Именно так. Комплекс в Мафре грандиозен! Представьте, насколько велики его размеры, если одна только длина фасада составляет более 200 метров!
Здание монастыря, вместе с королевским дворцом и жилыми помещениями для 300 монахов, занимает 4 гектара земли.
И в таком вот огромном комплексе мы оказались без малейшего ориентира — куда идти и на что обратить внимание в первую очередь.
Обычно, при посещении любого объекта, у меня с собой имеется листочек с распечатанным из Википедии текстом, этакий минимум информации, на который клубком наматываются личные впечатления.
Каким-то странным образом по Мафре я не подготовила ни строчки. Пришлось "осваивать" внушительные площади Национального памятника чисто интуитивным методом. И с первых же минут у меня возникло стойкое ощущение схожести комплекса с испанским Эскориалом. Ошибки тут быть не могло — впечатления от недавнего посещения Эскориала (два года назад) еще очень живы в памяти.
И, как оказалось, я угадала!
В 1711 году португальский король Жуан V в честь рождения сына затеял строительство этого огромного монастыря-дворца, стараясь затмить именно Ошеломительный, гигантский и роскошный Эскориал
Считается, что в строительстве монастыря участвовали более 50 тысяч человек, насильно согнанных со всей Португалии. Из Германии и и других стран Европы приглашали лучших иностранных архитекторов.
Весь городок Мафра сформировался-то, в сущности, чтобы расселить людей, задействованных в работе. Он и сейчас совсем небольшой — там проживает около 11,3 тыс. жителей, и имеется всего четыре улицы, выходящие на главную площадь.
Развернуть столь колоссальное строительство не каждый монарх мог себе позволить, но Португалия в те времена процветала, обогащаясь золотом и бриллиантами, поступавшими из Бразилии. В результате на свет явился гигантский монастырь-дворец, ныне признанный одним из семи чудес современной Португалии.
Весь ансамбль, построенный в стиле позднего барокко, формируется вокруг базилики. Две её колокольные башни вмешают более 110 колоколов, и звон можно услышать в радиусе до 24 км. Эти знаменитые колокола созданы мастерами из бельгийского Антверпена.
Вход окружают скульптуры в нишах, а внутри базилики находятся 11 часовен с итальянскими мраморными статуями и рельефами.
Сразу признаюсь, все 11 часовен мы не обошли, т.к. попали точнехонько на воскресную службу. Редко я забываю обегать все вокруг с фотоаппаратом, но здесь был именно такой случай — церковный хор пел настолько божественно, что мы просто стояли и слушали.
Только когда музыка стихла, и началась проповедь, мы ушли и отправились искать вход и кассы.
Вскоре оказалось, что в воскресенье вход в комплекс Мафры бесплатный. Приятно, с одной стороны, что на билетах мы сэкономили, но с другой стороны негде было потребовать проспект с описанием или планом "местности".
Сначала мы попали в помещения бывшего монастыря, где сейчас размещается Музей религиозного искусства. В его экспозиции представлены предметы культа и церковного облачения.
Здесь интереснее всего "подглядеть", как жили монахи.
Келья для самобичеваний — на стенах развешены орудия добровольной пытки, посреди помещения установлен тазик, куда с коленопреклоненного тела должна стекать кровь.
Келья для душевнобольных. Очевидно, туда попадали после чрезмерных самоистязаний и молитв?Специальная кровать, в которой больной находился привязанным, напоминает детский манеж
Удивительное приспособление для очищения и ощипывания птицы перед приготовлением. Я не очень поняла, каким образом это делалось, но сначала тушку птицы опускали в раструб.
Самое впечатляющее помещение музея — дормиторий. В средние века все монахи спали в монастырях в общем спальном зале прямо на полу, но со временем дормиторий стали разделять на кельи. Чтобы далеко не ходить, место для ночных молитв располагается тут же, в дормитории.
Чтобы попасть в королевские покои, надо подняться этажом выше. Кстати, покоями в прямом смысле дворец Мафры никогда не был — слишком уж он огромен и для жизни не приспособлен.
Так что их величества жили в других дворцах Лиссабона, а Мафру использовали в качестве представительской резиденции, для приемов послов и гостей.
Что до интерьеров, то большинство помещений мне показались обставленными весьма скромно, так мог выглядеть салон какого-нибудь среднего российского помещика, но не короля.
Взять хоть музыкальную комнату. Да, большая. И ковер большой, и кушеток-кресел-стульев, обтянутых желтым шелком много, но нет королевского шика, хоть убей.
От чего я была в восторге, так это от потолков, в остальном же дворец, на мой взгляд, не может похвастаться интересной отделкой.
За одним исключением! В Мафре имеется охотничий зал, и ничего подобного мне до сих пор видеть не приходилось. Ладно бы шкуры на полу, чучела на столах и рога на стенах, этим многие любители охоты грешили.
Но мебель "с рогами"! И сиденья, вместо шелка обтянутые оленьей шкурой, с оскаленной мордочкой-чучелом где-нибудь на месте подлокотника...
Люстра
Ладно, лукавлю немного, не только охотничий зал интересен. Как вам, к примеру, игровая комната?
Королевский настольный футбол? Эх, не было у них компьютеров :-)
И, конечно, дух захватывает от одного только вида королевской библиотеки, которая является гордостью Мафры и насчитывает 40 000 томов. Есть там книги, которым уже несколько веков, и особые экземпляры с золотыми страницами. Есть даже старинное издание Гомера и первое издание "Луизиады" Камоэнса.
Наверное, повторюсь, но все же еще раз подчеркну — комплекс Мафры просто необъятен! Наши ножки это хорошенько почувствовали. Осматривая изнутри монастырь, а затем дворец, мы длинными коридорами, анфиладами и клуатрами прошли не один километр.
После такого марш-броска нужен отдых, и я бы посоветовала прокатиться до Собрейро в Город Мастеров. Это совсем рядом, минут 10 на автомобиле, можно взять такси, выходит не дорого.
Если же вы хотите осмотреть Мафру полностью, обязательно нужно съездить в заповедник Тапада да Мафра. Это обширный лесной массив, где в прошлые века короли развлекались охотой. Теперь там Национальный парк, в котором свободно разгуливают кабаны и олени.
Радует, что теперь обитателям парка — животным и птицам — больше ничто не угрожает, кроме, разве что фотоохоты, но к этому явлению они давно привыкли.
Келья для душевнобольных. Очевидно, туда попадали после чрезмерных самоистязаний и молитв?Специальная кровать, в которой больной находился привязанным, напоминает детский манеж
Удивительное приспособление для очищения и ощипывания птицы перед приготовлением. Я не очень поняла, каким образом это делалось, но сначала тушку птицы опускали в раструб.
Келья для самобичеваний — на стенах развешены орудия добровольной пытки, посреди помещения установлен тазик, куда с коленопреклоненного тела должна стекать кровь.
Королевский настольный футбол? Эх, не было у них компьютеров :-)
Люстра