День 9.
тот же
Мы в Хиве!
Несколько цитат про Хиву
Хива — один из главных городов древнего Хорезма и
единственный город современного Узбекистана, который сохранил
практически нетронутым целый участок средневекового шахристана
— Ичан-Калу («внутренний город»). Древняя цитадель, обнесенная могучей
городской стеной, предстанет перед Вами в облике живого средневекового
города из Восточной сказки, каждое строение которого — архитектурный памятник и отдельная достопримечательность.
Тем не менее, в этом историческом «музее» продолжают жить люди: то и
дело из двориков доносится звук и запах жареного лука, а на улицу
выбегает годовалый малыш под присмотром своего трехлетнего брата. Здесь
можно часами гулять по каменной мостовой и рассматривать искусную резьбу
на деревянных колоннах Джума-мечети, попасть в самое сердце Ичан-Калы — крепость Куня-Арк, где есть превосходная смотровая площадка, а можно подняться по узкой винтовой лестнице
на самый верх минарета Ислам Ходжа, откуда открывается потрясающая
панорама древнего города, раскинувшегося по соседству с огромной
пустыней Кызыл-Кум.
Легенда об основании города повествует, что город вырос вокруг
колодца Хейвак, вода из которого имела удивительный вкус, а колодец был
выкопан по приказу Сима, сына библейского Ноя[2]. В Ичан-Кала (внутренний город Хивы) и сегодня можно увидеть этот колодец. Хива была одним из городов древнего Хорезма, который представлял собой крупное государство, расположенное на западе Центральной Азии, южнее Аральского моря.
Согласно археологическим данным, Хива была основана более 2500 лет
назад. В древности город был известен под названием Хейвак. По преданию
Хива была основана одним из пророков. В своей истории город пережил
ахеменидское завоевание и периоды расцвета, когда границы древнего
Хорезма простирались до Колхиды.
Хива не была изначально столицей Хорезма. Историки говорят, что в 1598 году, Амударья (большая река, истоки которой находятся на Памире, на высоте 2495 м) отступила от прежней столицы Ургенч (в прошлом Гургандж). Амударья, протекая по территории ханства, впадала в Каспийское море по старому руслу, известному как Узбой[3],
снабжая жителей водой, а также обеспечивая водный путь в Европу. В
течение веков река радикально меняла свое русло несколько раз. Последний
поворот Амударьи в конце XVI века погубил Гургандж. На расстоянии
150 км от современной Хивы, недалеко от населенного пункта Куня-Ургенч (территория Туркмении), что означает «старый Ургенч», находятся руины древней столицы.
С 305 по 995 год Хорезмом, в состав которого входила Хива, управляла династия Афригидов.
В 712 году Хива была захвачена арабами Кутейбы ибн-Муслима. После этого Хива стала частью мусульманского мира. Несмотря на зависимость от арабов Афригиды сохраняли власть по конца Х века.
В 995-1017 годах Хорезмом управляла династия Мамунидов. В 1017 году Хорезм оказался в зависимости от Махмуда Газневи.
Во второй половине XI века Хива оказалась в зависимости от Сельджукидов. В 1097 году к власти пришла династия Ануштегинидов.
В 1220 году город был разрушен армиями Чингисхана.
В IX—XII веках,
кроме множества исламских учебных заведений, в Хорезме успешно
действовали крупные центры науки: астрономии, математики, медицины химии
и т. д. «Домом мудрости», фактически академией наук, которую создал в Багдаде тогдашний правитель Аль-Мамун, руководил выходец из Хорезма Мухаммад-аль-Хорезми.
Уже в IX веке его фундаментальные труды по математике, географии,
геодезии были известны в Европе и не утратили своего значения до наших
дней. Огромное научное наследие оставили Аль-Бируни, Агахи, Наджм ад-дин Кубра и другие ученые и богословы, чьи имена также связаны с Хорезмом.
Пять раз Тамерлан совершал походы на Хорезм, но лишь в 1388 году ему удалось полностью завоевать его.
В 1511 году Хива вошла в состав государства управляемого династией Шибанидов.
B 1598 году, когда город стал столицей Хивинского ханства, он являлся маленьким укрепленным городком, имевшую к тому времени 10-вековую историю[2].
В 1618 году шибанид Араб Мухаммад-хан построил медресе в Хиве. В короткий период Хива стала одним из духовных центров Исламского мира.
Расцвет Хивы как города, строительство множества монументальных
архитектурных сооружений происходил в XVIII — начале XX века, когда
государством правила узбекская династия кунгратов.
В 1793—1794 годах
Хиву посетил медик Бланкеннагель, поехавший в Хиву из Петербурга для
излечения глаз местного правителя, который во время поездки занимался
сбором различных сведений об этой стране. Он оставил подробное описание
Хивы, её географического положения, природных богатств, народонаселения и
внешней торговли, в том числе данные о торговле с Россией[4].
На протяжении нескольких веков правители Хивинского ханства совершали вооружённые грабительские набеги на соседние регионы (Персию и угоняли людей в рабство (туркменские налетчики похищали крестьян и продавали их на базарах в Хиве и Бухаре)).
Российская империя аннексировала часть Хивинского ханства в 1873 году в ходе крупной войсковой операции под командованием генерал-губернатора Туркестана К. П. Кауфмана (город Хива был взят российскими войсками 10 июня 1873 года)[5]. Эти земли вошли в состав Аму-Дарьинского отдела Туркестанского края. С рабовладельчеством в регионе было покончено.
В начале ХХ века большое строительство в Хиве было организована
премьер-министром Ислам ходжой. Например, был построен медресе и минарет,
носящий его имя, который стал одним из символов города. Так же был
построен городская больница, подарок цесаревичу Алексею Николаевичу и
городская почта (Оба здания ныне используются по назначению).Здание
городской почты является архитектурным памятником, здание под охраной
ЮНЕСКО, в нем расположен музей почты.
В 1919 году части Красной Армии свергли власть Хивинского хана. В 1920 году Хива стала столицей Хорезмской Советской Народной Республики, а в 1924 году земли Хорезмского оазиса вошли в состав Узбекской и Туркменской ССР, которые стали независимыми в 1991 году.
Археологическое и культурное значение
В списке ценностей общечеловеческого значения Хорезм занимает особое место, как крупный очаг мировой цивилизации и один из важных центров на Великом шелковом пути. В 1997 году Хива отпраздновала свое 2500-летие.
К числу уникальных ценностей мирового значения относятся архитектурные памятники Хивы, по праву снискавшей титул «города-музея».
Облик современной Хивы формирует в основном архитектура периода Хивинского ханства конца XVIII — начала XX веков.
Но ведущиеся здесь археологические раскопки показывают, что в основании
ряда сравнительно «молодых» остатков зданий лежат древние слои,
относящиеся к III и ещё более ранним векам до н. э.
Главная достопримечательность Хивы — это старый город Ичан-Кала, который представляет собой цитадель с высокими крепостными стенами, наподобие как в Бухаре.
Большинство архитектурных шедевров Хивы сосредоточено в её городском
ядре — Ичан-кале. Это «город в городе», обнесенный мощными крепостными
стенами, в которых четверо ворот — по каждой стороне света. От западных
ворот к восточным пролегла одна из главных магистралей, вдоль которой
сосредоточены основные монументальные сооружения.
Со смотровой башни Ак-Шейх-бобо Ичан-кала виден как на ладони. Привлекает внимание необычный силуэт минарета Кальта-Минар,
словно срезанный до середины. Массивный ствол его, изысканно украшенный
широкими и узкими поясами глазурированного кирпича, свидетельствует о
том, что он замышлялся грандиозным, величественным сооружением, главной
вертикалью города. Но после смерти правителя, при котором сооружался
минарет, он так и остался недостроенным, получив имя Кальта — Короткий.
Совсем рядом с Кальта-Минарам — медресе Мухаммад Амин-хана,
крупнейшее из сохранившихся здесь зданий высших богословских учебных
заведений. Особенность его архитектуры — сдвоенные худжры — кельи для
проживания студентов. Замечательно украшают здание пояса цветных
кирпичных наборов, майоликовые облицовки.
На территории Куня-Арка — Старой крепости — расположен дворец Мухаммад-Рахим-хана,
с богатым и необычным декором внутреннего убранства: стены зала
отделаны резьбой по ганчу с окраской. Соседнее двухэтажное здание — это
гарем. Здесь множество богатых палат, жилых комнат.
Удивительна по красоте мечеть Джума
(X век, 1788) На входных дверях её сохранилась датировка строительства:
1778—1782 годы. Но вот 210 колонн мечети, поддерживающие кровлю, имеют
возраст гораздо старше — от XII до XV веков. Они были доставлены сюда с
других древних построек. Колонны примечательны своей удивительной
стройностью, богатой орнаментальной резьбой.
У ворот Палван-Дарваза находится целый ансамбль зданий. Особое место занимает здесь главный дворец хивинских ханов Таш-Хаули.
Неповторимы архитектура его многочисленных апартаментов, декоративное
убранство. Здесь и орнаментальная резьба по дереву, и майоликовые
облицовки, и фигурные картуши…
Дворец Курныш-хана предназначался для пышных приемов. Когда-то здесь в
тронном зале стоял деревянный трон, украшенный чеканкой по серебру на
красном фоне. Здание имеет, прекрасный айван с колоннами. Дворец также примечателен богатейшей майоликовой облицовкой стен с затейливыми орнаментами.
Мемориальный комплекс Пахлаван-Махмуда выстроен в память о почитаемом
хивинском поэте, который после смерти был канонизирован как святой
покровитель города.
Рядом 45-метровый минарет Ислам-Ходжа, увенчанный сквозным фонарем с куполом наверху.
Во внешней части города — Дишан-Кала тоже немало старинных памятников архитектуры.
Древний комплекс Ичан-Кала («внутренний оборонительный круг») — практически нетронутый временем целый средневековый город внутри Хивы, который первым в Средней Азии был целиком внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Побывав в Ичан-Кале, можно узнать, как выглядели практически все города средневекового Востока.
В комплекс Ичан-Кала входят более 400 жилых построек в традиционном
стиле и около 60 архитектурных памятников. В 1969 г. внутренний город
Ичан-Кала удостоился звания историко-архитектурного заповедника.
Ичан-Кала представляет собой густо застроенный древний город,
который за историю своего существования не раз разрушался и
восстанавливался вновь. Началом строительства Ичан-Калы принято считать
1598 год. Именно в этом году из-за очередного смена русла течения реки Амударьи столица хорезмского оазиса была перенесена из Гурганджа (Ургенча) в Хиву.
Ичан-Кала обнесена массивной стеной, высота которой
варьируется от 8 до 10 метров, а ширина — от 5 до 6 метров. Стена имеет
протяженность в 2250 м., если считать по ее внешнему периметру, и
построена из кирпича, который изготавливался из глины и высушивался под
солнцем. На протяжении всей стены, ровно через каждые 30 метров
возвышаются оборонительные башни, а сама стена оканчивается зубчатыми
перилами, имеющими маленькие отверстия для ведения боя. Весь город был
огорожен рвом с водой. В наши дни его рельеф просматривается с южной
стороны Ичан-Калы.
Вход в город осуществлялся посредством четырех
ворот, которые были укреплены башнями ударного предназначения, а над
самими воротами находились смотровые галереи.
Ичан-Кала — довольно небольшой по размерам \"город\",
он занимает площадь, равную примерно одному квадратному километру.
Главная и самая интересная улица Ичан-Калы, которая идет от западных
ворот к восточным, была застроена интереснейшими постройками. Так, ближе
к западным воротам располагается цитадель Куня-Арк (начало строительства 1686 г.); с левой стороны от западных ворот находится самое крупное хивинское медресе Мухаммад Амин-хана (1845-1855 гг.). Немного дальше располагается известный короткий минарет
Кальта-Минор (1845-1855 гг.), высота которого составляет 29 м., хотя
изначально планировалось возвести его на высоту 80 м., но этому не
суждено было осуществиться. Ближе к центру Ичан-Калы величественно
возвышается одно из самых больших медресе Хивы
— медресе Мухаммад Рахим-хана (1876 г.). Недалеко от восточных ворот
расположены дворец Таш-Хаули (1830-1838 гг.) и медресе Аллакули-хана
(1834-1835 гг.), внутри которого располагалась городская библиотека.
Мавзолей Саида Аллауддина (начало строительства — вторая половина XIV
в.) расположен немного южнее центра Ичан-Калы. По соседству расположены
ансамбль Ислам Ходжа (1908-1910 гг.), медресе Шергази-хана (1718-1726
гг.) и мавзолей Пахлаван Махмуда (XVIII -XX вв.). В основном, все старинные здания декорированы майоликой с преобладанием голубых, синих и белых оттенков.
Ворота в город
На стену можно спокойно залезть и от туда открывается замечательный вид на сам город.
Одна из центральных площадей. Слева стена крепости Куня-Арк, где находится первый колодец, по центру торговый дом Палван-Кари, а за ним виднеется как раз тот самый голубой Кальта-Минор.
Крепость Куня-Арк
[left]Город Хива, 15 лет назад отпраздновавший своё 2500-летие, можно назвать одной большой достопримечательностью Узбекистана. Ведь даже в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО
в 1990 году попал не отдельный памятник, а вся Ичан-Кала — историческая
часть города, которая вместе с пригородом — Дишан-Калой — издревле
составляла территорию Хивы. Но настоящим сердцем Ичан-Калы была и остается крепость Куня-Арк.[/left]
[left]Куня-Арк
(в переводе «старая крепость») — это цитадель правителя, которая была в
каждом крупном городе. Здесь, говоря современным языком, существовала
хорошо развитая инфраструктура — то есть всё, что нужно было для
комфортного проживания, ведения государственной службы, развлечений
хивинского хана, его семьи, войск и административного аппарата. С конца
XVIII века крепость представляла собой охраняемый «город в городе»
и скрывалась за двойными зубчатыми глиняными стенами — собственными и
стенами Ичан-Калы, которые составляли до 10 метров в высоту и 5-6 метров
в толщину.[/left]
[left]Возведение Куня-Арк началось в 1686-1688 годах предпоследним представителем династии Шейбанидов в Хивинском ханстве
— Худайдад-ханом, сыном Ануша-хана, и продолжалось вплоть до второй
половины XIX века, когда в результате строительного бума было
отреставрировано и перестроено множество старинных сооружений,
пострадавших от вторжения иранских войск в XVIII веке. От бывшей
резиденции ханов до наших дней сохранилось лишь несколько построек:
восточные ворота с примыкающим к ним помещением для охраны, куринишхона (приемная), бастион Ак-Шейх-Бобо, зимняя и летняя мечети и гарем.[/left]
[left]Перед крепостью Куня-Арк располагается площадь,
на которой раньше проходили учения войск и парады. Также это было место
для публичной казни преступников, а к восточной стене Куня-Арк прилегал
зиндан (тюрьма), об условиях содержания в котором можно узнать и
сегодня по воссозданному интерьеру помещения и скульптурным группам,
изображающим арестантов. Слева от ворот крепости располагаются комнаты,
служившие конюшнями, мастерскими, складами, караульными. Длинный узкий
коридор ведет внутрь крепости и соединяет между собой дворики, вокруг
которых находились все помещения цитадели. Первый дворик, у самого
входа, предназначался для послов, ожидающих приёма у хана. За ним
следовал второй, где находились орудия для охраны крепости, в третьем
дворике собирался ханский совет, а за ним — самый большой двор —
куринишхона (приёмная), который служил местом для официальных приемов и
являлся частью несохранившегося ханского дворца. Первое здание
куринишхоны, относящееся к 80-м годам XVII века, было разрушено войсками
иранцев, поэтому до наших дней сохранилось лишь здание, возведенное
Илтузар-ханом в 1804-1806 годах. Территория куринишхоны включала в себя
открытый двор, айван, тронный зал и боковые комнаты в западной части
двора, в которых располагались ханская казна, архив и библиотека с
редкими рукописями, комнаты для отдыха.[/left]
[left]Айван
представляет собой высокое перекрытие, поддерживаемое двумя резными
колоннами на каменных основаниях с высеченными на них стихами поэта и
историка Огахи. В тронном зале под декоративным полукуполом располагался
ханский трон, изготовленный из дерева и покрытый пластинками серебра с
искусно выгравированными на них узорами и строками из Корана. Этот трон
сейчас хранится в Оружейной палате в Москве. Если хан принимал послов
кочевых племен, то с целью оказания им уважения для встречи
использовалась юрта, стоящая на круглом возвышении в центре двора.[/left]
[left]Дверь в углу, противоположном входу в куринишхону,
ведет в гарем, появившийся в Куня-Арк во второй половине XIX века при
правлении Мухаммада Рахим-хана, и на холм Ак-Шейх-Бобо, на котором
сохранился необычный глиняный бастион, где с верхней площадки открывается прекрасный вид на древнюю Хиву.[/left]
[left]Помимо гарема во время правления Мухаммада Рахим-хана в крепости появился монетный двор,
необходимость в котором возникла в связи с проведенной налоговой
реформой, созданием таможни и началом чеканки золотой монеты. Сейчас в
монетном дворе можно ознакомиться с различными видами денег, которые
ходили в Хивинском ханстве
на протяжении веков: чеканными монетами, шелковыми, бумажными деньгами,
здесь также представлены ордена, медали, клише для печатания денег и
экспозиции с манекенами, воссоздающими процесс работы монетного двора.[/left]
[left]Почти одновременно с гаремом на территории Куня-Арк были построены две мечети — летняя и зимняя. И если зимняя мечеть
не представляет особой художественной ценности, то летняя достойна
восхищения. Она представляет собой большой айван с двумя рядами деревянных колонн,
михрабом (нишей, указывающей направление на Мекку), минбаром
(ступенчатым возвышением для проповеди) и башнями по бокам. Все это
пространство украшено плиткой из майолики традиционных синих, белых,
голубых и зеленоватых оттенков с удивительным растительным узором.[/left]
[left]Вся великолепная отделка, а также искусная резьба по дереву,
украшающая двери, колонны, балконы сохранившихся в крепости Куня-Арк
зданий позволяет почувствовать себя внутри драгоценной шкатулки. А
особый местный колорит и дух истории, витающий в глиняных стенах
цитадели, помогают лучше понять этот загадочный Восточный край.[/left]
Минарет Кальта-Минор
Медресе и минарет (1845-1855), заложенные по приказу Мухаммада Амин-хана в Хиве, должны были стать самым грандиозным архитектурным ансамблем всего мусульманского мира и демонстрировать власть и могущество Хивинского ханства,
[left]остававшегося на протяжении веков самобытным и независимым, несмотря на
многочисленные попытки захватчиков со всей Азии. Однако мечтам
тщеславного хана не суждено было сбыться. И несмотря на то что медресе Мухаммад Амин-хана всё-таки было построено, стало одним из самых крупных во всей Центральной Азии
и уже более полутора веков продолжает восхищать жителей и гостей
Узбекистана, его славу затмил стоящий рядом недостроенный минарет.[/left]
[left]Минарет Кальта-Минор, что в переводе означает
«короткий минарет», так и не стал подходящим дополнением к
величественному медресе. В 1855 году
Мухаммад Амин-хан, мечтавший о минарете высотой в 80 метров, который превзошел бы минарет Калян (46 метров) в Бухаре
и Кутуб-Минар (78 метров) в Дели, погиб в сражении с туркменами у
города Серахс во время своего похода на Хорасан. После его смерти власть
в ханстве переходила из рук в руки, большие средства из государственной казны приходилось тратить на ведение войн с туркменскими племенами, и окончание строительства минарета было отложено. Как оказалось, навсегда.[/left]
[left]Эта достопримечательность Хивы окружена множеством легенд,
объясняющих её непривычный взору вид. По одной из них, архитектора,
занимающегося сооружением башни, постигла страшная, но довольно
распространенная среди зодчих на средневековом востоке участь — он был сброшен со своего же строящегося минарета по приказу разгневанного хана,
который
узнал, что этот талантливый мастер принял предложение бухарского хана,
намеревающегося воздвигнуть ещё более высокий минарет в Бухаре. Больше
никто так и не рискнул претворить грандиозный план архитектора в жизнь.[/left]
[left]Фундамент минарета уходит под землю на глубину 15
метров, а диаметр основания составляет 14,2 метра, и он должен был
постепенно уменьшаться с высотой, чтобы придать конструкции прочность.
Только по этим цифрам можно судить о запланированных масштабах минарета.
Но несмотря на свою незавершенность, а во многом и благодаря ей,
минарет Кальта-Минор, высота которого составляет всего 26 метров, сумел
отодвинуть великолепное медресе на второй план и стать даже более
известным и притягательным. Более того, и в наше время уникальный
минарет кажется плодом фантазии современного
дизайнера на тему древнего Востока — так сильно он выделяется на фоне остальных достопримечательностей Хивы.[/left]
[left]Популярность
минарета Кальта-Минор объясняется не только его формой, но и декором:
вся поверхность башни украшена традиционной глазурованной плиткой
синего, голубого и белого цветов. Узоры составляют три горизонтальные
полосы одинаковой ширины по центру и полосу с арабской вязью в
верхней части. Они были выполнены лучшими мастерами Хивы после того, как
стало понятно, что минарет так и останется недостроенным.
Предназначение этих узоров — создать впечатление целостности и
законченности этого архитектурного объекта. Сохранив яркость красок
своего декора с середины XIX века, башня, не имеющая аналогов во всей Центральной Азии, действительно выглядит как самостоятельный модный предмет искусства.[/left]
[left]Помещения медресе Мухаммада Амин-хана сейчас обустроены под гостиницу, пункт обмена валют и продажи авиабилетов, туристическое агентство
и кафе. А минарет Кальта-Минор, которому так никогда и не суждено было
использоваться по прямому назначению, является просто уникальной
достопримечательностью с большой художественной ценностью, которая
удивляет и радует взор туристов и местных жителей, а также остается
своеобразным напоминанием о великой истории и крушении могучего
Хивинского государства.[/left]
Тут же на площади тандыры — печи, в которых традиционно выпекаются лепешки (ноны) и некоторая другая выпечка.
Кальта-минор
Древние резные ворота Кул-Дарваза
Ансамбль Палван-Дарвоза
Пожалуй, самым оживленным местом Хивы
[left]можно назвать площадь, расположенную возле восточных ворот Ичан-Калы,
которые принято называть Палван-Дарвоза, что в переводе означает
«богатырские ворота».[/left]
[left]На этой площади находится большое количество
исторических построек: бани Ануш-хана (фундамент заложен в 1664 г.),
одноэтажные здания медресе Ходжамбердыбия (1688 г.), медресе
Аллакули-хана (1834-1835 гг.), Тим — крытый базар (1836-1838 гг.),
дворец Таш-Хаули (1830-1838 гг), караван-сарай Аллакули-хана (1832-1833
гг.), медресе Кутлуг-Мурад-инака (1804 — 1812 гг.). Все эти сооружения
возводились по мере того, как в них начинали нуждаться. Так как
требовались все новые и новые здания, со временем некоторые из
сооружений начали выпирать за стены Ичан-Калы. Все строения,
расположенные неподалеку от Палван-Дарвоза, выделяются живописностью
декора и утонченной архитектурой.[/left]
[left]Сами ворота Палван-Дарвоза были построены в 1804-1806
годах и имеют форму арочного портала, при входе в который можно
прочесть надпись «Шахри Хива» («город Хива»)
и год постройки — 1806 г. Строительство ворот было окончательно
завершено при Аллакули-хане в 1835 г. После входной арки находится
многокупольная торговая галерея, в ней по обе стороны расположены
купеческие лавки. На выходе из Ичан-Калы справа от ворот Палван-Дарвоза
до 1873 г. был невольничий рынок, здесь же оглашались указы хана и
производились казни преступников. В связи с этим, ворота Палван-Дарвоза
называли в народе \"Кул дарваза\" («Невольничьи ворота»), \"Пашшаб дарваза\"
(«Ворота казни»).[/left]
[left]
[/left]
Вид на эту улицу
Медресе
Сувениры в торговых рядах
Бани хана Ануша
Бани Ануш-Хана
Недалеко от Ак-мечети расположились бани Ануш-хана (фундамент их заложен в 1664 г.). Известностью своих бань Хива
[left]обязана знаменитому историку Абулказихану — отцу Ануш-хана. Бани
Ануш-хана, до сих пор удивляющие своими системами канализации, отопления
и водоснабжения, выступали в качестве вакфа (имущество, используемое
для извлечения прибыли либо в благотворительных целях) для содержания
Ак-мечети.[/left]
[left]Восточные бани тех лет состояли, как правило, из
вестибюля, комнат для раздевания и, собственно, мыльных. В банях
Ануш-хана было организовано точно такое же устройство с подпольной
системой обогрева и полуподземными сооружениями, благодаря которым
хорошо сохранялось тепло.[/left]
[left]У возникновения этих бань есть своя интересная
история, удивительная и необыкновенная. Абулказихан был счастливым отцом
девяти прелестных мальчиков, страстно желающим появления на свет
красавицы-дочки. Когда подошло время рождения десятого ребенка, его
обманули, сказав, что родилась девочка, которую он с радостью назвал в
честь его любимой армянской наложницы — Ануши. Спустя много лет
Абулказихан — участник множества удачных сражений — попал в плен к эмиру
Бухары.
Сыновья никак не отреагировали на необходимость спасения жизни отца,
зато Ануша, не медля ни минуты, отправилась вызволять любимого отца из
беды. Эмир Бухары
был поражен, увидев дочь хана — он ожидал встретить ее девятерых
братьев, примчавшихся выручать отца. Но Ануша проявила смекалку,
предложив эмиру уговор: в случае, если ей удастся удивить эмира, он
отпустит ее отца целым и невредимым. Эмир Бухарский согласился,
предвкушая, чем же его может удивить юная девушка. Тогда Ануша сбросила с
себя одежду, под которой находилось тело юноши. Удивленному эмиру
оставалось лишь сдержать слово и отпустить Абулказихана. По возвращении
домой Абулказихан сказал: \"Как оказалось, у меня не девять сыновей, а
лишь один — Ануша\".[/left]
[left]Благодарностью Абулказихана за спасенную жизнь было строительство мечети и бани-лечебницы в честь десятого сына.[/left]
Комплекс Ислам-Ходжи
[left]Одно из сокровищ Ичан-Калы — исторической части Хивы, которая в 1990 году стала первой из достопримечательностей Узбекистана, внесенных ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия — комплекс Ислам-Ходжи. Входящие в него медресе и минарет являются самыми узнаваемыми постройками этого старинного города,
его своеобразной визитной карточкой, притом что сам комплекс был
возведен только в 1908-1910 годах и по своим формам восходит к
сооружениям XI-XII веков. Своей славе он обязан нетипичностью и
своеобразной игре на контрастах — по задумке архитектора самый высокий
минарет Хивы соседствует с самым маленьким медресе. Таким образом,
минарет выглядит еще величественнее и виден издалека. В начале прошлого
века, как и сейчас, это помогало путникам легче ориентироваться и
быстрее находить дорогу к городу и к этой удивительной достопримечательности.[/left][left]Минарет
Ислам Ходжи обращает на себя основное внимание в этом комплексе.
Выполненная по старинным стандартам архитектуры XIV века, имеющая
широкое основание и заметно сужающаяся кверху башня, предназначенная для
призыва верующих на молитву, была построена по приказу и на средства
Ислама Ходжи — главного визиря (премьер-министра) Хивинского ханства при
Мухаммаде Рахим-хане II (1864-1910). А впоследствии, при его сыне
Исфандияр-хане минарет должен был затмить другую известную
достопримечательность — знаменитый минарет Калян в Бухаре.
И можно с уверенностью сказать, что лучшим мастерам Хивы того времени -
Худайберген Ходже, Болта Ваизову, Ишмухамеду Худайбердиеву — это
удалось. Высота минарета Ислам-Ходжи превышает высоту бухарского
минарета Калян и составляет 56,6 метров, а его основание — 9,5 метров в
диаметре, но несмотря на это он выглядит довольно стройным и лёгким.
Этот эффект во многом достигается за счёт ярких вставок из голубой,
синей, белой и бирюзовой майолики — уникальных узоров в виде
горизонтальных полос вокруг оси минарета, которые облагораживают
кирпичную кладку башни, а в солнечные дни соперничают по красоте с
красками ясного Хивинского неба.[/left]
[left]На высоте 45 метров располагается смотровая площадка, с которой город виден как на ладони. С этой самой высокой точки Хивы
открывается незабываемый вид на её достопримечательности, которых
насчитывается свыше шести десятков. Верхняя часть минарета украшена
традиционными решетками из ганча (панджара), карнизом и небольшим
куполом, под которым находится помещение для муэдзина (глашатая).[/left]
[left]Главный
вход в небольшое ассиметричное медресе Ислам Ходжи находится прямо у
основания минарета. Внутри медресе можно найти большой зал, увенчанный
куполом, 42 худжры (кельи), расположенные в один этаж вокруг небольшого
дворика на территории комплекса, и мечети в юго-восточной части медресе.
Мечеть сверху укрыта массивным низким куполом, а михраб
(молитвенная ниша в стене мечети, обращенная в сторону Мекки) внутри
мечети отделан майоликой и узорами из ганча. Вход в медресе также
украшен майоликой, узоры из которой по цвету и стилю совпадают с узорами
на минарете, над входом пристроен второй этаж.[/left]
[left]Сам Ислам-Ходжа был приверженцем довольно
прогрессивных взглядов и был настроен на установление крепких отношений с
Российской империей, не раз посещал Санкт-Петербург. Именно при
Ислам-Ходже была построена первая в Хиве светская школа,
хлопкоочистительная фабрика, а также больница, аптека, почта и телеграф.
Тем не менее, не все разделяли прогрессивные стремления Ислам Ходжи и
подговаривали хана на его свержение, мотивируя тем, что политика визиря
пагубно отразится на хане. Как-то вечером Ислам-Ходжа возвращался в свою
загородную резиденцию, на него напали и нанесли ему несколько
смертельных ножевых ран. Возможно, хан знал о предстоящем покушении на
визиря, но закрыл на это глаза. Так окончилась трагическая судьба без
тени сомнения великого человека с прогрессивным взглядом на мир и тонким
чувством прекрасного.[/left]
[left]Комплекс Ислам-Ходжи по праву считается одной из
самых красивых достопримечательностей Хивы. А имя главного визиря
Ислам-Ходжи в большей степени останется в памяти людей не благодаря его
прогрессивным взглядам, а благодаря идее строительства такого необычного
и величественного комплекса, которое прекрасно вписывается в древний
пейзаж Хивы.[/left]
Рядом музей с музейным экспонатом очень похожим на нашего Дмитрия!