Возможно, кому-то будет интересно, и надеюсь, полезна следующая информация, как некое пособие и руководство к путешествию в Украину из Волгограда.
Забегая вперед напишу маршрут, который у нас получился по факту:
Волгоград – Морозовск — Каменск-Шахтинский – Донецк – Краснодон – Лутугино – Антрацит – Снежное – Макеевка — Донецк – Мариуполь – Мелитополь – Цюрупинск – Херсон – Николаев – Одесса – Николаев – Херсон – Цюрупинск – Армянск – Красноперекопск – Евпатория – Черноморское – Маяк — Большой и Малый Атлеш – Громово – Медведево – Новоивановка — Веселовка – Евпатория – Саки – Симферополь – Бахчисарай – Сирень – Танковое — Красный мак -Холмовка — Эски кермен – Холмовка – Фронтовое – Верхнесадовое — Поворотное — Президентская дорога – Севастополь – Балаклава – Гончарное – Орлиное – Санаторное – Береговое – Кацивели – Симеиз – Алупка – Ливадия – Ялта – Массандра – Гурзуф – Алушта – Рыбачье – Судак – Коктебель — Феодосия – Приморский – Керчь – паром — порт Кавказ — За Родину – Темрюк — Славянск на Кубани – Тимашевск — Ростов на Дону – Морозовск – Волгоград
Общий пробег составил порядка 4000 км. / На всё-про всё 7 дней отпуска. Керченская переправа:37 грн за че-ка + 380грн за СИДа
Авто: Kia Ceed FL 1.6 MT (Comfort)
Продолжительное время собирались осуществить задуманное, изучав опыт других людей, и бюрократические тонкости пересечения границы, и ПДД Украины, и вот решились сделать это осенью 2012г. (в сентябре).
Приготовились тщательно – распечатав и заполнив на всякий случай все анкеты необходимые для пересечения границы (они не понадобились в дальнейшем), дабы не терять драгоценное время на границе, выписали необходимые телефоны ДАИ, дежурных частей, посольств и т.д и т.п. по предполагаемому маршруту следования. Так же сделали на 2 недели страховку-зеленый полис осаго, у нас его монопольно выдает только Росгосстрах, стоит, кажется 700 руб. По нему на территории Украины может ездить любой, без вписания поименно. Наклеив наклейку RUS на задний бампер (по международной конвенции этот момент отменили, т.к. гос.номера нового образца имеют флаг и надпись страны, но вот в ПДД Украины этот пункт о наклейке остался… дабы не искушать судьбу-наклеил), прошёл ТО-2. И вот все готово – в путь!
Ключи, лампочки и предохранители — ничего с собой не брал, взял только домкрат и баллоник.
Выехали из Волгограда 07.09.12г. в 6 утра, трасса была не загруженная, на переездах не стояли. В районе Каменск-Шахтинска на Т-образном перекрестке заправились на Лукойловской заправке, и проморгав правильный разворот пришлось доехать почти до самого города … но о не большом перепробеге не пожалели, т.к. увидели придорожное кафе «ГАРАЖ» на трассе Москва-Ростов. Видел и раньше снимки людей на футуристических байках, но не знал где это, приятно удивившись принялись фотографироваться со множественными экспонатами (светофоры, байки, машины, колокол, памятники, прикольные таблички и куча прочего) – одним словом советую всем потратить 30 мин и доехать до туда, там можно и перекусить, и заночевать если кому необходимо будет. После фотосессии развернулись и немного вернувшись повернули на г.Донецк (Российский). Последняя Лукойловская заправка и именно Нижневолжскнефти (Карточки Ликарда там действуют) находится в парекилометром от границы прям на трассе у таможенного перехода Изварино – долив на всякий случай несколько литров до полной горловины (т.к. относительно недавно заправляли полный бак) нашего бензина который на тот момент стоил дешевле украинского на 4-5 рублей мы подъехали к границе (это было примерно часов 11).
Были приятно удивлены, т.к. на Российской границе мы были 2-ми в очереди! Досмтор был формально-визуальный, и на все про все ушло минут 10. Пересекли границу и, оказавшись на Украинской границе, радость немного спала … очередь была машин 15 + куча шастающих через границу пешеходов. Так же был карантинный проезд. Обслуживающий коридор работал всего 1. Мы решили не ждать подхода очереди и пойти взять необходимые бумаги для заполнения, подошли к будке, где на въезде сидел таможенник (подходить нужно к нему только водителю с доками на машину!). Посмотрев доки он спросил, не торопимся ли мы, и не хотели бы пройти без очереди? Т.к. спешить нам было некуда, и искать приключения на 5-ю точку тоже не хотелось бы – то я сказал что не имею такого желания, он выдал мне какой-то талон где было написано гос номер машины и модель и отправил обратно в очередь. Один коридор они держат закрытым я так понял для тех, кто спешит и за отдельную плату жаждущих проехать без очереди. Когда подошла наша очередь, мы подъехали к 2-ум будкам где были таможенники, в порядке расстановки будок, поочередно отдаете им свои доки-владелец машины паспорт или загран паспорт по выбору + доки на машину св-во и все, пассажиры паспорт или загран паспорт на выбор.
Сделав соответствующие необходимые процедуры, Вам все возвращают и вуаля – Вы свободны! (на тот момент благодаря Боженову в нашем регионе был свинячий карантин, на будках таможни все было в плакатах о поражении чумы — увидев регион в документах, таможенники засуетились, попросили открыть багажник, сумки, двери, спросили есть ли свинина, сало и рыба, после чего ощупали сумки и содержимое сверху). Выезжаете с таможни – и вот она чужбина!!! (кстати: видео и фотосъёмка на границе запрещена-необходимо выключить заранее видеорегистраторы). Кардинальных отличий с первых минут пребывания не наблюдалось: в деревнях разруха так же как и у нас, дорог нет, народ говорит везде по- русски, все вывески тоже по-русски. Добравшись до первого более-менее крупного населенного пункта Краснодон приобрели местную симку мтс с тарифом «звонки в Россию» (они продают симки без регистрации по пспорту-т.е. они обезличены + акци: симки действуют 3-4 года, и на след.год сколько гривен в подарок), и поменяв там же на близлежащем рынке немного местной валюты на еду и ГСМ (рядом есть банк, но в нем была дикая очередь, у менял на рынке курс такой же 4руб=1гривна), мы отправились в путь.
У нас была цель сначала прямиком рвануть в Одессу, а потом низом объехать весь Крым. Проехать максимально большее кол-во крупных городов и территории Украины, для последующего отбора и формирования плана следующих поездок и отпусков, так вот по пути в Одессу хотели проехать через деревню Гуляй Поле, посетив музей батьки Махно, забив в навигатор маршрут с поправками на это (пользовались Навителом в телефоне) двинулись в путь.
Навигатор повел нас кратчайшим путем, отъехав от магазина недалеко он нас повел влево с сильным креном на укорачивания пути … Проехав десяток километров мы начали унывать, т.к. дорога была в ужаснейшем состоянии, и более того – машин не было вообще! Дорога имела статус поселковых – по пути встречались заброшенные дачи, полупустые деревни, ехать со скорость свыше 40-50 км (местами) было нереально. Чем дальше тем надежд на хорошую дорогу не было … — возвращаться было уже не резон, т.к. далеко проехали уже, заправок тоже нигде не было, на протяжении всего этого короткого пути … Подытожим – да мы реально срезали около 100 км, НО по времени и состоянию дороги лучше бы мы поехали по трассе. Дело шло к вечеру, а мы еще ехали поселковыми трассами, из близлежащих крупных городов был Мариуполь, но до него еще было прилично – мы решили отбросить посещение Гуляй поле (хотя были относительно близки к нему) и выехать на трассу, дабы успеть по светлому добраться до гостиницы.
Проезжая Снежное нам попалась 1-я засада ДАИ с радаром, у них уже было остановлено несколько машин, и мы проехали без проблем.
Перед Мариуполем, проезжая Донецк (Украинский) навигатор тоже немного удивил, повел нас кратчайшим маршрутом по какой- то промзоне с разбитыми дорогами, где особо тоже никто не ездит, но мы реально сократили путь через город.
Добравшись до Мариуполя, начали искать гостиницу-доехав до набережной сразу нашли 1-ю гостиницу, но цена немного не порадовала, решили не торопиться и поискать еще, вышли на телефоне в интернет нашли парочку, вычислили близлежащую и направились к ней «туркомплекс Турист», она располагается на нижней террасе набережной, в левом углу дороги (ближе к РФ), где дорога начинает подниматься вверх. Гостиница не шик (советского плана), но цены радуют, + рядом продуктовый магазин (т.к. у них нет НДС цены приятно удивляют: к примеру: пиво Budweiser у нас стоит около 45-50 руб, там 24 рубля! Еда тоже дешевля, и одежда), удобная парковка под окнами и охранник присматривает – для тех, кому переночевать, на мой взгляд, приемлемый вариант.
На следующий день в 8 утра, мы продолжили наш путь, дозаправившись на выезде из Мариуполя (разговорившись с заправщицей, выяснили, что несмотря на вывески знакомы россиянам, заправки не соответствуют этим вывескам, мол кто-то не успел снять вывески, кто-то не делает это умышленно, т.е. увидев надписи Лукойл, Роснефть и тд., там не их бензин, даже есть закон: к примеру Лукойловская заправка должна на территории Украины продавать 50% Украинского бензина, и 50% своего, НО по факту практически весь бензин Украинский и стоит дороже чем у нас). Проехав Мелитополь (ничего особо примечательного не наблюдав) поехали дальше на трассе увидели 2-ю засаду ДАИ, выглядело это смехотворно: слева от дороги в поле стояли 3 ДАИшника как тушканы с треногой, провожая всех взглядами (не совсем было понятно как бы они успели выбежать из поля на дорогу и успеть остановить машину …) я немного нарушил у них на глазах обгоняя машину (начал обгон когда было еще 2 полосы, потом одна закончилась и я оказался на встречке, назад дороги не было и увидев их отдаленность принял решение закончить маневр), они сильно не расстроились и проводили меня взглядами. Далее попались земляки, а точнее землячки, поприветствовав сигналом мы устремились далее. Кстати недавно прочел в газете что Самая длинная в мире улица в Мариуполе с Ейском: кажется называется ул.Шмидта (если я не ошибаюсь) — расположена вдоль моря, в Мариуполе имеет четные номера, а в Ейске нечетные. Таким образом протяженность с учетом моря 83,5 км.
Следующий населенный пункт был со схожим для нас названием Цюрупинск.
Проехав его (ничего особо примечательного не наблюдав), поехали дальше по трассе мы приблизились к мосту через Днепр, на том берегу нас ждал Херсон. Днепр по ширине сопоставим с Волгой, ну или почти такой же. Переехав на ту сторону моста (с него рыбаки ловят рыбу, хотя высоковато) пока решали заезжать ли в него, мы проскочили поворот, далее пришлось далековато проехать до разворота, т.к. встречка разделена отбойником. И вот развернувшись мы вернулись и въехали в Херсон. Городок относительно небольшой, средний, чистый аккуратный, спокойный.
Сразу направились в центр, на набережную (по чему то по стереотипам и по устройству нашего города всегда отталкивались, что центр и интересности должны быть у набережной, а соответственно там и центр). Бросив машину у гостиницы на площадке(т.к. на самой набережной стояли знаки стоянка/остановка запрещена, хотя машин было много-не стали рисковать), и пошли изучать набережную и искать где можно перекусить.
Кстати гостиничный комплекс внушительного размера вокруг него кафешки и рестораны с фонтанами, но почему большая часть не работала, может в силу сезонности …
Вот фонтан в виде шара из бутылок:
На набережной имеются памятники: пушки, корабли; стоянки лодок, кораблей, яхт. Предлагаются услуги катания на моторках по Днепру, рыбалка и т.д. Погуляв, пофоткавшись, занялись поиском трапезы – в шатровых кафешках не рискнули отобедать (хотя ценники с комплексными обедами и бизнес ланчами интриговали), т.к. дорога предстояла долгая … Напротив громадной гостиницы, через дорогу есть 2-х этажный ресторан, точно не помню названия, что-то греческое, кажется Колизей, с верандами – выбор пал на него. Было не людно, несколько человек, расположившись, отобедали вкусно и недорого для ресторана. Поинтересовавшись у официантки, чем достопримечателен город, и что можно посмотреть, застали ее в врасплох, и получили ответ что особо нечего, и она не может подсказать …. Поехали на выезд из города, попутно остановившись в парке, осмотрев пару памятников танков, продолжили путь к Одессе. За Херсоном начались огромные хвойные леса, очень красиво! Был даже указатель «Экологически чистая зона». Поражало своими масштабами земледелие и сельское хозяйство: в основном были громадные поля лука, он был уже собран в сетки и все громадные поля были в сетках и фурах, так же были виноградники и арбузники. После Николаева на трассе перед Одессой начало появляться скопление машин, грузовиков.
В процентном соотношении у меня сложилось впечатление, что 50х50% украинских машин и русских (по гос.номерам), а-то и наши перевешивают. В основном ростовчане и северяне встречались. Дорога хорошая, ровная, прямая, поток машин небольшой, ДАИшников нет. Попался шустрый молдаванин, немного погонялись с ним, но нас быстро усмирил настигнувший красный Феррари (кажется с московскими номерами), желание гоняться пропало
Итак, въехали мы в Одессу к вечеру рабочего дня, на въезде на центральную улицу была большая пробка, но проехали её относительно быстро, минут за 10-15. И вот она Одесса-мама! Начинало темнеть и мы устремились ближе к Дерибасовской искать ночлег и зрелищ. Ближе к набережной навигатор нас завел в тупик, в котором мы повстречали съёмочную группу какого-то фильма (охранники сказали что москвичи снимают, и мол смотрите в конце года на 1-м, рабочее название самый длинный день или что-то вроде этого, по ящику позже я его так и не наблюдал …).
Попетляв по центру, решили бросить машину и сделать пеший обход гостиниц на предмет цен и свободных мест. Везде были пробки, да и свободных мест припарковаться тоже не было, пешеходов было тьма-тьмущая. Найдя не совсем удобное место напротив театра (не главного театра), парканулись прям напротив парадного входа (хотя я не сторонник неправильной парковки – но там реально было без вариантов). И пошли искать ночлег. Обойдя почти весь культурный центр Одессы, купив карту (прошли порядка 5 гостиниц-благо они рядом), выяснили разброс цен от 1 500 – 7 000 рублей. Выбор пал на 2 гостиницы (у обоих было куда поставить машину), они были не дорогими, но в 1-й не было горячей воды в номере, а у 2-й неудобная парковка, нет окна в номере и чего-то еще, уже не помню …
Выбрали без горячей воды, с парковкой и прям на Дерибасовской, называется «Пассаж» т.726-48-45, 2-х местный номер стоил 420 грн без горяч.воды.
Пошли за машиной. Оформились, за парковку и присмотр машины (охранник спал за окном, якобы охраняя машину, благо у нас окна выходили на машину-для так сказать успокоения) была отдельная плата 200 руб. В стоимость номера входил завтрак – чай, тост с сыром и колбасой и сарделька. Поднявшись в номер, были немного поражены-атмосфера Сталинских времен. Высоченные потолки, здоровый порог в ванну с туалетом. Запах музея. В принципе нам было не до выбора — решили переночевать, а утром продолжить поиски удобного жилья. Умывшись, и бросив вещи, пошли погулять по вечерней Одессе и поужинать. Народу на улице валом, яблоку негде упасть. В кафешках играла живая музыка, в парке была выставка картин молодых художников. Рядом с гостиницей был торговый центр в котором было некое подобие нашего общепита Ёлки-палки (нам подсказал дворецкий гостиницы, после чего поинтересовался глядя на номера машины откуда мы, ответив, что из Волгограда – он сказал у нас еще не было машин от вас), там недорого перекусив, пошли в кафе ударить по пивку и т.д. Пошатавшись немного по улочкам, пошли отдыхать с дороги.
Рядом с гостиницей был фирменный магазин конфет Рошен, довольно таки интересно оформленный – на витрине был мини-завод по производству конфет, там все двигалось, и приготовлялись конфеты.
Так же был магазин, наподобие московского ГУМа или ЦУМа (который возле Кремля).
Напротив нашей гостиницы была церковь и парк, где продавали сувениры, и старички днем играли в шахматы и домино.
Утром, выписавшись из гостиницы, отправились в морской порт,
там есть гостиница (изначально в ней планировали остановиться, но оказалось, что она несколько лет закрыта), и удобная автостоянка, охраняемая. При въезде автомат выписывает тебе чек-талон, оставляешь машину, где тебе удобно (мы поставили напротив будки охранника) уходишь, придя через несколько дней, тебе считают суточные по дате чека, и ты оплачиваешь. Оставив машину, решили искать квартиру для съема. Вооружившись картой и навигатором двинулись на поиски … правильно – вокзала. Рядом с ним находится знаменитый рынок – Привоз
(старый и новый), посетив рынок и купив там сувениры, отправились на вокзал. Людей сдающих квартиры и комнаты там было хоть отбавляй! Они окружили нас наперебой предлагая жильё – победила женщина, проявив настойчивость и растолкав всех направилась с нами к своей машине. У нее было 2 квартиры старая (в центре) и новая относительно рядом с вокзалом. Решили начать с новой, приехали – да действительно новостройка, еврик, вся обстановка, сплит, стиралка, телек, утюг и т.д., но далековато…. Хозяйка сказала, что 2-я (старая) квартира почти на Дерибасовской, но там сейчас квартиранты, будут выписываться сегодня в 20ч., мы решили взять ее – т.к. нам нужен был лишь ночлег, и близость к центру и машине. Оставив залог, договорились встретиться вечером.
Пошли совершать пешие прогулки по Одессе. Побродив по магазинам,
пришли к выводу – техника стоит так же, одежда в магазинах тоже не дешевая. По улице все ходят опрятные, модно одетые, очень много туристов и иностранцев.
Одесса нас встретила неординарным транспортом:
Я не говорю уже о Феррари, и Бентли и т.д. – иностранцы задавались вопросом: чем занимаются эти люди, что у всех так много роскошных машин.
Город построен по принципу «золотого сечения», все геометрически правильно, улицы параллельны и перпендикулярны, много одностороннего движения — будьте внимательны!
На Дерибасовой был накрыт шатер с выставкой какой-то художницы, у шатра стояла фигура из пасхальных яиц в форме шара.
Рядом стоял старый военных времен автомобиль – кажется Драбант, было чуть-чуть приоткрыто окно для бросания мелочи и табличка-помоги оживить машину, сделать капремонт.
В лесах стояло реставрирующееся красивое здание:
А вот знаменитый театр Одессы (обязательно его посетите! Цены приемлемые, график работы большой, спектаклей разных! много)
Внедалеке есть Сбербанк.
Вот неподалеку памятник ДеРибасу (он же золотой Дюк) мэру Одессы, много сделавшему для города:
Рядом, по парку находится саркофаг с частью раскопок древнего города:
Вот интересный дом – в старые времена выдавалась земля богатым для постройки домов, и каждый хотел построить что-то большое, но денег не у всех хватало – вот как один предприниматель вышел из положения:
построив длинное здание, но … треугольное – для сокращения расходов.
Памятников в городе очень большое количество, поток туристов тоже значительный – чтобы сфотографироваться, нужно подождать небольшую очередь. На Дерибасовской можно купить экскурсию: Криминальная Одесса, обзорная экскурсия по городу, катакомбы. Но они не постоянны – чередуются дни и время – нам посчастливилось попасть хотя бы на обзорную, остальные были на другие дни.
Перекусили в гипере, там же на Дерибасовской – у них распространены заведения самообслуживания: взял поднос и наваливай что хочешь, а затем вперед к кассе. Немного погуляв, подошло время заселяться, направились по адресу. Устроившись, расспросили хозяйку, что можно еще посмотреть, узнали: что одесситы не одеваются в магазинах, а в основном на рынке «7-й километр» (на выезде из Одессы в сторону Киева), так же узнали, что поблизости есть винный гипермаркет (кажется, называется Винфорт), если стоять лицом к вокзалу, то слева вперед метров 300, на Т-образном перекрестке. Решили переночевать а утром уезжать из Одессы, попутно посетив рынок и винный гипер.
Утром сдали ключи от квартиры, сходили за машиной и направились в Винфорт (работает он с 9ч) приехали раньше, пришлось ждать – рядом был обменник, поменяли пока гривен. Гипер понравился – любые вина и недорого: купили грузинские (Кинзмараули, Хванчкара и т.д.), молдовские, украинские и т.д.(в среднем 100-150 руб). Сервис порадовал, советуют и всячески помогают. На кассе дают фирменный пакет и внутри вставлена картонная ячейка в которую вставляются бутылки – очень удобно и приятно!
Далее двинули на рынок. Доехав от масштабов, были удивлены – площадь как наш аэропорт, на рынке есть ВСЁ!!! и дешево (т.к. город портовый Европа и Турция рядом, НДСа нет) пройти весь рынок за день нереально. Мы прошли полряда с 10-14ч. Кстати учтите — на рынке в обмениках вам не поменяют денег: ссылаются на паспорт и наличие украинской прописки и гражданства, есть менялы вьетнамцы и молдаване – по-русски они очень плохо говорят и деньги сильно мятые – мы не рискнули с ними заморочиться. На рынке поддались халявности цен, и спустили половину (или даже чуть больше) денежных запасов. Купили джинсы (в среднем там стоят 800 – 1000 руб), ну и всего другого, благо цены радовали, а о выборе вообще можно не говорить – повторяющихся точек нет с одинаковым товаром, выбор огромен. Затарившись и поняв, что деньги рассасываются, а впереди еще много городов – двинулись на выезд из города (на выезде есть макдональдс) там выпив кофе с бутером, выехали из города, предварительно заправившись. По дороге в крупных городах много гиперов МЕТРО, т.к. карта есть, хотели утолить любопытство пусть ли с нашей картой, и как там в плане цен и товаров (покупать ничего нужды не было), но в итоге решили не тратить время, так нигде и не посетили ….
Вернувшись до Цюрупинска, за ним держимся правее (по указателям на Армянск, Красноперекопск). Недалеко после поворота начинаются хвойные леса, и много зелени (в отличии от предыдущих мест). На тот период ложили новый асфальт на без того неплохое покрытие. Начинались бахчи, преимущественно арбузные. Дорога сужалась и становилась привычной нам 2-х полоской, между тем поток машин скапливался … Доехав до Армянска (на въезде действующий пост ДАИ с радаром) решили перекусить сильно не углубляясь в город. Городок небольшой по типу нашей Дубовки (возможно даже меньше). На выезде из города нашли забегаловку (заманила надпись «сырные лепешки»-к нашему сожалению они кончились …) имеется шашлычная, плов и т.д. цены дешевые. Внутри «отдыхали» 2 подвыпившие компании, вели себя более-менее сдержанно. Перекусив пловом и шашлыком с чаем (все съедобно-без последствий) двинули дальше, смеркалось. Добравшись до Красноперекопска (уже темно было, город небольшой), держимся правее, на Первомайское. Далее по навигатору пошли на Раздольное, дороги приняли сельский характер, но с асфальтовым покрытием. Так как мы сперва планировали попасть в Евпаторию + устроиться на ночлег, то в центре деревни Раздольное мы повернули налево на Новоселовское.
Далее домчали до Евпатории – было часов 22-23ч. Сперва планировали ехать в центр и по интернету (с телефона) искать гостиницы, но нам повезло-на въезде в город «дежурили» торговцы жильём на время. Договорившись с парнем, последовали за ним, по пути он показал нам продуктовый магазин (купить, если что нам надо), добравшись до частного сектора, подъехали к частному дому – на территории было несколько построек: хозяйский дом и 2-х этажная гостиница на 10 номеров 3-х местных (в каждом номере душ и туалет). Во дворе беседка с верандой, в ней спутниковое телевидение. Поговорив за чаем с хозяевами, узнав где и что можно посмотреть, решили на утро ехать на маяк и на скалы где снимался фильм «Пираты ХХ века».
На утро, собравшись, выдвинулись – заправившись на окраине города. По указателям держимся с.Колоски, с.Веселовка. Перед Колосками на дороге была серьёзная авария (хотя дорога деревенского значения с почти нулевым потоком), было несколько остановившихся машин оказывающих помощь…. Далее за Веселовкой рядом с трассой был пруд средних размеров, где несколько человек ловили рыбу. За с.Внуково и с.Красная поляна рядом с трассой стояли ветровики (вырабатывающие энергию). Далее дорога пошла с легким уклоном к морю – впереди Черноморское.
Городок (или деревня) небольшой, проезжая прямо через центр до конца, затем уходим левее, за город. В самом городе много мелких продуктовых магазинчиков, вывесок у жилых домов о продаже ночлега, проката велосипедов, в общем, отчасти чем-то напомнило нашу станицу Должанскую, ближе к концу города запестрели вывески о дайвинге, тут то все стало понятно … На окраине города была база дайверов, с прокатом оборудования, уроками дайвинга и экскурсиями. Мы устремились далее – немного проехав у моря увидели полу брошенные дачи, и прямо напротив них возвышался Тарханкутский маяк (основанный в 1816г.)
Припарковались напротив, пофоткаться, из-за ворот выезжал армейский козлик, солдат закрывавший за ним ворота, увидев нас спросил, 34 регион Волгоград? Утвердительно ему ответив, поинтересовались есть ли далее проезд и сфоткавшись у ворот, поехали к маяку поближе. Остановившись перед морем, ближе к маяку – увидели следующую красоту:
Внедалеке у заборчика стояла машина с Воронежскими номерами, и разбитая палатка – семейная пара варила на костре обед. Поздоровавшись с ними и спросив как тут и что, есть ли далее проезд (т.к. начинались бугры и ямы впереди), решили ехать до победного – через 100 метров стоял вагончик с последними предложениями дайвинга и т.д. с шутливой картой как добраться до Атлешей – суть примерно такова: На крузаке 20 мин, на автобусе час, и т.д. Мы решили не сдаваться – и ехать до самого края суши! Дорога и впрям не айс, полу глиняное покрытие, пылящее, неровное (из-за частого проезда «серъёзной» техники), ехать не совсем близко … грунтовки то и дело петляли, пересекались и расходились, но по сути они все ведут куда надо. Сзади, сбоку завиднелся автобус, он вес экскурсию. Скоро добрались до большого Атлеша (где в фильме «Пираты ХХ века» была база пиратов).
Как оказалось – территория огорожена, внутри домики, некое подобие турбазы – выкуплена частниками, и просто так посмотреть нельзя! После долгих уговоров и споров с охранником, сошлись на том, что даем ему за фотосессию по 20 грн с че-ка и он нас пускает. Внутри особо ничего интересного – только сам Атлеш в основном пещера внизу, с арками. Спустившись вниз (лестница очень узкая и с резким наклоном затяжным – дамы наврятли будут спускаться), увидели стоянку лодок дайверов, с оборудованием, сделав пару кадров, вернулись обратно. От машины был виден малый Атлеш, т.к. мы были рядом, то решили его тоже осмотреть – но понимали, что ничего сверхъестественного нас там не ждет. Перед ним на дороге попался овраг средней степени наклонности (основная дорога лежала через него), из машины казалось это мероприятие непреодолимым, слишком был крутоват уклон да еще по диагонали, но выйдя из машины и осмотрев местность – решили рискнуть. Сид справился, и вот мы подъезжаем к малому Атлешу.
Осмотрев его и пофоткавшись, заметили приближающуюся по море лодку – это дайверы катали экскурсантов, на скорости влетав в арку скалы. Скоро к нам подъехали несколько машин, народ тоже любовался, мы услышали часть разговора, что дайверы под водой сделали музей, куда водят на подводную экскурсию новоиспеченных дайверов. В качестве экспонатов – статуи вождей и прочие раритеты. Время поджимало, и мы решили выдвигаться обратно в сторону Евпатории. Тут у нас возникли разногласии по выбору маршрута – дело в том, что по навигатору и бумажной карте, было не ясно есть ли адекватная дорога вдоль моря и сможем ли мы проехать прямиком? К слову говоря мы немного не доехали до самого большого маяка на краю суши … Но рисковать не хотелось бы по 2-м причинам: хватит ли ГСМ, времени (связь отсутствовала) и дорожное покрытие мягко говоря напрягало, да и проезжающих машин особо не наблюдалось … В общем решили не рисковать и вернуться как ехали (правда немного срезали через с.Красносельское, а затем интерес нового взял над нами верх, и мы поехали вдоль побережья уйдя с Черноморского на с.Громово), дороги то и дело разветвлялись в разные направления … Проезжая деревеньки, некоторые полу брошенные, поражали некоторые «оазисы» архитектуры: за деревнями были отгорожены примерно 100 соток земли, на которых стояли 2-3 здоровенных коттеджа! Интересно кто эти отшельники … Доехав до с.Знаменское вновь встал вопрос маршрута – впереди за деревней была дорога по косе (было бы интересно по ней проехать, тем более за косой с.Поповка-там проводился Каzантип), но часть дороги на карте отсутствовала … увидев местного аборигена на плантациях виноградника, решили попытать его. С его слов там давно нет моста и мол дороги нет. Жаль … но решили не рисковать и на с.Медведево, на распутье стояли «москвичи» по видимому так же изучая внутри машины карту (спросить видимо стеснялися …). Попетляв немного по деревням и селам, вышли на уже знакомую дорогу знакомого нам уже пруда, где несколько мужиков так и ловили рыбу.
Домчавшись до Евпатория, решили сделать беглый осмотр города (т.к. в нем только ночевали до этого и более не видели ничего), домчав до центра, спустились на набережную, припарковавшись, решили сначала перекусить. Пока ждали чебуреков с разливным вином, и чаем, удивлялись некоторым вещям: разнообразию регионов РФ на гос.знаках а/м, типу машин (в основном серьёзные машины, которые доехав сюда сожгли ощутимо больше бензина чем СИД.), и «быдловатости» отдельных наших сограждан привыкших дома парковаться на тротуарах и где попало, делая это и за границей …
Рядом пролегала ветка местного трамвайчика, рядом было его кольцо.
Если я не ошибаюсь, он кажется был полудеревянный ….
Народу на пляже было – яблоку негде упасть, водичка шептала …. красотища в общем. Но нужно было двигаться далее … Собравшись продолжили путь.
На выезде из Евпатория в сторону г.Саки, сразу за поворотом, есть небольшое морское озерцо, в котором нам повстречалась стая лебедей, остановившись, и прихватив буханку хлеба, мы принялись кормить их и фотографироваться. Лебеди были привыкшие к людям и ели прямо с рук.
Далее сразу же начинается морская коса в виде автомобильной трассы, на всей её протяженности был хаотичный авто-пляж, т.е. люди останавливаясь купаться и загорать, образовывали стихийный пляж, который по численности людей вполне мог конкурировать с городским пляжем.
Проехав г.Саки и несколько небольших деревень, мы добрались до Симферополя. Сделав беглый осмотр города и ничего для себя не обнаружив примечательного (мы честно искали и на карте с достопримечательностями), нами было принято решение не терять драгоценного времени, и продолжить наше путешествие. Далее мы планировали ехать сразу в Севастополь, и устраиваться на ночлег, но звонок знакомых, узнать о нашем местоположении, посоветовал нам посетить Бахчисарай, т.к. там относительно недавно открыли ханский дворец после реставрации. Так как нам все равно было по пути, и вспомнив знакомые тексты песен с упоминанием этого города, на том и порешили – направившись туда.
Дорога от Симферополя до Бахчисарая ровная, с уклоном вниз, прямая – загруженность минимальная. Подъезжая к въезду в город, держимся левее, затем сворачиваем на лево. Едем по объездной дороге, выезжая на ул.Ленина. Дорога будет петлять, затем резко спускаться вниз, сужаясь – не пугайтесь, по пути особых признаков населенности не будет заметно = держитесь прямо по ул.Ленина, езжайте до конца, пока не увидите стоянку кучи машин и автобусов – напротив, справа будет вход в Ханский дворец.
Подъезжая к дворцу, мы озадачились парковкой, но оставлять машину далековато от места осмотра было боязно, тем более неизведанном месте, поэтому решили подъехать максимально близко, дорога сужалась, машин становилось больше, да и число якобы «парковщиков» росло, они зазывающе махали – мол, давайте сюда, мы присмотрим за плату, но не тут было-не на тех напали! Мы уверенно ехали дальше, и вот интуитивно понимаем, что вот он – парадный вход, скопление людей, машин. Нам повезло, машина отъезжала от удобного места, которое впоследствии мы и заняли. Не успели мы выйти, как к нам подошли «местные парковщики», «главный» из-них (1,20м роста, запойного типа) сказал, что парковка платная и мол нужно заплатить – на что получил контраргументы, что мол знака тут нет, кассового аппарата у него нет и т.д. и т.п., после чего мы направились внутрь дворца. По пути еще паренек предложил перекусить в его кафе в 20 метрах от входа (так же мы спросили у него, что еще можно посмотреть в городе – услышали про 3 достопримечательности: дворец, храм на горе, и что-то еще связанное с горой (это все в конце ул.Ленина)).
В общем, терять время было не в наших планах, и мы устремились к кассе дворца. На кассе узнали, что есть градация билетов: самый дешевый это сам ходишь, смотришь, дороже – с экскурсоводом, и еще дороже по всем залам и территориям дворца (скажу сразу – в соколиную башню, и еще ряд объектов потом, оказалось нужно покупать отдельные билеты в самих объектах осмотра!). Мы решили взять самый дешевый и походить самим (и не прогадали!). Людей было куча, много иностранцев и экскурсии шли одна за одной по пятам, чем собственно мы и воспользовались – упав экскурсии на хвост. Внутри очень интересно, единственное – не покидало ощущение некой сказочности, киношных декораций, как будто это все картонное – не настоящее (это про архитектуру), либо это так восстановили разрушенное, либо реально сказочная обстановка.
Вот комнаты гарема хана:
Всей красоты не описать! Это нужно видеть самим!!!
Побродив часик-полтора, мы закруглились. На выходе нам как не странно не ждали парковщики, взымающие плату. Мы решили проехать в конец ул.Ленина и посмотреть горы и если храм не далеко, то и его тоже. Далее были частные жилые дома, горы сужались. Как ни странно ни одного человека, ни в домах, ни во дворах мы не увидели. Обстановка как в фильмах про Афганистан, талибов – горы, мазанные небольшие домики, на некоторых спутниковые тарелки, но в целом бе