День 7. Продолжение.
На сем мы знакомство с Самаркандом заканчиваем, но я посоветую посетить еще несколько мест, если у вас будет на это время.
Мечеть Биби-Ханум (39.6608378, 66.9812554) — самая большая мечеть в Средней Азии.
Комплекс Шахи-Зинда (39.6616762, 66.9879743) — улица-кладбище, как его называют.
Мавзолей Ходжи Данияра (39.6733663, 66.994535). С ним связана очень интересная история.
Мавзолей Ходжи Данияра
Гробница Ходжи Данияра, как называют его мусульмане, или библейского пророка Даниила — так называют его христиане, или Даниэля — одного из четырёх великих иудейских пророков, расположена рядом с рекой Сиаб, меж холмов Афросиаба (Афрасиаба). Это потрясающее место, где правит покой и всепоглощающая вера, известно, с одной стороны, как захоронение святого человека, являющееся культовым, а с другой — тем, что вокруг него до сих пор ведутся споры — чье же именно тело покоится в этом мавзолее. Но как бы то ни было, все уверены в одном: всякий попавший в Самарканд обязан прийти к мазару Ходжи Данияра, чтобы поклониться святому.
Даниил, чье имя переводится с еврейского как «судья бог» или «бог мой судья», был рожден на Святой земле Иерусалима в 603 году до нашей эры. Он был потомком царей Давида и Соломона. В 586 году до н. э. Израиль был захвачен Навуходоносором. Даниил вместе с другими юношами-иудеями, принадлежащими к знатным родам, был пленен и доставлен в Вавилон. Здесь юного Даниила определили в школу, в которой обязательными предметами являлись астрология и искусство толкования снов. Даниил, чтобы не отступать от своей религии, добился того, что ему разрешили не употреблять в пищу мясные блюда, а есть только овощи, и не пить вина.
После успешного окончания учебы Даниил поступил на службу в царский двор в качестве придворного сановника. Здесь сразу отметили особый дар, которым обладал Даниил: он очень точно толковал сны, в том числе и сновидения царя Навохудоносора. Благодаря этому таланту он продвинулся по службе: царь сделал его одним из самых приближенных к своей особе советников.
Свое высокое положение он сохранил и после покорения Вавилона: Даниил стал советником преемников Навохудоносора — Дария и Кира. Однако не все было так гладко: завистники из числа языческих вельмож оклеветали Даниила перед Дарием Мидийским, и тот велел бросить пророка на съедение львам. Но Бог был милостив к Даниилу: ни один лев не подошел к нему. Когда Дарий понял свою ошибку, он подверг клеветников тому же испытанию, которое прошел Даниил, — львы тут же набросились на вельмож и растерзали их. Во время царствования Кира судьба вновь была благосклонна к Даниилу: он остался на высоком посту при дворе и, благодаря этому, мог влиять на решения правителя. Так, следуя его советам, Кир освободил плененных евреев.
На третий год властвования Кира в Вавилоне Даниил получает откровения о будущем народов мира и пишет пророческую книгу, в которую вошли 14 глав. Тот факт, что она была написана на двух языках — еврейском и иудейско-арамейском — многих заставило усомниться в том, что книга написана только Даниилом, а не несколькими людьми. Впрочем, из многочисленных исторических источников известно, что Даниил в совершенстве владел обоими языками. Перед Даниилом поклоняются христианские богословы, не исключая тот факт, что в основе жизнеописания Иисуса Христа лежат пророчества пророка Даниила.
В старости Даниил переехал в город Сузы, где благословенно закончил свой мирской путь и был погребен в усыпальнице царей. Существует поверье, что дух Даниила охраняет город от всех бед и приносит благополучие.
Но каким же образом мощи святого попали в Самарканд? Существует не одна легенда, одна другой невероятнее, так или иначе объясняющая загадочное появление могилы святого в Самарканде. Но самая распространенная гласит о том, что появление этого прекрасного мавзолея связано с желанием Амира Тимура дать Самарканду и его жителям защиту и благоденствие, благодаря покровительству духа Даниила. Во время очередного похода в Малую Азию Тамерлан не смог покорить Сузы. Богословы рассказали ему, что город защищен святыми мощами пророка Даниила. Правитель Моварауннахра подписал соглашение, что оставит город в покое в обмен на позволение увезти на родину правую руку святого. Предание гласит, что лошадь, которая везла мощи, остановилась на месте, как вкопанная, никто не мог сдвинуть ее с места. А когда она ударила копытом, произошло чудо: в этом месте из-под земли стал бить целебный источник. Тогда было решено захоронить мощи Даниила именно здесь, рядом с рекой Сиаб.
Согласно другой версии, мощи везла не лошадь, а верблюд, и когда караван вошел в Самарканд, верблюды встали на месте, точь-в-точь напоминающем Сузы. То был знак: прах должен быть упокоен здесь. В этот же день с той стороны, куда смотрит изголовье саркофага, забил родник со святой водой. Красивая легенда, однако подтверждения в исторических документах тому, что Тимур посещал могилы пророка в Сузах, нет. Зато есть доказательства того факта, что мощи Даниила были вывезены в Константинополь при царице Елене — задолго до похода Тимура в Малую Азию.
Множество историй также связано с длиной могилы. Служители мавзолея неоднократно перестраивали гробницу, утверждая, что в особо благополучные года кости святого растут. Таким образом, на сегодняшний момент длина могилы достигла 18-метров. Говорят, что рука Даниила будет расти до тех пор, пока ею не будет опоясана вся планета, и тогда на Земле наступит рай. Согласно другой легенде, Тамерлан решил построить гробницу такой длины, чтобы враги и люди алчные не смогли отыскать мощи.
До постройки мавзолея могилу Даниила покрывал речной камень, а у изголовья стояли священные шесты. В 1900 году над захоронением возвели красивейший шестикупольный мазар такого же цвета, как фисташковое дерево, растущее рядом с ним. На сегодняшний день сохранились пять из шести куполов.
Все официальные делегации из стран с различным вероисповеданием, прибывающие в Самарканд, обязательно посещают мавзолей пророка Даниила. Во время празднования 125-летия Ташкентской православной епархии патриарх Московский и Всея Руси Алексий II также посетил могилу святого и совершил обряд освящения могилы и фисташкового дерева, стоящего около мазара более 500 лет. С этим визитом связано еще одно чудо. Дерево у мазара давно засохло, и его собирались вырубать, но весной 1997 года, после совершенного осенью 1996 года Алексием II обряда, дерево зацвело. Многие привязывают на ветви фисташкового дерева лоскутки ткани, загадывая при этом желания. И говорят, что они исполняются.
Еще одно чудо — родник, бьющий у подножия мавзолея. Его чистая ледяная вода не только вкусная и полезная — она обладает удивительным свойством исцелять не только тело, но и душу. Каждый, приходящий в мавзолей, непременно должен испить воды из этого источника и совершить омовение. Люди верят в силу святого родника и приезжают сюда со всей Средней Азии, чтобы напиться чудодейственной воды и забрать немного волшебного нектара с собой.
Около мавзолея продаются мусульманские амулеты. Люди знающие покупают их и просят читающего молитву внутри мавзолея «почитать на амулет» для всех благ. Входить в мавзолей нужно без обуви — внутри все устлано коврами и курпачами. Вокруг могилы, укрытой зеленым бархатом с золотой вышивкой по краям, нужно молча обойти три раза. После этого все садятся, и смотритель читает молитву. Говорят, что когда во время чтения смотритель случайно зевает, кому-то из молящихся отпускаются грехи.
Как уже упоминалось ранее, с мавзолеем, покой которого не нарушает даже пение птиц, связано множество легенд. В одной из них говорится, что в Самарканде погребены не мощи святого, а прах с могилы Даниила. Как известно, по канонам ислама погребение умерших должно быть незамедлительным, а беспокоить останки покоящихся с миром не разрешается. Будучи мусульманином, Тамерлан не мог позволить себе взять часть останков даже для столь благородной цели, как благополучие столицы своей империи. Поэтому Тимур взял землю с могилы святого и, смешав ее с самаркандской землей, сделал захоронение, на котором позже возвел мавзолей.
Бытует также предание, что прах пророка был привезен из Мосула в Самарканд в V-VI веках переселенцами-иудеями. Возможно, так оно и было, но подтверждением этому нет.
В «Кандии Малой» (XVII век) приведены слова шейха Ходжи Абду-Даруна, жившего в IX веке в Самарканде. Он рассказывает, что пророк, который был искусным гадальщиком, перешел реку Амударью и прибыл в Самарканд. Здесь он поселился и окончил свой жизненный путь. Называли его Табба наби (пророк Табба). Если верить «Кандии Малой», захоронение святого в Самарканде существовало за четыре-пять веков до рождения Тамерлана.
Еще одно произведение, «Самария», написанная в конце XIX века арабским историком Абу-Тохир Ходжой, гласит, что в мазаре похоронен не прах Даниила, а лежат останки Даниёра — соратника Куссама ибн Аббаса, двоюродного брата пророка Мухаммеда. В Самарканде Куссама ибн Аббаса, приехавшего распространять ислам среди народа, ранили мечом зороастрийцы, но божьим провиденьем он остался жив. Ходжа Даниёр был его ближайшим сподвижником и очень уважаемым человеком.
Все это версии, легенды, догадки, но пока тайна могилы не раскрыта, у мавзолея святого пророка будут на разных языках звучать молитвы верующих, надеющихся на чудо и желающих прикоснуться к лучу святости.
До недавнего времени, помимо Самарканда, существовало еще четыре мавзолея пророка Даниила: в Мосуле (Ирак), Иерусалиме (Израиль), Сузах (Израиль) и Стамбуле (Турция). Однако не так давно могила святого в Ираке была уничтожена боевиками. Что стало причиной такого вандализма — до сих пор необъяснимо. Но оставшиеся мавзолеи пророка теперь еще больше оберегаются.
А так же Городище Афросиаб и его музей.
Ну, а мы направляемся в сторону Бухары. Но не сразу. Сначала мы планируем заехать в местечко с трудновыговариваемым названием Шахрисабз.
Идем «малыми дорогами», виды обалденные.
Все бы ничего, но каждый 50-100 км на трассах блок посты полиции. Тормозят в обязательном порядке, проверка документов проходит быстро, но вот из-за того, что мы не местные и на таких машинах, начинаются расспросы, вопросы, допросы с пристрастием. Кто, откуда, куда, вам что делать нечего? )) Тратится на эти разговоры около часа. Через 100 км новый пост и все по-новой. )
Так или иначе мы-таки доехали до Шахрисабза. Здесь находится Дворец Ак-сарай (39.0604496, 66.8294853)
Дворец Ак-Сарай
Дворец Ак-Сарай — один из самых грандиозных памятников эпохи Тимуридов конца XIV — начала XV веков, воздвигнутый в городе Кеше (Шахризабз). Строительство велось непосредственно под руководством самого Амира Тимура. После того, как Тимур уже отстроил довольно большое количество дворцов и крепостей в столице его владений — Самарканде, он пожелал украсить свой родной город Шахризабз дворцом, каких ещё не видели во всей его Империи. Он созвал сюда самых искусных зодчих и мастеров со всех уголков своих владений. Также, около 50 000 рабов приняли участие в этой крупномасштабной стройке.
В переводе с узбекского «Ак-сарай» — «светлый, величественный», что символизирует безоблачное светлое будущее народа и величие Сахибкирана. Как указывают исторические источники, «белый дворец» строился в период с 1380 по 1404 год. Возведение завершилось за пару месяцев до смерти самодержца.
Дворец Ак-сарай являлся крупнейшим в Средней Азии. ансамблем национальной архитектуры и народным достоянием. Сложный комплекс, состоящий из большого количества построек, среди которых роскошные помещения для принятия гостей, постоялые дворы для именитых путешественников, многоярусные тенистые сады с бассейнами и фонтанами для отдыха царя и его многочисленной знати. Вымощенные белыми плитами мрамора, дворы Ак-сарая отражали его название. Каждая дверь была украшена золотой лазурью и вырезными узорами. Фасады строений были покрыты цветными изразцами. Периметр всего комплекса огораживала крепостная стена с боевыми башнями и патрульными узлами. Таким образом, дворец выполнял и роль защитного замка. По-настоящему оценить масштаб всего строения можно, представив его размеры. Согласно исследованиям современных археологов и учёных, а также судя по письменным свидетельствам того времени, только внутренний парадный двор занимал площадь более 30.000 квадратных метров, имея общую ширину в 120 м, а длину в 250 м, высота же главного портала центральной части замка достигала 70 метров. Боковые башни многогранного комплекса возвышались на головокружительные 80 метров, словно вгрызаясь в небо своими зубчатыми выступами («кунгра»). Главный портал был настолько велик, что ширина его входа была сравнима с шириной футбольного поля. А арка являлась крупнейшей среди подобных во всей Средней Азии — её пролёт составлял более 20 метров.
Декоративные решения, в которых был выстроен Ак-сарай, подразумевали множество различных стилей и цветовых гамм. Это можно объяснить тем, что трудились над дворцом мастера из самых разных уголков Азии, которые принесли с собой культуру и художественные мотивы разных народов. Этническая смесь тебризийских, иранских и индийских элементов в исполнении дворца очень гармонично соседствуют с красноречиво-выделяющимся тимуридским стилем. Все вместе они создают неповторимый живописный образ Ак-сарая.
Главный портал дворца был обращён на север, к столице государства Амира Тимура — Самарканду. На заранее отшлифованный строительный кирпич наносилась мозаика сине-голубых оттенков, образуя сложную геометрическую систему узоров и рисунков. Особое внимание заслуживают расписные стены в нише портала. Расходясь в боковые стороны, они образуют типичный для той эпохи цветочный узор. Ювелирно подогнанные друг к другу, орнаменты отличаются особым изяществом, ведь внутри каждого витка находилась искусно выполненная каллиграфическая надпись. Словно огромные скрижали, эти стены отражали весь опыт предыдущих поколений и мудрость былых философов. Здесь было большое количество изречений из Корана, а также рун, повествующих о сюжетах национальных эпосов и фольклорных басен. Здесь есть и табличка с датой окончания постройки — 1396 г. (798 г. по «Хиджре» — мусульманскому календарю) и именем мастера — Мухаммеда Юсуфа Тебризи.
Позднее, летом 1404 года дворец Ак-сарай посетила делегация кастильского короля. Испанский посол Гонсалез де Клавихо был поражен размахом и роскошью этого архитектурного сооружения, он подробно описал своё пребывание в замке царя Амира Тимура. Вот отрывок из его личного дневника «Путешествие в Самарканд к трону Тимура»:
«…Во дворце очень длинный вход и очень высокие ворота, и здесь же, при входе, с правой и левой стороны находились кирпичные арки, отделанные изразцами, выложенными разными узорами. А под этими арками находились как бы маленькие комнаты без дверей, то есть углубления с полом, выложенным плитками, а это было сделано для того, чтобы там могли сидеть люди, когда во дворце находился сеньор. Сразу же за этими воротами находились другие, а за ними большой двор, вымощенный белыми плитами и окруженный богато отделанными галереями. А среди двора большой водоём, и этот двор занимает в ширину шагов триста, и через него входили в самое большое помещение дворца, куда вела очень большая и высокая дверь, отделанная золотом и лазурью — всё очень искусной работы. Над дверью посередине был изображен лев на фоне солнца, а по краям точно такие же изображения. Это был герб сеньора самаркандского…»
В настоящее время о былом величии эпохи Тимуридов напоминают лишь два сохранившихся пилона. Здесь были проведены реставрационные работы на всех частях дворца, где это было возможно. Сейчас дворцовый комплекс Ак-сарай входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. На фоне заходящего алого солнца, под тихий шепот многочисленных зеленых крон гордо возвышаются остовы белого дворца — Ак Сарая — грандиозного творения былых зодчих.
Здесь был интересный, показательный момент. Запарковались мы недалеко от парка, где находится Ак-сарай и неспешно пошли к нему. Тут к нам подходит местный паренек, лет 20-22, и говорит, мол, давайте я вам тут все покажу, все расскажу. Мы согласились и он с нами гулял, рассказывая об этом городе, о людях и интересных местах. Потом, когда мы уже погуляли, пришло время расставаться, я полез в карман за деньгами, чтобы его отблагодарить, но парень наотрез отказался брать деньги. Говорит, я просто хотел показать вам мой красивый город, мне не нужны деньги. И ушел. На прощанье я пожал ему руку и сердечно поблагодарил.
А мы продолжаем наш путь. Сегодня еще надо много чего успеть. Мы направляемся в Лянгарское ущелье.
Что там смотреть? Там много интересного. Место, где много веков хранился самый первый коран — Коран Османа. Место захоронения 300 шейхов. Да и само ущелье безумно красиво. А сколько там всяких преданий и басен...
Ущелье находится в горах, на границе с Таджикистаном. И в принципе можно сделать душевное колечко, заехав через Яккабаг, пройти по горам и выйти через Лянгар в Камаши. Но тут есть нюанс. В горах находится когда-то советская, а теперь узбекская станция наблюдения и управления космическими аппаратами «Майданак». Она вполне действующая и охраняется. Рядом с ней находится вполне себе гражданская астрономическая обсерватория с таким же названием. Мы пытались зайти через Яккабаг, искали дорогу в горы. По пути встретили двух пьяных узбеков. Попытались у них дорогу узнать, но все тщетно. Кто-то из знакомых сказал, что есть такая пословица: «Бойся Аллаха и пьяного казаха». Вот тут такая же история. Кое-как от них уехали, немного поплутав, находим правильную дорогу и тут же военный кпп. Нас тормозят и грозно спрашивают — куда это мы собрались? Пытаемся объяснить, что не посягаем на их воинскую ча(е)сть, пытаемся проехать в Лянгар. Чувак на посту говорит, что ему надо доложить и звонит по мобиле начальству. В этот момент приезжает машина с штабистами и между нами заводится разговор. По-русски тут говорят очень плохо, по-английски вообще никак. Но кое-как понимаем, что дороги до Лянгара там нет, придется машины бросать и топать пешком. Нас это, конечно, не устраивает. Чувак дозвонился до начальства и передает трубку мне, со словами «объясни ему, он хорошо говорит по-русски». Дает мне телефон. Это старенькая нокия, обычная такая трубка. Я ее беру и как обычно прикладываю к уху. Тут чувак у меня ее выхватывает, переворачивает и показывает, мол, держи наружным динамиком к уху. Я немного удивился, но спорить не стал. Здесь и потом я замечал, что все так делают, все держат телефон клавиатурой наружу, а внешним динамиком к уху.
В общем объяснил я как мог, что мы мирные туристы, едем посмотреть на горы, начальник сказал, что ему надо доложить выше и сказал ждать. Ок. Тем временем мы общаемся с толпой вояк, которые упорно твердят, что дороги там нет. Решаем не испытывать судьбу и поехать в Лянгар сразу со стороны Камашей. Там-то дорога точно есть. Колечко жалко, не получится.
Уже вечереет, мы несемся в Камаши, а оттуда уходим на Лянгар. Дорога просто блеск! Маленькие, древнючие аулы, горы, серпантины, луга!
Красные холмы!
От такой красоты сносит голову!
Внизу горная речка, наверху, на холмах пастбища и бяшки, а по середине аул. Идиллия!
Доезжаем до ущелья. (38.6849382, 66.7528278)
Высота метров под 80, наверное. Может больше. Очень высоко.