У озера
Город Рамат-Ган, расположенный в центре страны и непосредственно граничащий с
Тель-Авивом, поражает воображение огромным числом небоскребов.
Комплекс Бриллиантовой биржи считается «товарным знаком» и символом Рамат-Гана. Смотришь на упершиеся в небо башни и невольно вспоминаешь шутливую песенку: «Небоскребы, небоскребы, а я маленький такой».
Однако первое впечатление обманчиво. Стоит проехать по магистрали Мира (Дерех ха-Шалом), переходящей в проспект Алуф Саде и свернуть направо у Кфар-Маккабия, как попадаешь в заповедный, поистине райский уголок.
Здесь раскинулся Национальный парк, не уступающий по многим параметрам лондонскому
Гайд-парку. Единственное отличие: израильтяне - народ крайне раскованный и темпераментный, поэтому нам не требуется специально отведенное для публичных дискуссий место. Мы вступаем в страстные споры и интеллектуальные беседы везде - в магазине, на автобусной остановке, в банке и в ресторане.
Национальный парк был основан в 1951 году по инициативе первого израильского премьер-министра Давида Бен-Гуриона и первого мэра Рамат-Гана Авраама Криницы.
«В парке будет высажено 60.000 деревьев и декоративных кустов, - планировал в начале 50-х Криница. - Посередине появится озеро, по которому молодежь будет плавать на лодках. На сцене будет выступать городской оркестр... Парк станет местом отдыха всех граждан - они и будут его хозяевами».
Правда, естественных источников живительной влаги на территории, отведенной под парк, геологи не нашли. Тем не менее энтузиазм отцов-основателей не иссяк: были проведены десятки «коммунистических субботников», участники которых высадили 30.000 саженцев декоративных деревьев, 100 дубов и многое другое.
Криница не унимался: он был убежден, что и в Рамат-Гане, построенном на песчаной почве, можно найти воду. Пришлось пробурить скважину. И - о чудо! - на глубине 35 метров был обнаружен подземный источник. Неиссякаемый! Впоследствии его стали использовать для водоснабжения ближайшего к Национальному парку жилого квартала.
В 1959 году в искусственное озеро, дно и стены которого сделаны из бетона, впервые залили воду. А неделю спустя прошел ливень - и озеро в считанные часы наполнилось от края и до края.
В настоящее время в этом водоеме разводят карпов, «денис» и многие другие виды рыб. Летом вес некоторых особо прожорливых особей достигает 10-12 килограммов - настоящий рай для рыбаков!
Появилась и другая традиция: каждая рамат-ганская семья, в которой рождался ребенок, приезжала в Национальный парк и сажала там деревце, назвав его именем сына или дочери. Подрастая, дети ухаживали за высаженными в их честь деревьями.
Сегодня в Национальном парке нередко можно видеть убеленных сединами бабушек, которые с гордостью и светлой ностальгией показывают внукам «свои» деревья.
Впрочем, главный принцип, которого Криница свято придерживался в ходе закладки Национального парка, остался незыблемым: поросшие зеленой травой просторы - народное достояние.
Мечта Криницы сбылась: вход в Национальный парк (и даже место на просторной автостоянке) по-прежнему бесплатны. Тысячи семей из разных уголков страны приезжают сюда на целый день, чтобы насладиться божественно красивой природой, звонкой тишиной, чисто европейской эстетикой фигурно подстриженных декоративных кустов и клумб, а заодно позволить ребятишкам вволю поразвлекаться.
Раскинулся парк на огромной площади, но каждого, кто оказывается на его территории, поражает уют и удивительная гармония. В центре находится озеро, в зеркальной воде которого отражается раскидистая крона высоченных деревьев. Здесь можно взять в аренду весельную лодку или водный велосипед, покормить грациозных лебедей и полюбоваться носатыми трудягами-удодами.
Птиц в Национальном парке величайшее множество, что приводит в восторг малышей. Сидишь на травке, грызешь бисли, запиваешь их содовой водой и наблюдаешь за птичьими страстями...
В дни праздников Национальный парк превращается во всеизраильскую шашлычную: народ съезжается сюда со своими мангалами, раскладными столами, стульями и тоннами свежайшего мяса. Все это жарится на углях, благодаря чему над территорией парка витает ни с чем не сравнимый аромат - «дым отечества».
Дети тем временем разъезжают в вагончиках разноцветного поезда, который тянет трудяга-паровоз, катаются на тележке и на ведосипедах.
О великовозрастных велосипедистах разговор особый. В Национальном парке для них проложены специальные асфальтированные дорожки. Ближе к вечеру сюда съезжаются доблестные физкультурники: толпы народу бегают трусцой, ходят спортивным шагом, отжимаются на турниках, качают пресс, играют в футбол, а интеллектуалы проводят спонтанные шахматные турниры.
Еще одна немаловажная особенность: Национальный парк граничит с Зоологическим центром, известным в народе как рамат-ганский сафари. Здесь обитает 1600 млекопитающих 68 видов, 130 видов птиц, 25 видов земноводных. Общительные обезьяны приводят детей в полный восторг, а резвящиеся на травке слоны заставляют улыбаться даже вечно озадаченных житейскими проблемами взрослых.
Выезжаешь из парка – и тут же оказываешься на одной из самых оживленных автомагистралей, ведущих прямо в центр Тель-Авива.
Илана Шварц