Стоя на ухоженной площадке перед церквью Св.Димитрия я не испытывала особого интереса. Ну, вот еще один из многих православных храмов, достаточно современного вида. Ну и что с того, что он считается главным в Салониках? На первый взгляд даже не понятно, почему он попал в списки объектов Всемирного наследия?
И здесь, пожалуй, именно тот случай, когда перед посещением достопримечательности, следует получше изучить ее историю, а не оставлять по привычке "углубленное расследование" на потом. Ведь стоило лишь зайти вовнутрь, как настроение немедленно изменилось. Стало понятно, что достаточно новенький облик — результат чрезмерного рвения при реконструкции в 1930-1948 годах, и место это древнее, по-настоящему.
Внутри храма реконструкция проведена более разумно. Хотя базилика сильно пострадала во время пожара в 1917 году, все, что возможно, оставили в неизменном виде — полустертые фрески, немного поврежденные колонны — вид их полностью исключает впечатление "новодела", несмотря на соседство с новенькими, заново отстроенными частями здания.
Нарушая заведенную традицию, хочу предложить читателю проследить историю Базилики Св. Димитрия в обратном развитии — от сегодняшней пятинефной христианской базилики назад, в глубину веков. Сначала "отмотаем" время вспять совсем немного: чуть больше 100лет назад, в 1912 году, Салоники были возвращены грекам, и в храме стали проводиться христианские богослужения.
Но до начала 20 века, на протяжении целых 500лет, в этих стенах находилась мечеть Касымие-джами, а христианские мозаики и фрески, украшавшие древние стены, скрывались под слоем штукатурки — ибо в Салониках часы отсчитывали время турецкого владычества.
Турки пришли сюда в 1493 году, а до того, целых 70 лет в Салониках правили венецианцы. От эпохи их господства в храме осталась вмурованная в стену гробница салоникского вельможи Луки Спандуни — типичный образец эпохи Возрождения.
Перенесемся мысленно назад еще на 800 лет, и в VII веке "застанем" переделку изначальной, трёхнефной базилики в пятинефную. Еще назад, еще... на 300 лет — мыслью легко переноситься — и вот уже мы в IV веке, и нет никакой базилики, только небольшой мартирий — поминальная часовенка, построенная над местом гибели мученика Димитрия.
Еще назад? На месте, где мы сейчас стоим располагались бани, римские термы. Вокруг — великая Римская империя, и Фессалоники — ее часть...Городом правит римский проконсул, у которого подрастает сын, Димитрий. Юноша станет образованным, блестящим офицером римской армии и, после смерти отца, примет от императора Галерия назначение проконсулом области, на место своего родителя.
Идет 305-ый год — третий век христианства — мученики и проповедники Распятого Спасителя все сильнее подрывают духовные устои Римского язычества. Гонения на христиан достигли апогея — за эту веру немедленно отправляют на смерть. Зачем же благополучному Димитрию, в расцвете лет и карьеры понадобилось объявлять себя христианином?
Вышло так, что вместе с назначением, Димитрий получил от императора наказ безжалостно искоренять христианство на вверенной ему территории. Но вернувшись в Салоники, молодой проконсул поступил с точностью до наоборот, ибо еще ребенком был крещен и наставлен в христианской вере своими родителями, тайными христианами. Про Димитрия говорят, что он стал для Фессалоник "вторым апостолом Павлом", открыто учившим жителей города христианской вере и искоренявшим языческие обычаи. И так же, как и апостолу Павлу, Димитрию Солунскому пришлось принять за это мученическую смерть. Его тело, израненное копьями и растерзанное дикими зверями, жители Салоник сумели украсть, и тайно предали земле.
В крипте, к которой идут паломники, хранится рака со святыми мощами
Многие годы спустя, при строительстве храма на месте мартирия, мощи Святого были обретены, и весь город на полнился благоуханием. Благовонное миро, истекавшее из мощей, совершало чудеса и исцеления. К мироточивым мощам святого Димитрия, ныне находящимся в базилике, как и в древности, идут преклониться паломники.
Рака с мощами. Фото из интернета
В крипте базилики святого Димитрия находится раковина для сбора мира. Даже мусульмане, во времена правления турок, почитали миро и собирали его, считая панацеей от всех болезней.
раковина для сбора миро — фото из интернета
Адрес:
Corner of Odos Ayiou Dimitriou and Odos Ayiou Nikolaou, Салоники 546 33, Греция
В крипте, к которой идут паломники, хранится рака со святыми мощами
Рака с мощами. Фото из интернета
раковина для сбора миро — фото из интернета