После многих прохладных и дождливых дней приветливо выглянуло солнце, заливая светом и теплом португальскую столицу! Наконец-то мы вышли из отеля без зонтика и плащей, и уже привычно пересекли площадь Россио в направлении одноименного вокзала.
Уверенно (в третий-то раз!) поднялись по эскалатору к кассам, а затем вышли к поезду, идущему до Синтры. Правда, сегодня нам не туда, предстоящий путь гораздо короче, и уже через 17 минут нам предстоит выйти на станции Келуш (Queluz- Belas).
Поезда ходят часто, каждые 20 минут, а билет в оба конца стоит сущую ерунду, 4-6€, так что поездка во всех смыслах не напряжная. От вокзала в Келуш до нашей цели идти недолго и почти по прямой, следуя указателям.
Городок сам по себе ничем не примечательный, похожий одновременно на все типичные пригороды.
Ну, разве что зацепится глаз за необычную скульптуру в небольшом парке — этакое занятное воплощение Инь и Ян.
Или какой-нибудь подъезд, неожиданно нарядный, привлечет своим бело-голубым панно, на котором красуется, и вовсю заманивает самый растиражированный ракурс дворца Келуш.
А дворец, безусловно, стоит того чтобы потратить хотя бы пол-дня на его посещение! В какой-то момент улочки городка неожиданно обрываются, приводя к огромной мощеной площади, немного неуютной и даже какой-то бестолковой.
Где же долгожданный, уже нарисованный воображением фасад, где фонтаны? Мы куда надо попали вообще?
Площадь окружают ярко-розовые строения. Справа — здание бывшей королевской гвардии. Оно узнаваемо по пушкам у входа.
Посреди площади церковь, и лотосы в маленьком пруду
Наконец, справа мы видим Розовый дворец и статую королевы Марии I Браганской.
Мария I — действительно Первая, самая первая правящая королева Португалии. Отец ее, король Жозе I не имел мужских наследников, и, чтобы сохранить династическую преемственность, заблаговременно выдал Марию, свою старшую дочь, за своего же младшего брата, дона Педро.
Примечательно, что Римский Папа официально разрешил этот кровосмесительный брак.
Мария I
Дворец в Келуше принадлежал супругу Марии, автоматически ставшему королем-консортом Педру III после её вступления на престол, хотя случилось сие не скоро.
Отец Марии, король Жозе I правил еще долгих 17 лет, бывших годами рассвета и развития для страны. После землетрясения 1755 года король дал широкие полномочия своему первому министру — маркизу Помбалю. Это была эпоха ликвидации последствий Лиссабонского землетрясения, мощного строительства, а также плодотворных социальных и экономических реформ.
После смерти короля Жозе, вступившая на престол Мария I первым делом дала отставку маркизу Помбалю. Она легко забыла его заслуги, но не простила великому министру его гонений на иезуитов. На этом всякие реформы в Португалии прекратились. Набожная Мария признавала только мнение своего духовного отца, Церковь стала набирать силы, очень скоро к власти в стране пришли клерикалы.
Во время своего правления Мария по большей части занималась социальным благоустройством и пожертвованиями. Она прекратила очередную войну с Испанией, дала приют французским аристократическим семьям, спасавшимся от революционных перипетий 18 века. За склонность больше молиться, нежели править, Мария получила в истории Португалии прозвище Благочестивая.
Место ее ежедневных молитв украшают лучшие породы дерева, дорогой мрамор и золото, много золота...Роскошь королевской капеллы во дворце просто поражает.
Строительство и оформление дворца Келуш пришлось на особый период в португальской культуре. Тогда, после открытия бразильского золота в конце XVII века, внезапно обогатившейся португальской аристократии потребовалось самовыражение.Началось строительство весьма экстравагантных, блистательных дворцов, иногда буквально "взрывающих мозг" своим диким смешением стилей.
Но стиль дворца в Келуше в этом смысле достаточно выдержан — это прекрасный пример архитектуры рококо. Он является, пожалуй, последним по-настоящему великим архитектурным сооружением в стиле рококо, построенным в Европе.
Современники сравнивали дворец Келуш с изысканным, дорогим тортом ко дню рождения.
Розовый фасад, обращенный к городской площади — только первый слой этого "торта".На самом деле есть несколько входов, и самые красивые можно увидеть только со стороны сада. Вот самый знаменитый, открыточно-сувенирный, каковой мы уже видели на керамическом панно по-пути:
И еще несколько ракурсов :
Хотя дворец был скорее усадьбой, летней резиденцией королевской четы, многие его залы имеют по-столичному торжественный вид. Да, что там, мне ведь казалось, что после многих невероятных дворцов, посещенных в Португалии, нас уже ничем не удивить, ан нет! Внутренняя отделка Келуша в стиле рококо с типичным для этого орнаментом орнаментом рокайль многое виденное прежде, просто затмила.
Музыкальный зал
Гобелены, картины, виньетки и золотые завитушки... расписные потолки и роскошные полы —
изысканная отделка создает просто грандиозный эффект внутри дворца.
Тронный зал напоминает дорогую шкатулку, строгая черно-белая плитка на полу подчеркивает остальную богатую и многоцветную палитру: роспись на потолке, лепнину с позолотой на стенах. В зеркалах отражаются хрустальные люстры, позолоченные статуи и дорогой фарфор.
Фрески на стенах и впечатляющий паркет из дорогих пород деревьев
Летняя терраса оформлена плиткой азулейжу с восточными сюжетами
Трудно поверить, что однажды этот чудесный дворец стал местом заключения, чуть ли не тюрьмой для первой португальской королевы.
А начиналось все с красивой, пышной свадьбы — Мария Браганская женила своего старшего сына, 16-ти лет, на своей же младшей, 30-летней сестре. На той свадьбе присутствовал король Жозе I — одновременно дедушка жениха и отец невесты.
Через три дня после празднества король умер, и на престол вступила Мария I. Слишком религиозная, слишком впечатлительная, Благочестивая вся... Она не дождалась внуков от своего первенца. Он скончался от оспы в возрасте 27 лет, и смерть его окончательно подкосила хрупкую психику королевы. Приступы жестокой меланхолии сменились безумными припадками. Вскоре Мария была признана недееспособной и переселена подальше от столичных дел во дворец Келуш. По легенде, ее призрак до сих пор бродит в стенах дворца, оглашая его горестными воплями.
Но я скорее готова поверить, что печальный призрак проживает не в самом дворце, а в его парке. Потому что, когда, осмотрев роскошные интерьеры, мы вышли в парк, разбитый для развлечения друзей королевской семьи... что-то неуловимо изменилось в восприятии, словно тень печали и запустения накрыла былое великолепие.
Пересохший канал с почти выцветшей под солнцем плиткой вряд ли помнит те дни, когда королевская семья плавала здесь на лодочках, а в нарядных беседках на берегу королевские гости пили вино и смотрели фейерверки
Пересохшие фонтаны и полуразрушенные скульптуры, грустный дракон с обломанными крыльями и оторванным ухом, что здесь случилось ?!
А случилась война, и в Португалию вторглись войска Наполеона. Тогда, из страха быть свергнутыми, королевской семье пришлось бежать в Бразилию. Там, вдали от дома, королева Мария и получила свое второе прозвище "Безумная".
А покинутый дворец Келуш постепенно приходил в упадок. Через 100 лет, в 1908 году, уже будучи передан в собственность государства, дворец пережил большой пожар.
Тщательная реставрация продолжается до сих пор. Уже можно ощутить былое великолепие. Понять, каким когда-то был шикарным парк в стиле рококо, где устраивали концерты и рыцарские турниры, и куда из Италии выписывали сложные фонтаны и античные скульптуры.
Та часть парка, что на сегодняшний день отреставрирована, вполне позволяет представить, как все было. А сам дворец уже используют для приема зарубежных делегаций — дипломатов и важных сановников.
Если вы соберетесь посетить Келуш, хочу добавить небольшой совет. Узнайте время проведения живого инструментального концерта — я, увы, не знала во время своего визита, что во дворце возродили эту, поистине королевскую традицию.
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Мария I