зажарились, поехали в следующее значимое место — Мавзолей Гур-Эмир. По сути это гробница Тамералана. Где-то тут лежал мел судьбы )) (39.6487016, 66.9690916)
Вкратце — это могила Тимуридов. Изначально была построена для сыновей Тамерлана, но в результате тут лежат и его дети и он сам у ног своего учителя и даже великий астроном Улугбек.
Гур-Эмир
«Счастлив тот,
кто покинет этот мир раньше,
чем мир откажется от него».
Гур-Эмир (переводится как «гробница эмира», «могила повелителя») — усыпальница Тимуридов, шедевр зодчества Средней Азии, место захоронения Амира Тимура, двух его сыновей — Шахруха и Мираншаха, его внуков, Мухаммед-Султана и великого астронома Улугбека, а также духовного наставника Тимура, мусульманского шейха из Медины Мир Сейид Береке и некого Шаха-Ходжа. Гур-Эмир — мавзолей, чья постройка связана с внезапной кончиной во время военного похода 27-летнего Мухаммед-Султана, любимого внука великого Амира и наследника престола.
Мавзолей начали строить в 1403 году по повелению Тамерлана на месте ансамбля, возведенного на рубеже XIV-XV вв. царевичем Мухаммед-Султаном на юго-востоке средневекового Самарканда. Комплекс тех лет включал в себя самое древнее среднеазиатское медресе, минареты и ханаку, служившую резиденцией царевича. До наших дней сохранились только фундаменты медресе и ханаки, портал главного входа и часть одного из четырех минаретов. По тому, какие здания входили в архитектурный ансамбль Мухаммед-Султана, ясно, что здесь задумывалось возведение центра исламского образования, но никак не погребального комплекса. Однако после смерти Мухаммед-Султана Тимур придал иное значение комплексу, центром которого стал именно мавзолей.
Над склепом, в котором был похоронен Мухаммед-Султан, возвели купол с мозаичной облицовкой невероятной красоты, нижнюю часть стен выложили из мрамора с лазурным и золотым покрытием. Но Тамерлану не понравилось возведенное здание — сооружение было разобрано, а на его месте началось строительство еще более грандиозного монумента. В 1405 году во время похода на Китай в Отраре умирает от воспаления легких Амир Тимур. Несмотря на наличие заранее построенного великолепного мавзолея в Шахрисабзе, родном городе Тимура, похоронили его рядом с внуком — в Гур-Эмире.
Строительство сооружения было продолжено, и мавзолей стал семейным склепом династии Тимуридов во время правления другого внука Тимура — выдающегося ученого Улугбека, который, как упоминалось ранее, был также похоронен в Гур-Эмире. На надгробии Улугбека высечена надпись с упоминанием, что он пал от рук собственного сына. Абдуллатиф, наследник Улугбека, отдал своего знаменитого отца на растерзание представителям реакционного духовенства, а, получив во время путешествия в Мекку для свершения хаджа известие о его трагической кончине, даже не поинтересовался, что стало с телом отца. Улугбек же был зверски замучен, а тело великого ученого закопали на кладбище в селении, где он был жестоко убит. Прах Улугбека перенесли в Гур-Эмир гораздо позже по распоряжению правителя Мавераннахра, пришедшего к власти после Абдуллатифа, сына-изменника. Улугбека похоронили со всеми почестями, одев в нижнее белье из шелковой ткани, как человека, погибшего насильственной смертью.
Однокупольное восьмигранное здание мавзолея представляет собой яркий пример нового синтетического стиля центрально-азиатской архитектуры начала XV века. В восхитительном оформлении мавзолея нашли отражение величайшие достижения зодчих всего Среднего Востока. Необыкновенной мощью, достигнутой при помощи необычной луковичной формы, веет от рифленого купола мавзолея, чья громадная ярко-синяя шапка с глубокими розетками и белыми вкраплениями затмевает собой основной архитектурный остов — барабан в форме цилиндра под куполом и восьмигранное сооружение. На внешней стороне купола 64 грани, которые говорят о количестве прожитых пророком Мухаммедом лет. Такой же купол был построен в Санкт-Петербурге в 1913 году на Кронверкском проспекте рядом с Петропавловской крепостью на мечети, сооруженной под руководством Эмира Бухарского. Художник-архитектор Николай Васильев и академик архитектуры Александр фон Гоген повторили форму купола гробницы Гур-Эмир. Других аналогов купола в мире не существует.
Для композиции мавзолея характерны основательность и изумительная выразительность, которые подчеркиваются грандиозными размерами и живописностью пространственных форм. Украшение на стенах мавзолея усиливают ощущение торжественности: основание снизу покрыто мраморной панелью, над которой на фоне кирпичей терракотового цвета выложен голубыми и белыми плитами эпиграфический орнамент, а искусные узоры и надписи работы Мухаммада ибн Махмуда Исфахани украшают почти трехметровый барабан.
Внутренняя отделка также поражает своей монументальностью: для увеличения пространства мастера сделали ниши в форме креста. Роскошь декоративного покрытия, насыщенность синего и золотого цветов на высокой панели из оникса светло-зеленого цвета приковывает взгляд. Карниз из мрамора, установленный над панелью, декорирован искусной росписью. Стены выполнены в виде огромного алебастрового панно с узором из звезд, купол и арка ослепляют красотой рельефных выступов из покрытого цветочным орнаментом папье-маше. Деревянные двери, установленные при входе в мавзолей еще при Улугбеке, украшает великолепная тончайшая резьба. Мраморная решетка, украшенная орнаментами, и декоративные каменные надгробия прекрасно гармонируют с внутренним великолепием мавзолея.
Еще при Улугбеке на могиле Тимура установили надгробную плиту из красивого нефрита, которую привезли из Моголистана. Камень этот являлся троном потомка Чингисхана — Кабек Хана. На надгробии высечена знаменитая надпись-предупреждение: «Всякий, кто нарушит мой покой в этой жизни или в следующей, будет подвергнут страданиям и погибнет».
Гур-Эмир стал прототипом мавзолеев Хумаюна в Дели и Тадж-Махала в Агре — знаменитых памятников эпохи Великих Моголов, построенных правящей династией Северной Индии, являющейся потомками Тамерлана. Гур-Эмир по праву можно считать не просто гробницей великой династии, а дворцом — слишком много труда, сил и средств было вложено в строительство великолепной усыпальницы.
Легенды.
Каждый памятник, находящийся на территории древнего Самарканда, имеет свою неповторимую историю. Однако с каждым из них связано и множество тайн и легенд. Гур-Эмир не является исключением: у него есть свой список преданий, относящихся к разным эпохам.
Так, например, множество легенд связано с надгробным камнем на усыпальнице Амира Тимура. В 1740 году темно-зеленая нефритовая плита была вывезена иранским завоевателем Надир-шахом и установлена в качестве ступени перед его троном. С этого самого мгновенья на голову иранского правителя и его подданных обрушилась волна несчастий. И только после долгих уговоров советников Надир-шах приказал вернуть камень на место. Однако по дороге в Самарканд камень уронили, и он раскололся на две части.
Еще одна таинственная история произошла гораздо позже. В июне 1941 года решением правительства Узбекистана был вскрыт склеп в Гур-Эмире. После проведенной экспертизы ученые установили, что в мавзолее на самом деле покоятся забальзамированные тела мужчин династии Тимуридов: Тамерлан, его сыновья и внуки. Останки Амира Тимура были найдены в гробу из арочного дерева. Мухаммед-Султан также был захоронен в деревянном гробу, остальные тела находились в саркофагах. М. М. Герасимов, известный антрополог-реставратор, исследовав черепа Тимуридов, смог представить миру их портреты. Было установлено, что рост Тимура составлял 180 см, что делало его гигантом среди людей того времени, и он сильно хромал при ходьбе.
Несомненно, научная ценность исследования гробницы была огромна, но… Все вспомнили о проклятии Тамерлана: ранним утром 19 июня 1941 года археологами была вскрыта гробница, а через два дня началась Великая Отечественная война. Что это — мистика или кара грозного Амира Тимура? Предание гласит, что в усыпальнице был заключен злой дух войны, который был выпущен на свободу археологами, что и привело к ужасным последствиям. О событиях, связанных со вскрытием гробницы, в 2004 году был снят научно-популярный фильм «Тайна гробницы Тимура. Проклятие Тамерлана». А в знаменитом блокбастере ”Ночной дозор” Тимур Бекмамбетов упомянул и о мавзолее Гур-Эмир, и о меле судьбы, который был найден в деревянном гробу Тамерлана во время тех самых раскопок 1941 года.
Вид на некрополь
Собственно могилы
Сам мавзолей
Могилы сыновей и Тамерлана
Потолок и стены исписаны лазурной краской и арабской вязью
На самом деле очень красиво!
Могила с палкой — высшая честь. Тут лежит учитель Тамерлана.
Далее мы отправились в самый старинный базар — Сиабский базар (39.6622006, 66.9802737).
Сиабский базар
Сегодня, как и много лет назад, Сиабский базар не оставляет равнодушными ни приезжих, ни коренных жителей Самарканда. Обилие товаров земледелия и ряды мастеров с их товаром ручной работы свидетельствуют о природном богатстве Узбекистана и трудолюбии народа.
Сиабский базар города Самарканда аналогичен Ташкентскому базару Чорсу. И тот, и другой на протяжении многих веков были известны во всей Средней Азии и за её пределами. Это связано с тем, что Самарканд на протяжении всей своей истории не раз становился столицей. В XIV — XV веках он был столицей государства Темуридов, а с 1924-1930 года — столицей Узбекской ССР. Именно в столицах были сосредоточены центры торговли и ремесла, сюда съезжались купцы и простой люд с разных окраин для реализации и закупки товара. Поэтому главные базары Ташкента и Самарканда круглогодично были наполнены красочным товаром и скоплением приезжего и местного народа.
Сиабский базар расположен неподалеку от архитектурного ансамбля Регистан, рядом с мечетью Биби-Ханым и комплексом Шахи-Зинда. Вход в базар оформлен в виде трехстворчатой высокой арки, которая поверху украшена голубой и синей мозаикой. Вот Вы переступаете порог базара и оказываетесь среди обилия красок, ароматов и звуков. Бесспорно, чтобы увидеть всю красоту и богатство восточного базара, его лучше посещать летом и ранней осенью. В это время просто невозможно перечислить всё, что можно увидеть на базаре: разноцветные фрукты, ягоды, овощи, бахчевые и зерновые культуры, зелень — и всё это в большом изобилии. Хотя и в другие времена года базар не так уж скуден.
Базар располагается в крытых павильонах, поэтому его можно посещать в любую погоду. Под крышей павильона аккумулируется базарный гул, что придает Сиабскому базару особую изюминку.
Ряды условно разделены по роду товара — отдельно продают овощи: картофель, лук, морковь, баклажаны, помидоры и прочее. Рядом располагаются один за другим продавцы с фруктами. Отдельно продаются сухофрукты, местные и импортные орешки, всевозможные восточные сладости: соленые косточки от урюка (абрикоса), запеченные в золе; сладкий арахис, обваленный в сладкой воде с кунжутом, либо в белой помадке; казинаки различных сортов; парварда — особая восточная карамель в муке; орехи в кураге и т.д.
Неизменно манят своими ароматами ряды с разноцветными специями — кунжут, зира (кумин), семена кинзы (кориандр), куркума, барбарис, молотые сушеные помидоры, привозные шафран, гвоздика, черный и красный перец, мускатный орех, корица.
Далее следуют бесконечные «барханы» риса различных сортов, маша, проса, пшеницы, перловой крупы, разнообразных зерен для мелких домашних птиц.
И, конечно же, на базаре есть съестные ряды с приятно дурманящим дымом и ароматами национальных блюд — шашлыка, плова, лагмана, шурпы, самсы, ханумов, так как большая часть блюд готовится на месте, на дровах. Здесь можно отдохнуть, подкрепиться, насладится истинным Восточным напитком — горячим зеленым чаем. Есть тут и более привычный для европейца фаст фуд местного приготовления. Весной, в период празднования праздника Навруз здесь располагаются ряды столов с традиционным блюдом — сумаляк, который продают порционно на разлив.
Отдельно расположены ремесленные ряды. Работа мастеров поражает своим трудолюбием и кропотливостью. Мастера не сидят без дела и на месте изготавливают свой товар. Поэтому здесь слышны все «ноты» их работы — меди, ковки, гравировки, резьбы по дереву.
Самарканд прославился своими особыми лепешками. Несмотря на то, что существует около 17 рецептов самаркандских лепешек, все они известны в Узбекистане и за его пределами как Самаркандские. Эти рецепты совершенствовались на протяжении многих веков, когда хлеб должен был сохраняться долгое время в пригодном виде — во времена кочевников и длительных переездов с товаром. Самаркандские лепешки имеют особое свойство — долгое время не черстветь, не теряя своего неповторимого вкуса. Некоторые современные самаркандские лепешки пекутся специально для туристов — на них изображен какой-либо символичным орнамент, рисунок или памятные надписи. Хотя лепешки — это, по сути, общее объединяющее название, но в каждой области они абсолютно разные по вкусу, форме и размеру.
Посетить Самарканд и не зайти на Сиабский базар — обидное недоразумение, которое никак нельзя допустить.
Базар делится на новый и старый. Новый базар — это трехэтажное современное здание, с длинными галереями.
А старый базар — это просто обычный базар.
Запахи и ароматы действительно дурманят.
Накупили там традиционных халатов, платков, посудных сервизов для чая и плова и счастливые поехали кататься дальше.
Следующая точка, которую надо посетить в Самарканде — это обсерватория Улугбека. (39.6748568, 67.0056045)
Обсерватория Улугбека
Создателем одного из любопытнейших исторических памятников Самарканда, уникального сооружения — средневековой обсерватории, является Мухаммад Тарагай, более известный как Улугбек («Улуг» — великий, «бек» — правитель).
22 марта 1394 года у прославленного Амира Тимура на свет появился внук — Улугбек. С самого раннего детства внук великого Тамерлана стремился к знаниям, проявляя особый интерес к точным наукам. Его обучением занимались лучшие учителя того времени: философ и писатель Ариф Азари, выдающийся математик и астроном Казы-заде Руми и другие. В раннем возрасте, в одном из походов с дедом в Султанию, Улугбек увидел необычайное сооружение — обсерваторию, которая была построена азербайджанским ученым Насиром ад-Дином Туей. Возможно, именно в этот момент у совсем еще маленького Улугбека зародилась мечта о создании собственной обсерватории.
В довольно юном возрасте Улугбек становится правителем Самарканда и начинает воплощать свою мечту в реальность. Главным советником Улугбека при постройке обсерватории являлся Казы-заде Руми, его любимый наставник. Строительство обсерватории началось осенью 1420 г. и длилось три года. Когда строительство здания было завершено, в обсерватории еще долгое время проводилась установка и настройка приборов, которой занимался видный ученый того времени Джемшид Каши.
Надо сказать, что здание обсерватории хоть и является памятником архитектуры, но в его создании большую роль сыграли скорее ученые-астрономы, нежели архитекторы. Здание само по себе является хорошо выверенным прибором для наблюдения за космическими телами, довольно нестандартным и весьма оригинальным.
Улугбек старался проводить в обсерватории большую часть своего свободного от государственных дел времени. Он вдохновлял ученых, работающих под его покровительством, старался по мере возможностей быть научным руководителем практически всех работ и исследований, проводимых в обсерватории.
Со дня основания обсерватории ее руководителем был назначен ученый Джемшид Каши. Он руководил обсерваторией целых 10 лет, при нем было сделано множество открытий. После его кончины на должность руководителя Улугбек назначил своего наставника и главного помощника — астронома Казы-заде Руми, которому на тот момент уже исполнилось 70 лет. Но и он через 6 лет скончался. Постоянная занятость государственными делами отнимала у Улугбека много времени, и у него стали возникать отчаянные мысли о том, чтобы издать астрономические таблицы в незаконченном виде и свернуть все наблюдения. Но один из молодых сотрудников обсерватории, Али Кушчи, сумел переубедить колеблющегося Улугбека, и обсерватория заработала с новой мощью.
Несмотря на то, что Улугбек был гуманным правителем и выдающимся ученым, к сожалению, были люди, которым не нравился политический уклад в государстве. Некоторые считали, что Улугбек слишком много времени уделяет науке. В 1449 году в результате коварного сговора Улугбек был убит. Несмотря на это трагическое событие, обсерватория продолжала существовать в течение следующих 20 лет.
Вскоре начались гонения на ученых, что вынудило Али Кушчи вместе с учениками покинуть обсерваторию, да и сам Самарканд. Они нашли приют в Герате, где главным министром являлся знаменитый писатель Востока — Алишер Навои. Позднее Али Кушчи получил приглашение из Стамбула и, уже находясь там, он закончил и издал все труды обсерватории. Надо отметить, что «Зиджи джадиди Гурагани» или «Новые Гурагановы астрономические таблицы» — главный научный труд Улугбека, еще очень долгое время продолжали оставаться уникальными. В Европе подобные расчеты смогли произвести лишь в XVII веке.
Что касается здания обсерватории, то оно долгое время оставалось заброшенным, а к началу XVI века было частично разобрано. В начале ХХ века Л.В. Вяткину с большим трудом удалось найти обсерваторию, точнее то, что от нее осталось. До нас дошла лишь часть грандиозного инструмента обсерватории Улугбека радиусом в 40, 2 м. — секстанта, ориентированного с севера на юг. На этом уникальном угломере производились измерения высоты небесных светил над горизонтом.
Рядом с местом, где некогда находилась величественная обсерватория, в 1964 году был построен музей, носящий имя Улугбека. В нем собранны фотографии с раскопок, фрески, которые доносят до нас моменты жизни Улугбека, также здесь представлены некоторые инструменты обсерватории и отрывки из знаменитых «Астрономических таблиц».
В 2010 году рядом с музеем был торжественно открыт памятник Улугбеку.
Вход в гигантский сектант.
Сам сектант. Больше похож на пещеру и такой же огромный.
Здание обсерватории, сейчас там музей.