В Лиссабоне мы поселились в самом сердце Алфамы, и первое, что увидели, выйдя на балкон — силуэт господствующей надо всем крепости Сан-Жорж. В центре города она видна ото всюду и по праву считается одной из основных достопримечательностей Лиссабона.
Castelo de São Jorge или просто Каштелу уже более 100 лет, с 1910 объявлен памятником национального значения. Он кажется неприступным и недосягаемым, хотя, на самом деле, из центра до Каштелу рукой подать. Крутые лестницы и извилистые улицы Алфамы совсем не сложно приводят прямо ко входу в замок. Для ленивых, как мы, можно воспользоваться трамваем 28 или красным трамвайчиком туристической компании "йело-бас" от площади Коммерции.
Как и везде в мире, возвышения использовались для строительства укреплений, и первое фортификационное сооружение на этом холме было построено около 48 года до н. э. Его перестраивали, расширяли и видоизменяли, какое-то время Каштелу использовался даже, как королевская резиденция, вплоть до разрушительного землетрясения 1755 года.
В наше время эта цитадель, имеющая более чем десятивековую историю, привлекает посетителей прежде всего возможностью увидеть город сверху "как на ладони". Еще не доходя до крепостных стен, со смотровой площадки на Ларго Порташ ду Сол, можно начинать наслаждаться видами на реку Тежу и Алфаму.
В этом районе до 12 века жили мавры, хотя домов мавританского периода там не сохранилось. Однако сама планировка квартала, средневековая и запутанная по-прежнему обладает восточным колоритом.
С первой смотровой площадки великолепно виден монастырь Сан-Винсенте-де-Фора, основанный в 1147 году первым королем Португалии Альфонсу I. В усыпальнице монастыря покоятся почти все короли династии Браганса. Белоснежная монастырская церковь построена в 16 веке.
Проходя в Каштелу через крепостные ворота, скоро обнаруживаем, что крепость как таковая внутри практически разрушена. Зато вся территория превращена в великолепное место для прогулок с огромным количеством удобных смотровых площадок.
Литые пушки нацелены вдаль: на площадь Коммерции и Мост 25 апреля, на площади Россио и Фигейра.
Лифт Санта Хуста, а позади видны своды Кармелитского монастыря Конвенто ду Кармо, разрушенного землетрясением 1755 г.Площадь Фигейра
Площадь Россио Площадь Мартим Мониц ( Martim Moniz) — бывшая рыночная площадь, ныне очень современно переоборудованная для культурной деятельности на открытом воздухе — семинаров, концертов и выставокПлощадь Коммерции
В Португалии я обратила внимание, как много сил уделяют приобщению детворы к истории и культуре. Во многих музеях и на различных объектах мы обязательно встречали группы детей самого разного возраста, обязательно в униформе, даже малыши. В Каштелу на экскурсию привели ребят из военного училища, и они самозабвенно возились возле подзорных труб.
По мосту, перекинутому через ров, можно попасть в самое сердце форта.
От настоящих строений там почти ничего не осталось, все что есть — плоды позднейшей реконструкции, но все же дающие представление о военной истории и фортификации.
Внутри крепости можно гулять по стенам и лестницам, забираться на все высокие башни, и просто подолгу стоять, наслаждаясь видами.
Вокруг форта есть уединенные уголки, очень красиво оформленные, где можно отдохнуть на каменных скамейках в тени деревьев.
На территории находится небольшой археологический музей с образцами глиняной посуды и старинной керамической плитки.
А еще в Каштелу живут павлины. Ну и что?
— Ну и что? — сказала я, мало ли крепостей, в которых живут павлины? Снимать их не удобно, бегают быстро, хвост никогда почти не раскрывают — ну, мне никогда не везло увидеть павлина во всей красе, разве что на чужих фотках в интернете...
Только Каштелу преподнес-таки подарок, и теперь навсегда останется в моей памяти связан с коротким и красивым эпизодом.Он стоял, распустив свой великолепный хвост, и медленно поворачивался вокруг собственной оси. Привлеченные неожиданным везением, люди немедленно создали вокруг павлина широкий "хоровод", ощетинившись объективами видеокамер и фотоаппаратов.
Я поспешила занять удобную позицию для наблюдения, и вскоре поняла, что вижу не просто раскрытый хвост — это был настоящий, полноценный танец.Не прекращая очень медленно вращаться, павлин вдруг пускал по перьям странную не синхронную волну, и они сухо трещали, а толщина раскрытого веера в этот момент увеличивалась вдвое.
А потом павлин замирал в полной неподвижности, и только его попка начинала ходить ходуном, напоминая движения латиноамериканских танцоров.
Он не обращал на людей никакого внимания, весь поглощенный своим действом, предназначенным единственно... кому? Закончив снимать фото и короткое видео, я поискала глазами музу столь вдохновенного танца.Вот же она! На нее никто из нас даже и не смотрит, но павлин старается только для этой скромной павы.
Пава что-то сосредоточенно выискивала и клевала у себя под ногами, лишь изредка бросая на красавца быстрый взгляд. Мне сразу вспомнились скудные познания из этой области зоологии: значит так, павлин завлекает самку красивым оперением, добиваясь, чтобы она подошла поближе, рассмотреть его наряд. Каждый раз, когда самка заходит спереди, павлин поворачивается к ней задом. Она снова и снова пытается забежать вперед, пока у нее совсем не "закружится голова" — такой своеобразный гипноз. И самец, уловив подходящий момент, однажды не повернется спиной, а воспользуется :-)
На деле трюк никак не срабатывал, и павлин терпеливо продолжал свой танец. Но вот, наконец, пава отвлеклась от поклевки и вышла вперед. Я замерла в ожидании...
Снова взглянув только мельком на хвост ухажера, пава еле уловимо присела перед ним, словно в легком реверансе. А затем быстро удалилась, оставив на месте "реверанса" кучку помета... Молчите, поручик! Вы сейчас снова все опошлите!
Забавно иногда бывает, столько исторической ценности имеет посещенный объект, столько красивых ракурсов преподносит, но какой-то неожиданный яркий эпизод вдруг перевешивает чашу весов — и воспоминание о прогулке остаётся навсегда неразрывно с этим связано. Так для меня Каштелу теперь всегда будет расцвечен в памяти экзотическим танцем павлина. Это ли не подарок судьбы?
Короткое видео здесь
Лифт Санта Хуста, а позади видны своды Кармелитского монастыря Конвенто ду Кармо, разрушенного землетрясением 1755 г.
Площадь Фигейра
Площадь Россио
Площадь Коммерции
Площадь Фигейра
Площадь Мартим Мониц ( Martim Moniz) — бывшая рыночная площадь, ныне очень современно переоборудованная для культурной деятельности на открытом воздухе — семинаров, концертов и выставок