Мой товарищ ещё по «прошлой» жизни (знакомы не менее 40 лет ) работает в
RWTH
[ Рейнско-Вестфальская Высшая техническая школа (именно так расшифровывается аббревиатура) – одно из самых известных и авторитетных в Европе высших учебных заведений. В Германии недавно составляли список элитных ВУЗов (уровень и качество образования, финансирование, плата за обучение и прочие вещи захотелось политикам прояснить), так RWTH в списке в первых рядах.Высшая Техническая Школа (ВТХ) – «градообразующее предприятие.»В ВТХ более 30 тыс. студентов, и вообще каждое второе рабочее место в городе связано с ней. ]
С понедельника по пятницу он «Фигаро-там» , на выходные – «Фигаро-здесь».Так что Аахен, получив квартиру в наше распоряжение, мы посмотрели основательно – с вечера пятницы до средины воскресенья, заодно посетив ещё несколько мест вокруг (О чём конечно же отдельно )
До, и в особенности после посещения Аахена я «накопал» в интернете массу информации о нём. Редко о каком пункте информации так много и она так подробна и интересна.Так что какие здания и в каком порядке мы посмотрели – пропустим, пытаться рассказать обо всём я тоже не стану (какой смысл?).
В фотоальбоме представлена большая часть достопримечательностей, под некоторыми фотографиями (например «Куриный рынок») есть подписи...
Кроме того набираем «ААХЕН» в Google…
Несколько вещей мне, как довольно искушённому путешественнику бросилась в глаза.
Прежде всего – Английская, испанская речь на улицах.
Значительно больше и чаще чем в любых других местах где я был.
Многие курсы в ВТХ читаются на английском, студенты из Индии (например) конечно через время начинают говорить по-немецки, однако уже в момент приезда они УЖЕ говорят по-английски.Обмен делегациями, туристами, артистами с Англией – нормальное явление.
На площади перед ДОМом мы с удовольствием послушали английский джаз-бэнд (девушка вела программу по-английски, что нисколько не мешало зрителям, мгновенно собравшимся на бесплатное шоу, бурно реагировать на её шутки),
а путеводители на английском в камере сокровищ собора и не только там - вообще в порядке вещей.
Вторая особенность – в Аахене девушки носят юбки!
Конечно не все, а лишь какое-то количество, однако ЗНАЧИТЕЛЬНО ЧАЩЕ чем в других местах Германии.
Смешно сказать, оказывается я от этого слегка отвык.
А как привлекательно !
Третий факт:
в Аахене три кондитерские фабрики, на каждой из которых есть магазин где всё без наценок. Кроме того потерявшее актуальность - вдвое дешевле. Например Пасха прошла, всё с этим связанное - 50%. Коробка конфет в магазине - 11.50€, в фабричном магазине 8.20€, мы купили за 4.10
Мелочь, а приятно.
(Chocoladefabriken Lindt & Sprüngli GmbH
Süsterfeldstr. 130
D-52072 Aachen)
ЕЩЁ ФАКТ:
Готовясь к поездке в Ахен запланировал посмотреть синагоГИ.
Именно «ГИ», поскольку кроме новой есть и старая, точнее теперь в этом здании уже не синагога.
Когда до выполнения этого пункта программы дошла очередь, я спросил у пары (+- 60) не подскажут ли они как пройти.
Оказалось рядом (минут 5 ходьбы) hinter магазина C&A
Большое здание магазина нашли быстро, а синагоги вроде не видно.
Как говорится язык до Киева...
Поверите или нет, однако лишь с 5-й или 6-й попытки нашлись две солидного возраста дамы, которые любезно показали.
(До синагоги было 100 метров!)
Спрашивал я ТОЛЬКО людей от 50-ти, НЕ турок или арабов, проблем с произношением слова Synagoge у меня нет.
Мало того - сделав несколько снимков этого здания, я подошёл к полицейской машине (норма для Германии - пост полиции у синагоги) и спросил про второе здание.
Полицейский и его напарница (обоим лет около 30-35-ти) понятия не имели и сказали всё-же где старая синагога находится связавшись с «центром»
ПЯТЫЙ:
Столько итальянских кафе (ресторанов, баров, пиццерий...) вместе – я не встречал! Десятки, а может быть и сотни.Может быть Аахен просто ближе к Италии?
Во всяком случае климат явно не итальянский...
Ещё что запомнилось - «обдираловка» в ДОМе.
Хочешь фотографировать - гони 2 евро; хочешь сокровища поглядеть - 4 евро; есть желание посмотреть трон Карла - гони ещё 3 евро. 16 на двоих! (если один фотоаппарат! Правда нам одного вполне хватает :) )
Почти как знаменитый Провал куда Остап ибн Бендер-бей билеты продавал!
Нижеприведённый рассказ (конечно с дополнениями, изменениями и – главное – моими фотографиями) я взял на страничке: Free-lance.ru
В рассказе многого нет, да я и не ставлю перед собой задачу написать обо всём.
Гарантирую что представление о городе вы получите, увидите его сквозь призму моего фотоаппарата...Глядишь – лично посетите
А еще Ахен – город древних сказаний и мифов, в необыновенной истории которого легенды причудливо переплелись с реальностью.
Он – как старинный алмаз, каждая грань которого – от истории его создания до традиционных народных промыслов – сверкает каким-нибудь преданием, то страшноватым, то забавным...
История и легенды Ахена
Стоит Ахен на горячих источниках, которым, собственно, и обязан своим возникновением.
Еще древние римляне – известные знатоки и ценители бань - основали здесь поселение с “говорящим” названием Aquisgranum или aquae Granni (от лат. Aqua – вода – и имени кельтского исцеляющего божества Granus).
Однако, это поселение постепенно приходило в упадок одновременно с упадком самой Римской Империи.
Честь его возрождения предание приписывает ( внимание - первая легенда!)
–
Карл был страстным охотником и особое удовольствие доставляла ему охота в смешанных лесах той местности, где сегодня стоит Ахен.
Однажды на охоте, увлеченный преследованием единорога, император сильно оторвался от своей свиты, и его взору неожиданно открылись руины некоего замка.
Восхищенный Карл объезжал величественные развалины, когда его конь вдруг увяз в густой грязи, а из образовавшегося провала заклубился пар и забил горячий ключ.
Император понял, что открыл целебный источник.
Он опустился на колени, благодаря Господа и Пресвятую Деву, и пообещал построить на этом месте церковь, а на месте руин заложить охотничий замок и сделать его своей резиденцией.
Так возникли Ахенский императорский дворец и первая церковь города.
В окрестностях дворца было открыто еще немало горячих источников, и император Священной Римской Империи Карл, унаследовавший пристрастия своих предков, приказал построить в этих местах бани (термы). С целебных источников мы и начнем наше путешествие по городу.
Нас интересует Элизенбруннен (Elisenbrunnen) – источник Элизы, названный так в честь дочери баварского короля Максимилиана I.
Здание в дорическом стиле было построено вокруг знаменитого своими целебными своействами источника в XIX веке. К тому времени Ахен уже стал модным курортом, чему свидетельство - украшающие стены здания мемориальные доски со знакомыми нам именами Петра I, Екатерины Великой, Фридриха Великого, Джакомо Казановы, Георга Фридриха Генделя и многих других „великих”, побывавших здесь. Однако здесь можно не только любоваться архитектурой или впечатляться списком знаменитых гостей, но и попить той самой ахенской воды – источник доступен в любое время суток.
А теперь вернемся в эпоху зарождения ахенских легенд, когда многочисленные чудовища словно материализовывались из поднимавшегося пара бурных, пахнущих серой, ключей. Одним из самых известных был Bahkauv или Ручейный Телец, в дословном переводе с ахенского диалекта. Впрочем, судя по преданию, тельцом его можно было назвать с большой натяжкой. Очаровательное создание обладало острыми зубами, когтями, мощным хвостом и шерсть на его теле произрастала вперемешку с чешуей... Развлечения у теленка тоже были своеобразные.
Чудовище подстерегало у ручья какого-нибудь подвыпившего, припозднившегося мужичка, вскакивало гуляке на спину и заставляло его, словно индийского рикшу, нести себя до самого дома бедняги.
Женщин и детей Телец не трогал.
Поэтому есть все основания полагать, что он был «на подряде» у местных женщин, чьи мужья после вышеописанной встречи с ним возвращались к трезвому образу жизни.
Надо сказать, что Телец – не единственный представитель нечистых сил, почтивший Ахен своим присутствием. Отношения с адскими отродьями у ахенцев с самого начала складывались своеобразные.
Началось все со строительства городского собора, построенного в самом начале IX века.
Собор был нужен как растущему городу, так и императорскому престижу.
Но все изменилось, когда императору пришлось покинуть город и отправиться на усмирение мятежных саксов.
Война оказалась затяжной, и Карл переложил заботу о постройке собора на плечи городского совета.
По приказу императора, строительство должно было быть завершено к его возвращению с войны.
Некоторое время после отъезда Карла, начатое им дело успешно продолжалось, но...
Деньги, как известно, обладают таинственным свойством исчезать...
И в один прекрасный день городские мужи, обнаружив, что им нечем больше платить за работу зодчим, мастерам и художникам, собрались на совет, чтобы найти решение проблемы.
Слово за слово, договорились и до вещей весьма странных...
Неизвестно, кто первым высказал крамольную мысль о том, что средства на строительство христианского собора стоит занять... у черта, но мысль эта была услышана не только градоправителями.
Естественно, и сам нечистый не заставил себя долго ждать.
Члены совета обнаружили вдруг на своем заседании изысканно одетого незнакомого господина.
Изумленные ахенцы не поверили своим ушам, услышав от незнакомца предложение финансировать затянувшееся строительство.
Разумеется, не безвозмездно.
Кредитор претендовал на первую живую душу, что зайдет в достроенный, но еще не освященный собор.
Городские мужи переглянулись... и согласились.
Собор – самая высокая по тем временам церковь севернее Альп – уже был построен, но переступать порог этого величественного строения было смертельно опасно...
День торжественного освящения храма неумолимо приближался, и членами совета понемногу овладевал страх.
Хитроумные каноники собора, однако, сумели перехитрить самого черта, обнаружив в договоре нечто, неучтенное кредитором, а именно то, что нигде не было сказано, что речь идет о душе человеческой....
Итак, ночь накануне освящения.
Враг рода человеческого затаился во тьме храма в ожидании жертвы.
И вот дверь собора приотворилась, впустив внутрь живое существо.
Охотник за душами стремительно бросился навстречу, схватил несчастную жертву и вырвал душу... из лохматого волчьего тела.
С проклятиями выскочил обманутый черт из собора, в гневе захлопнул за собой массивную дверь, да так, что дверь треснула, а часть его собственного пальца оторвалась и застряла в дверной ручке.
Говорят, кончик пальца и по сей день можно нащупать в одной из львиных голов, украшающих двери собора.
Любопытные туристы просовывают туда свои пальцы и восторженно обмениваются впечатлениями.
В память об этом событии были отлиты две бронзовые скульптуры – волк с дырой в груди и сосновая шишка, символизирующая душу. Они украшают притвор Ахенского собора. А ахенцы с тех пор горделиво говорят о себе, что они хитрее самого черта (De Oecher send der Duevel ze lous).
Но конечно, история на этом не закончилась.
Как известно, в гневе покидая город, нечистый проклял ахенцев и поклялся отомстить за обиду.
Месть горожанам грозила страшная — весь город, включая ненавистный собор, должен был быть погребен под огромным количеством песка.
Песок был собран на берегу Северного моря, и изнывая под тяжестью двух огромных мешков, мститель потащился в сторону Ахена.
Путь был далеким, а день — жарким, и изнуренный черт вынужден был сделать передышку.
Тут он увидел бедно одетую женщину, которая шла ему навстречу.
„Скажи-ка, далеко ли еще до Ахена?"— спросил нечистый.
Жещина была, как говорят на ахенском диалекте, lous (хитрая).
Она догадалась, с кем имеет дело, и решила обмануть врага.
Женщина заявила, что идет с ахенского базара, который, по ее словам, находится очень далеко.
Она показала черту свои стоптанные туфли, которые будто бы были новыми, когда она покидала город, и буханку черствого как камень хлеба. Нечистый пришел в ужас при мысли, что ему придется тащить свою ношу в такую даль, и бросил все там, где стоял.
По другой версии, торговка, пока черт разглядывал ее поношенную обувь, сунула крест ему под нос, и мститель просто выронил свою ношу от страха и боли.
Событие это, понятно, сильно изменило природный рельеф вблизи Ахена.
Принесенный с побережья песок образовал три горы. Там, где просыпалась большая его часть, возникла гора Лоусберг, прославившая ахенскую хитрость в самом своем названии, а рядом с ней — две поменьше, Сальваторберг и Вингертсберг.
Гремучий переулок
Строительство собора должно, как известно, закончиться его освящением.
Карл Великий вернулся с войны и горел желанием отметить это событие с большой помпой.
Тщеславный император пожелал, чтобы кроме Папы, различных прелатов и графов, в освящении собора приняли участие ровно 365 епископов – столько, сколько дней в году.
Но накануне празднества, к разочарованию Карла, в городе оказалось только 363 епископа.
Грандиозная идея была на грани провала. Милосердный Господь снизошел к страстным мольбам императора. Он послал двух Своих ангелов, чтобы те подняли усопших епископов, покоившихся в маастрихтской церкви.
Повинуясь велению, епископы Мундольф и Гундольф восстали, покинули свои гробницы и в полном епископском облачении отправились в сторону Ахена.
Об их приближении ахенцев известило... отчетливое и громкое постукивание костей покойников.
Желание императора исполнилось. А память об этом чуде жители города увековечили в названии переулка, по которому, гремя костями, покойные епископы вошли в город, а затем покинули его –
Gasse означает „переулок", а словечко Klapper переводится как „трещотка", „погремушка".
Оказавшись в соборе, не забудьте подняться наверх, в капеллу, где стоит мраморный трон императора Карла.
А еще можно заглянуть в сокровищницу собора (Schatzkammer)
На указанной страничке есть и расписание, и стоимость входных билетов и фото выставленных в ней сокровищ.
Сказка „на сладкое"
Сладкое в Ахене — это пряники.
Они заполняют витрины многочисленных маленьких кондитерских в старом городе — различной величины и формы, украшенные богатой фантазией пекарей, источающие невыразимые ароматы... и твердые, как камень. Такими они и должны быть, уверяют жители города. Ахенцы продают эти произведения кулинарного искусства падким на экзотику туристам, посылают к праздникам своим друзьям, дарят в качестве сувениров. Интересно, решаются ли они сами грызть свои твердокаменные сладости?..
О возникновении ахенских пряников существуют многочисленные легенды, истории и даже научные исследования...
В 1656 году в Ахене разразился небывалой силы пожар, который известен сегодня как Большой городской пожар.
Из 5300 домов 4664 пали жертвой огня.
Неудивительно, что в последующее время нужда и голод стали хозяевами города. Снабжение продуктами не удовлетворяло потребностей горожан.
Именно в эти тяжелые времена один пожилой пекарь вспомнил вдруг о некоем традиционном печенье, которое, по преданию, было любимым печеньем Карла Великого.
К сожалению, никто не мог вспомнить рецепта этого лакомства, и каждый пекарь изобретал его заново, но результаты никого не удовлетворяли.
Ахенцы были уверены, что рецепт блюда Карл Великий унес с собой в могилу — в буквальном смысле, но никому не приходило в голову потревожить покой усопшего императора.
Лишь один подмастерье пекаря принял решение добраться до легендарного рецепта...
Беда лишь в том, что уже в те времена никто не знал точного места упокоения великого императора.
И вот, как это и бывает в Ахене, незаменимый „помощник" оказался тут как тут.
„Что удалось торговке, удастся и мне", — подумал юный хитрец и решился на сделку с чертом.
За то, что ему будет показан путь к гробнице Карла, ученик пекаря должен был расплатиться ключом от сокровищницы.
Нечистый выполнил свою часть сделки — показал мальчишке усыпальницу Карла Великого.
Дрожа от возбуждения и страха, юнец вошел в гробницу.
Покойный император открыл при его появлении глаза и грозно вопросил о причине возмутительного вторжения.
Робко поведал испуганный подмастерье о великой нужде ахенцев, и Карл, конечно, не смог отказать в просьбе жителям любимого города.
Счастливый ученик вернулся к своему мастеру.
Старый пекарь был поначалу испуган, но быстро смекнул выгоду и пустил рецепт в дело.
Слава о чудесном печенье стремительно разнеслась не только по городу, но и за его пределами.
Пекарь и его подмастерье быстро обогатились и думать забыли о долге.
Нежданно появился безжалостный кредитор у них на пороге.
Будто бы желая умилостивить гостя, ученик пекаря преподнес ему противень со свежеиспеченными пряниками.
Очарованный запахом и вкусом выпечки, нечистый с жадностью проглотил вместе с пряниками и жестяной противень и умчался в свою преисподнюю, воя от боли в животе...
Так ахенцам вновь удалось провести врага рода человеческого.
Крэмерштрассе
выведет нас к ратуше
это сооружение в готическом стиле датируется XIV веком.
Внутри ратуши находится зал, в котором были коронованы 85 германских императоров и 11 императриц.
“Здесь каждый камень историей дышит“ - побродим немного по старинным улочкам. Можно посидеть в одном из многочисленных кафе на площади перед ратушей.
Прежде чем покинуть центр, стоит взглянуть на еще один памятник –
расположенный рядом с Элизенбруннен
История города, полная легенд и мистических переживаний, развила в ахенцах особое чувство общности.
Романтики-ахенцы даже такую прозу жизни, как труд на мануфактурах, умудрились поэтизировать.
Работники мануфактур,как правило мальчики, делая иголки, измеряли и сортировали их с помощью мизинца правой руки.
Давно уже текстильный промысел перестал играть ведущую роль в регионе.
А мизинец с тех пор стал для горожан своеобразным символом, знаком, по которому ахенцы, словно члены тайного общества, узнают друг друга во всем мире.
Хочешь, чтобы убедились, что ты свой, ахенский?
Подними в приветственном жесте правую руку с оттопыренным мизинцем.
И тогда ты – член всемирного ахенского братства, один из этих находчивых хитрецов, перед которыми пасуют даже адские силы
Аахен пострадал во время Второй мировой войны (Англичане постарались), однако был заботливо восстановлен.
Кроме Ратхауса вы можете увидеть несколько городских ворот и остатки крепостных стен.
Культовые сооружения (на мой вкус), включая ДОМ - для Германии стандартны.
А вот громадное количество кафе, баров, ресторанов - пожалуй особенность местная.
Отдельного внимания заслуживают фонтаны Аахена
Их много и скаждым из них связана какая-нибудь легенда или история
Фонтан Huehnerdieb (куриный вор)
Фонтан был изготовлен в 1913 году берлинским скульптором Joachim Pagels для выставки, на которой приобретён тогдашним бургомистром Аахена.
Фонтан был переплавлен в 1943-м и заново отлит по гипсовой модели скульитора.
Легенда
На курином рынке раньше продавались куры и яйца крестьянами из окрестных деревень.
Однажды вор украл 2-х куриц, сунул их в карманы и попытался ускользнуть.
Однако несушки от волнения так раскудахтались, что вор был под смех и крики разоблачён и схвачен.
Кто знает - вероятно он прибывал у позорного столба на Katschhof...
Подробнее о курином рынке здесь
В альбоме более 200 фото, многие из которых имеют комментарии.
Так что если вы прочтёте рассказ и посмотрите фотографии ДО ТОГО - вы во всеоружии.
Если ПОСЛЕ - узнаете что пропустили.
Как всегда здесь только часть фото.
И как всегда – ПРИЯТНОГО ПРОСМОТА
Заранее спасибо за комментарии.