Поездка во Францию в прошлом апреле, как-то сама собой получилась тематической, с уклоном на искусство. Но это не были походы по музеям и картинным галереям, а скорее попытка увидеть мир глазами художников, побывав в тех местах, где они творили. Я бы назвала это знакомством с живыми картинами, способными не только видоизменяться в зависимости от времен года, но и сохранять свою принадлежность к тому или иному стилю живописи.
Конечно, без музеев не обошлось, но основное время мы проводили не в их стенах, а на природе. Мы ездили в Вернон и Живерни, чтобы увидеть места, где творил великий импрессионист К.Моне. Мы видели его Сад, рождающий шедевры и Старый мост
Сад Моне
Вернон
Путешествие в Овер-сюр-Уаз привело нас в апрельскую пастораль деревни, пейзажи которой вдохновили Ван Гога к написанию 70 картин. Это был Мир глазами Винсента
Сад доктора Гаше в Овере
Сад доктора Гаше
Конечно, мы не были нацелены исключительно на импрессионизм, мы просто бывали в красивых местах, гуляли в парках. Просто искусство, оно само виновато, постоянно нас атаковало, буквально на каждом шагу! :-)
В Люксембургском саду
Классика? И к ней "через природу " приобщаешься легко — именно классическими мне видятся картинки, которые оставили в памяти Люксембургский сад и Тюильри, Лебединая сказка в парке Шантийи
Парк замка Лери
В Люксембургском саду
Шантийи
А как насчет сюрреализма? Можно ли и этот стиль, наравне в классикой и импрессионизмом, выразить в декоративно-парковом применении?
Когда входишь во вкус, могут неожиданно расшириться рамки восприятия красоты. Я долгое время понимала и принимала только классические формы. Ну, разве потащилась бы я раньше, в подземке через весь Париж, чтобы посмотреть на небольшой сквер, созданный в память о знаменитом испанском живописце, скульпторе и графике Хуане Миро (Juan Miro)?
Хуан Миро (1893-1983) — мастер абстрактного и сюрреалистического направления, безусловно, один из лидеров ХХ века в этом стиле искусства. Если кто-нибудь захочет коротко и внятно узнать о художнике и развитии его творчества, может почитать в сети прекрасную статью
А наша цель — сад имени художника, и чтобы попасть туда, мы доехали на метро до станции Porte d'Italie. Отсюда всего пять минут пешком до сада Хуана Миро, но далеко не все жители района знают о его существовании. Совсем маленький, размером 0.9 га, сад прячется в стороне от шумного Проспекта Италии, за стенами нескольких высоких современных многоквартирных домов, и является для них как бы внутренним двориком.
Заинтересовал нас этот небольшой, уютный садик прежде всего своими формами. Как можно создать абстрактную "картину" из лавочек, газонов и растений?
Сад строили с 1989 по 1993 год, выполняя важную социальную задачу — подарить жителям квартала маленький зеленый островок, где и молодежь, и мамочки с детьми, и пожилые люди могли бы отдыхать и чувствовать себя комфортно.
Надо сказать, что в момент нашего посещения, мы видели и несколько стариков, и группу молодежи — действительно все устроено таким образом, что на небольшом пространстве находится место для людей разных возрастов и социальных групп. При этом они почти не видят друг друга, так лихо это пространство "закручено"
Разработчиками проекта была использована геопластика. Этот современный термин означает искусственное изменение рельефа. Но за новым термином стоит тысячелетний опыт садоводов по преобразованию ландшафтов. Ведь именно рельеф — будь то равнина, плавные холмы или крутые склоны — делает каждый участок, усадьбу, сад уникальными, не похожими на другие.
В саду Хуана Миро созданы покрытые газоном холмы, имитирующие волны. Абстрактность картины достигается контрастом плавности холмов с пересекающими их диагоналями. Первая диагональ — синий мост. Его перила, столбики фонарей и мостки сделаны под углом, как бы нарушая зрительную перспективу.
Вторая диагональ — цветущая полоса из геометрически-подстриженных растений и кустарников, внутри которой извивается прогулочная дорожка.
Несмотря на небольшую площадь, парк имеет внушительный ассортимент растений, почти как ботанический сад. Хотя, это скорее увлечёт специалистов по ботанике, а для наших, неискушенных глаз всё увиденное было просто красиво.
Сад Хуана Миро стал последним объектом, который мы посетили перед отъездом из Франции, и очень логичным финалом к теме нашего путешествия.