Силуэт аббатства Санта-Мария-де-Алкобаса (Mosteiro Santa Maria de Alcobaca) открылся нам именно так, как мне больше всего хотелось — на фоне серого, грозового неба. Мое воображение заранее нарисовало картину первого знакомства, солнечный свет и синее небо здесь были бы неуместны — начало готического сюжета требовало мрачных декораций.
Мертвая королева сидела на троне и принимала почести от своих подданных. Ее отрубленная голова была искусно прикреплена к телу и увенчана драгоценной монаршей короной. Придворные неспешной вереницей проходили через зал, чтобы преклонить колени перед нарядным трупом, и поцеловать край роскошного, сверкающего платья. Никто не смел роптать, ни даже шептаться, под строгим взглядом молодого короля.
В 1153 году по приказу короля Португалии Альфонса Энрикеша, и в ознаменование победы над маврами в Санатамер, в Алкобасе был заложен монастырь Цистерцианского Ордена. Его строительство началось не сразу и велось долгие годы, только через сто лет, в 1252 году были полностью завершены монастырь и церковь, ставшие первыми зданиями в Португалии, построенными в готическом стиле.
До наших дней Монастырь Алкобаса дошел уже в некотором смешении архитектурных стилей: крылья главного фасада выполнены в стиле барокко, боковые башни и статуи достраивались в начале 18 века. Но главный портал и готическая розетка сохранились до наших дней в своем первоначальном, оригинальном виде. Как бесценный исторический и культурный памятник, монастырь Алкобаса с 1989г. включен в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.
Внутри церкви потрясающий неф длиной более 100м, кажется просто огромным за счет стройного ряда усеченных колонн.
Восемь высоких колонн окружают строгий алтарь.
В северной части находится проход в Монастырь тишины (Cloisters of Silence), основанный в 14 веке. Хотя монастырь пострадал в 1755 году, во время самого сокрушительного для Португалии землетрясения, он все же выстоял.
Работы по реставрации продолжаются и в наши дни.
Мне очень понравилось, как используют уникальные акустические свойства монастырских помещений, совершенно случайно мы получили возможность послушать вокальный концерт контр-тенора. Высокий чистый голос в полу-темном зале, где по периметру застыли скульптуры священнослужителей, звучал просто незабываемо.
Хочу отметить некоторые средневековые монастырские сооружения, которые мне особенно запомнились. Прежде всего, это роскошный готический фонтан в одной из часовен.
Дверные проемы 16 века в стиле мануэлино — первое знакомство, очаровавшее раз и навсегда — впоследствии мы видели много образцов этого чисто португальского архитектурного стиля, и каждый раз снова и снова им восхищались.
Королевский Зал (Sala dos Reis), где на высоте нескольких метров вдоль стен установлены статуи практически всех королей Португалии, отделан по периметру бело-голубой плиткой. Эти изображения выложенные в 18 веке, повествуют историю Монастыря Алкобаса.
К сожалению, этот зал сложно сфотографировать так, чтобы передать впечатление вполне.
Зал гробниц (Sala dos Tumulos) — погребальная часовня, более двухсот лет служившая усыпальницей для португальских монархов.
Среди этих гробниц есть две, что отличаются особым великолепием отделки. Тонкая резьба по камню и обилие скульптур — чтобы посмотреть на это, люди едут в Алкобасу со всех точек мира. Перед нами могилы Короля Педро I и его возлюбленной Инеш де Каштру — лучшие образцы готической скульптуры Португалии.
Гробница короля покоится на львах, а могилу Инеш поддерживают мифические животные полумонахи-полульвы. Ангелы оплакивают их у изголовий, а в ногах замерли собаки. Огромный пес охраняет короля, у ног Инеш свернулась маленькая комнатная собачка.
Признаться, меня заинтересовало, почему в средневековой Португалии так широко использовались изображения собак на гробницах. С одной стороны, известны символические ассоциации собаки с загробным миром, но это было распространено в Древней Мексике, Египте и Персии. Там собака считалась проводником между мирами и стражем загробного перехода, охранником, отгоняющим демонов от души умершего. А вот почему этот культ развился в Португалии, я так и не нашла ответа.
Зато мне вполне удалось изучить историю любви короля Педру I, которая, честно говоря, в глазах современного человека скорее похожа на страшную сказку.С незапамятных времен головной болью португальских королей, поколение за поколением, были отношения с Испанией. Накал острого соперничества и бесконечных войн периодически удавалось укротить очередным "дипломатическим" меж династическим браком.
В 1325 году 5-летний Педру уже был женат на 10-летней Бланке Кастильской, затем брак расторгли, и вскоре по приказу отца, Педру женился на другой кастильской принцессе — Констансе. Первая любовь пришла, как водится, только в юные годы, и явилась принцу в образе Инеш де Каштру — придворной дамы из свиты жены. Педру любил ее всю жизнь, у них с Инеш родилось четверо детей — это была его "настоящая" семья.
Никому такое положение вещей не мешало, пока не умерла Констанса Кастильская, официальная жена Педру. Тогда король-отец Афонсу IV задумал в очередной раз женить принца, но наткнулся на неожиданное сопротивление. Педру хотел жениться только на Инеш. Когда от уговоров отец перешел к угрозам, Педру спрятал возлюбленную в монастыре Коимбры, а королю заявил, что уже успел тайно с ней обвенчаться. Тогда, однажды, когда Педру был в отъезде, король созвал Государственный совет, на котором было одобрено решение избавиться от Инеш.
В монастырь Святой Клары были отправлены трое приближённых короля, которые обезглавили женщину. Горе Педру было безмерным, но вместо того, чтобы сломиться, инфант поднял вооруженное восстание против отца, которому уже несколько недель ничего не оставалось, как поделить с сыном власть. Вся эта история сильно подкосила здоровье Афонсу IV, и он вскоре умер. А Педру I, взошедший на престол, стал мстить убийцам своей подруги. Двое из них бежали в Кастилию, но по требованию Педру были выданы и подвергнуты жестокой казни: по-преданию, он вырвал им сердца.То, что произошло затем, просто шокирует! Педру снова стал настаивать, что Инеш — его официальная жена, и повелел эксгумировать ее тело, с момента похорон пролежавшее уже 6 лет! После пышной церемонии коронации, тело было погребено заново со всеми почестями в королевской усыпальнице.
Эти гробницы великолепны, и история вполне соответствует стилю, очень готическая. И знаете, чего особенно захотелось в какой-то момент? Вырваться "на волю", на свет из этих печальных стен. Погода эти мысли словно подслушала. Тучи рассеялись, и солнце ослепительно засияло с промытого неба, отражаясь искрами от совершенно мокрой мостовой.
Мы отправились смотреть городок, заглядывая в сувенирные магазинчики и радуясь окружающим ярким краскам — прекрасный "хеппи-энд" для нашей поездки.