В конце 15 века по всей Европе свирепствовала чума. Не обошла она и Лиссабон. Правившая тогда королева Леонор совсем не хотела принимать смертоносную гостью у себя во дворце, и со всей своей свитой уехала подальше от столицы. Прятаться от заразы Леонор отправилась в Обидуш — этот город португальские королевы веками получали от своих супругов в качестве свадебного подарка.
Недалеко от Обидуша, километрах в пяти, королева увидела, как народ роится возле местных термальных источников. Люди пытались лечить там разные заболевания кожи, солдаты — свои раны, полученные по время войн. Королева Леонор и сама страдала от какой-то бяки, которую чем только не врачевали. Что именно это было, я, увы, не раскопала, но беспокоило королеву сильно, раз она решилась полечиться за компанию с простым народом и в столь не комфортных условиях.
Леонор
Очевидно, термальная водичка Леонор помогала, ибо вскоре после отъезда в Лиссабон, королева снова вернулась на источники, а потом еще и еще. Ее так и прозвали в народе "Королева Туда-Сюда". Но именно благодаря ей здесь появился новый город Кальдаш-да-Раинья (Источник Королевы), и очень скоро, к 1485 году был заложен королевский госпиталь, чтобы обеспечить удобства лечения для знатных особ, а заодно уж и для всех страждущих.
Термальный госпиталь
Позднее, когда в XVIII — XIX века пришла мода лечиться на водах, больница была перестроена и модернизирована. Увы, на такой международный уровень, как Баден-Баден или Карлсбад, курорт не вышел до сих пор. Термальные воды Кальдаш-да-Раинья, помогающие при артрите, ревматизме, заживляющие старые, не зарубцевавшиеся раны и различные заболевания кожи, были известны в основном только португальцам. Представители местной аристократии охотно приезжали на курорт подлечиться и разнообразить свой праздный досуг. Примерно в то же время в центре города появилось некоторое количество особняков в стиле арт нуво.
Нынче массовый туризм, проникающий во все уголки мира, быстро делает достоянием гласности секреты любой глубинки, и об источниках давно всем известно. Но инфраструктура городка и его госпиталя все еще не приспособлена, чтобы стать модным мировым термальным курортом. Вот и мы, напрасно везли с собой купальники и надеялись пару часов "поправить здоровье" в благотворных водах. Общественные купальни оказались закрыты (вроде как в воде обнаружился какой-то микроб), а вкупе с ними и музей госпиталя. Открытия музея можно было бы дождаться, но уже не захотелось, я предпочла немного осмотреть центр города.
музей госпиталя
В отличие от большинства средневековых городов, формировавшихся вокруг замка или собора, центром для Кальдаш-да-Раинья стала торговая площадь рядом с госпиталем. Здесь торгуют в основном овощами и цветами. И хотя официальное название места площадь Республики, больше оно известно, как Фруктовая площадь “Praça da Fruta”
Но собственный храм Богоматери в городе, конечно, есть. Это Nossa Senhora do Pópulo Church 15-го века. Задуманная изначально, как часовня при госпитале, церковь была заложена по приказу все той же королевы Леонор, причем в качестве архитектора был приглашен один из лучших — Матеуш Фернандес, чья самая известная работа — монастырь в Баталье.
Готический стиль колокольни несколько контрастирует с видом основной постройки в традиционном для того периода стиле мудехар. А в оформлении окон уже присутствуют элементы зарождающейся моды на мануэлино.
Все остальные здания в центре города выглядят очень провинциально, хотя с "португальским оттенком", они словно так и застыли в XIX веке .
Здесь я впервые увидела на здании символику Португальской Коммунистической Партии. Сначала даже ощущение возникло, что в прошлое на машине времени перенеслась — этакий особнячок XIX века, Европа, зарождение идей... Потом разобралась, что это просто часть предвыборной кампании, причём в Лиссабоне разные плакаты ПКП встречались гораздо чаще. Кстати, один из их предвыборных слоганов звучит (в моём вольном переводе) примерно так "На фиг евро, вернём эскудо"
И хватит на этом о политике, в сад, в сад!
А сад в Кальдаш-да-Раинье просто великолепный! Чего одно название стоит — Парк Дона Карлоса I. В нём есть теннисный корт, большой пруд с лебедями, клумбы с розами и множество замечательных скульптур.
За озером высится некое здание, очень привлекательное с виду. Увы, при ближайшем рассмотрении, оно оказалось не жилым, запущенным, с битыми окнами. Со слов нашего водителя, жителя Кальдаш-да-Раиньи, я поняла, что это бывшее военное общежитие, и сама постройка, которой уже более 100 лет, историческая. Горожан возмущает тот факт, что здание в самом центре города пребывает в таком плачевном состоянии, и они неоднократно обращали свое недовольство по этому поводу к муниципальным властям.
С противоположной стороны пруда, внутри парка находится музей Жозе Мальоа — португальского художника, уроженца Кальдаш-да-Раиньи. Стоит заглянуть туда, чтобы увидеть скульптуры и картины Чисто португальский стиль
Кроме работ Мальоа, в музее есть работы некоторых других португальских мастеров, хорошая коллекция XIX — ХХ в.в. Несколько дней мы путешествовали вдоль берега океана, теперь нам предоставилась возможность увидеть его глазами местных художников.
Честно говоря, в Кальдаш-да-Раинье я очень хотела посетить еще один музей, обещавший быть забавным. Там представлены работы популярного художника и карикатуриста Рафаэля Бордалу Пинейру — различные керамические поделки, выполненные в юмористическом стиле.К сожалению, пойти туда мы просто не успели. По причине, связанной, опять же, с керамикой.
Поскольку в окрестностях города находится много залежей глины высокого качества, Кальдаш-да-Раинья издавна является одним из центров керамического производства страны. Рафаэл Бордалу Пинейру в 1884 году основал здесь фабрику по производству художественной керамики. Фабрика Пинейру , находящаяся в центре города, неподалеку от парка и госпиталя, славится огромным разнообразием выпускаемых изделий. А главная их фишка — посуда в виде капустного или салатного листа, а порой даже в виде целого кочана из зеленой майолики.
Мечта приобрести несколько таких тарелок не давала мне покоя ещё до начала поездки. И как бы ни восхищали меня португальские керамические поделки, все эти подсолнухи, петушки, бело-голубые изделия, идея есть обеды "с капустного листа" казалась самой привлекательной. Сувенирные магазины по всей стране не располагали таким выбором данного вида майолики, и только при фабрике в Кальдаш-да-Раинье, наконец, совершилась долгожданная покупка.
Впрочем, в Калдаш-да-Раинье можно найти изделия, расписанные не только в традиционном стиле. Современные мастера создают очень яркую плитку, целые панно в стиле... в каком, кто мне подскажет?
Леонор
Термальный госпиталь
музей госпиталя