Наверно, нам повезло. Тот день клонился к вечеру, и солнце посылало свои косые лучи прицельно на фасад. Простая готическая роза изнутри обернулась фантастическим, ярким калейдоскопом. Краски дробились, сводили с ума, витали в воздухе собора и расплывались цветными пятнами на поверхностях.
Строгий и безлюдный в этот вечерний час, Сё показался не собором, а богатым музеем, или роскошным дворцом. Огромный орган, живые цветы у алтаря, капеллы, изысканно украшенные скульптурами и картинами. И тут же, за стеклянной оградой — драгоценные ковры.
А какие скульптуры на саркофагах Рыцаря и его жены! Живые! Кажется, вот, прилегла знатная дама в полуденный час, листает молитвенник, и верная собачка свернулась у её ног.
Рядом дремлет супруг, Лопе Фернандес Пачеко, соратник и товарищ по оружию короля Португалии Альфонсо IV. Он даже во сне не выпускает меч из рук. И снова пёс, как воплощение добродетелей преданности и верности в средневековом искусстве.
Из состояния некоторой нереальности вывело, как ни смешно, наличие кассы. Нам предложили приобрести комбинированные билеты на вход в клуатр и посещение сокровищницы. И чудесные сюрпризы продолжились.
Тут всё же придётся повременить с восторгами и вспомнить историю Сё, причём возведение собора в 1150 году вовсе не является её началом. В этом месте Лиссабона, на холме, на протяжении многих веков существовали культовые постройки. До VI века здесь был римский храм, затем его переделали в христианский. Ещё через два столетия эти земли захватили мавры и построили на месте храма мечеть. Она простояла долгих четыре века, пока мавры не были изгнаны, а на месте мечети вырос дошедший до наших дней Кафедральный собор.
Стоит ли удивляться, что во время последней реставрации на территории Кафедрального собора археологами были обнаружены следы буквально всех вышеперечисленных, таких различных эпох. Трудно сказать, что планировали архитекторы создать в этом месте, но теперь, судя по всему, реставрации не будет. Посреди клуатра суждено оставаться зоне раскопок — памятнику прошедших веков
Однако, обходя клуатр по периметру, под сводами его галерей, есть на что обратить внимание. В закрытых нишах установлены скульптуры и гробницы,здесь располагаются девять готических часовен, где хранятся останки великих португальцев, в том числе короля Альфонса IV и его жены Беатрис.
Потемневшие от времени пилястры не похожи один на другой, а подножия мраморных колонн покрыты чудесной резьбой, зашифровавшей целые истории
Есть и знакомые библейские сюжеты : египетская царевна нашла во время прогулки у реки корзинку с младенцем-Моисеем. Чуть ниже — знаменитая история о суде царя Соломона над двумя женщинами, не поделившими дитя.
Вот так Сё! И это ещё не всё...Сами собой рождаются рифмы, этому собору и оду стоит посвятить. Я даже подумать не могла, что посещение окажется настолько интересным. Чтобы добраться до сокровищ, возвращаемся из клуатра через лес колонн к неприметной двери, за которой находится лестница, ведущая в одну из башен.
По пути в сокровищницу появляется возможность увидеть неф собора и готическую розетку совсем вблизи.
Выглянув в окно, угадываем квадратные башни, обрамляющие площадь Коммерции, и далеко-далеко мост 25 Апреля.
И снова думаю, как же нам повезло оказаться в соборе в правильный час! Музей уже закрывался, и кроме нас не оставалось ни единого посетителя. Уверена, что фотографировать в сокровищнице нельзя, как нельзя ни в одном месте подобного рода, это правило действует практически везде в мире. И что же? Ни одного служителя и охранника на местах уже не было, их рабочий день закончился. Сё подарил мне возможность сделать фотографии всего великолепия, что хранится в его башне.
Адрес:
Largo da Se, Lisboa
Дополнительная информация:Ко входу в Сё нас доставил исторический винтажный трамвай №28
Телефон:351 21 886-67-52