Для нас столетия — абстрактная категория, жизнь коротка. А камень помнит... В XI веке замок был обжитым и вполне королевским. Именно в нем жила в 1051-1060 годах королева Агнесса с мужем, королем Генрихом I. По-русски мы называем ее Анной Ярославовной или Анной Киевской, ведь Агнесса — младшая дочь киевского князя Ярослава Мудрого.
Старый замок королевской династии Капетингов стоит на берегу Сены уже многие сотни лет. Его силуэт грозен и величав одновременно, и круглые башни с коническими крышами посреди сегодняшнего Парижа, кажутся декорациями к рыцарскому роману.
А стоит зайти вовнутрь, и понимаешь — никакие это не декорации! Такие же, в точности такие залы мы видели, изучая рыцарское прошлое в древнем Акко на Святой Земле! Те же готические своды, поддерживаемые мощными колоннами, такие же формы, арки, пилястры... Этот сводчатый зал, самый древний из сохранившихся в Европе, немедленно вызывает в памяти мысли о крестоносцах. И не случайно.
Отсюда в 1189 году отправлялся король Филипп-Август в третий крестовый поход, вместе со своим союзником Ричардом Львиное Сердце.
А тому, кто в детстве увлекался чтением романов Мориса Дрюона "Проклятые короли", стоит знать, что Железный король (Филипп IV Красивый) тоже жил именно в этом замке, который мы сегодня называем Консьержери. И этот потрясающий сводчатый зал, имеющий сегодня совсем не романтическое имя — зал Жандармов, был тоже построен и расширен при Железном короле.
Широкий арочный пролет уводит из зала в помещения замка. Огромная королевская столовая, арки, своды, витые лестницы башен... Но больше нам уже ни на минуту не удастся забыть, о том предназначении, которому служила Консьержери начиная с конца XIV века, когда первые короли династии Валуа покинули ее, ради переезда в Лувр.
Прекрасные арки галереи забраны решетками, так же, как и окна, и даже определенные части внутреннего дворика. Мы в тюрьме...
Мы в тюрьме, и самые страшные страницы в ее историю вписала Французская революция. Список из 2780 имен обезглавленных заполняет все стены в помещении трибунала. Люди подходят, читают...но будем откровенны, редко кто-то осиливает хотя бы десятую часть списка, а ведь там за каждой строчкой — чья-та судьба, история, отнятая жизнь. Но для такого огромного числа жертв революции, что можно было придумать большее, чем такой мемориал?
Но надо сказать, что именно здесь, в Консьержери, есть один очень интересный памятник. Вообще, как выглядит памятник в нашем представлении? Обычно, какой-нибудь важный всадник на внушительном постаменте или мраморный монумент, с гордой осанкой и простертой вперед рукой. И люди, за редким исключением, пробегают мимо, и лишь некоторые делают фото на фоне, чтобы тут же забыть, кому вообще этот памятник поставлен. Есть, конечно, исключения, не спорю — монументы знаменитых личностей, известных всем, политиков, музыкантов и поэтов... Но, чаще всего и в массе, отношение можно выразить словами Крамарова из любимого нашего фильма : "...я знаю...мужик какой-то, в пиджаке" и еще :"кто его посадит, он же — памятник!"
Вот здесь, в Консьержери, дело не обычное — памятник Марии Антуанетте именно сидит в тюрьме. Камера, больше других размерами, но такая же мрачная, полуистлевший ковер на стене, и женщина в черном, сидящая к нам спиной... Здесь люди невольно понижают голос, и зачем-то привстают на цыпочки, и неосознанно делают попытки заглянуть в лицо — что оно выражает, куда устремлен взгляд? Как-то забывается, что ее давно нет, а перед нами — просто восковая фигура.
И мне еще не приходилось встречать столь нетривиального решения, такой простоты и пронзительности.
Настоящая камера, в которой содержалась Мария-Антуанетта преобразована в часовню, где перед входом можно видеть небольшой мемориал королю Людовику XVI и его сестре.
Робеспьер тоже здесь, присутствует в виде бюстов и портретов, в соседстве со страшными списками жертв на стенах, рядом с камерой Марии-Антуанетты, где ему тоже пришлось дожидаться собственной казни.
Робеспьеру можно заглянуть в лицо, задаваясь вопросом "Зачем?!" Но ответ не порадует... Затем! Зачем и 200, и 100 лет назад, и в прошлом веке и в нынешнем. Власть — сильная и очень грязная страсть.
Ну вот, не вышло у меня сохранить ощущение, будто посетила старинный замок Капетингов. Здесь не хочется находиться слишком долго. Скорее, на волю! Задержать ненадолго шаг перед прямоугольной часовой башней, восхититься красотой самых первых парижских городских часов, и — по мосту Менял покинуть Сите.
А часы продолжат отсчитывать минуты и столетия, и Париж снова закружит нас в своем водовороте. И когда мы доберемся до квартала Марэ, окончательно растворится в парижском воздухе гнетущая печаль, навеянная замком Консьержери
Адрес:
1, quai de l'Horloge, Paris
Web-адрес:conciergerie.monuments-nationa