Мы выезжаем из Хивы и двигаемся в сторону Бейнеу. По пути не смогли отказать себе в удовольствие заехать на Башню Молчания.
Крепость Чалпык (Чилпык, Чильпык, Шылпык ), с тюркского — Башня молчания, находится в 43 километрах в югу от Нукуса рядом с автомагистралью, ведущей в Турткуль. Крепость прекрасно видно прямо с дороги.
Чильпык представляет собой сооружение с высокими глинобитными стенами, расположенное на вершине отдельного естественного 35 –метрового конического холма. Стены крепости образуют немного неровной круг диаметром 65 метров с входом с северо — западной стороны. Когда-то здесь был 20 метровый лестничный проход с 72 ступенями, который вел по самой крутой части холма прямо к входу. От основания сооружения имеется переход, ведущий вниз в сторону реки. Глинобитные стены сохранились местами до высоты 15 метров. Они имеют толщину 2–3 метра в верхней части и немногим более 5 метров у основания. Вся внутренняя часть крепости представляет собой ровную глиняную площадку, вымощенную на забутовке из обломков черного песчаника, почти в уровень с внешней стеной. В центре площадки выступает вершина песчаниковой скалы. На склонах было найдено немало облом¬ ков глиняных оссуариев, что позволяет сделать вывод о первоначальном культовом предназначении крепости как Дахмы, которая использовалась в зароастрийских ритуалах. Согласно зароастрийским верованиям, по которым тела умерших людей выставлялись на съедение птицам. После того, как кости очищались от плоти, семья умершего собирала их и помещала в глиняные или каменные урны для погребения. Холмы, окружающие Чильпык, заполнены захоронениями, и образцы таких погребальных урн можно увидеть в исторических музеях Нукуса и
Ташкента.
Возраст сооружения археологами был определен как конец I века до н.э – начало I века н.э., однако были отмечены работы по перестройке сооружения в VII–VIII веке после прихода в эти места арабов, а затем еще раз в IX–X веке в период процветания древнего Хорезма. В это время крепость Чилпик, наряду с многими другими крепостями Хорезма, использовалась как сторожевая и сигнальная башня.
Это, к сожалению, все, что мы успели посмотреть тут. Многое, конечно, еще не видели. Но времени уже не хватает, пора двигаться в сторону границы. Еще не известно, сколько времени проторчим там. Опрошенный по дороге дальнобой уверяет, что очереди нет, но кто знает...
Мы двигаемся в сторону Бейнеу. Доехали быстро, на границе были единственными, поэтому на пост попали быстро. Там узбеки, как обычно, еле шевелятся, совсем не работают, потратили время прилично. На казахской границе было все быстрее и проще. И вот мы в Казахстане. Традиционно ночуем в гостинице в Бейнеу и весь следующий день шпилим до Уральска. На следующий день, помня об отвратительной дороге на Саратов, идем на
Самару. И тут произошел случай, о котором я не могу не написать.
Едем ровно в сторону границы, кругом поля и степь, светит солнышко, трафика нет, все хорошо, мы расслаблены. Идем где-то 105-110, разрешенная скорость 110 км/ч. Внезапно навстречу нам едет гаишная машина, проезжает мимо нас, включает мигалку, разворачивается и за нами! Останавливают. В машине два гаишника, молодые парни. Зовут нас с Димой к себе в машину. Мы садимся на заднее сидение и нам показывают кино с нашими машинами и нашей скоростью. У Димы 110, у меня 105. Мы делаем большие глаза и дружно говорим \"И чо?\" Ответ следует фраза \"15 километров назад висел знак 90, вы превысили скорость!\"
Мы в ауте минут на 5.
— Сколько километров назад???
— 15! — гайцы были невозмутимы.
— А мы не видели, мы только что из степи выехали, — пытаемся как-то выкрутиться.
— Это не важно. Там был знак. Вы нарушили. Штраф! — все так же невозмутимы и беспощадны!
— Но мы не видели никакого знака! — начинаем потихоньку возмущаться.
— Поехали посмотрим!
И мы устремились. Гайцам было реально не лень возить нас 15 км туда и обратно. Приехали, реально стоит знак, под ним зона действия \"35 км\". Пока едем обратно я замечаю какую-то дорожку в степь и начинаю их убеждать, что мы выехали отсюда и поэтому никакого знака не видели.
— А что вы там делали? — спрашивают наши вымогатели.
— Мы… — ответа у меня не было, я искал глазами за что зацепиться и вдали увидел кладбище, — мы ездили на кладбище!
И тут же словил на себе удивленные взгляд всех: гаишников… Димы…
Дальше я не придумал, что говорить, но это неловкое молчание спас знак \"80\", который мы проезжаем. Через 100 метров стоял другой знак \"отмена 80\".
— Во! — завопили мы, — Смена скоростного режима!
— Ну и что? — невозмутимые и беспощадные гаишники крепко стояли на своем, — все равно действует то ограничение в 90 км/ч!
Далее была череда препирательств и ссылок на законы, около часа они хотели денег, а мы никак не соглашались.
Мы сидели в их машине, наши тракторы стояли напротив. Гаишники поняли, что уже ничего не получат, доводы у них кончились и надо было что-то решать. Парень на пассажирском сидении сидит и крутит наши СТС на машины. Водитель просто смотрит на наши машины. Отпускать им нас так не хотелось… Между ними завязывается такой диалог:
— Это же разные машины? — водитель повернулся к парню на пассажирском сидении.
— Да нет, вроде бы одинаковые...
— Да не, ты посмотри, они же разные!
— Где?
— Ну у одного нет задних брызговиков, а другого есть.
— И что?
— Один такой весь в железе и фары такие большие, а второй поменьше.
— Ну просто один для бездорожья, а второй городской джип....
Как мы не заржали вслух, я до сих пор не знаю. Но после этой эпической фразы нам вернули права и пожелали счастливого пути )) Весь остальной путь мы проделали в повышенном настроении и фраза \"городской джип\" прочно засела в наш лексикон )
Ну вот собственно и все. Вот такое приключение получилось. Спасибо всем, кто осилил этот текст до конца.