С самого утра я, как заведенная, твердила, что нам необходима хорошая погода. Что придется ходить по городу, много ходить, знакомиться с его улицами и площадями, и так неуютно это делать под дождем... Но прогноз погоды был неумолим, обещая не просто дожди, а проливные дожди во всем регионе. Что же делать, отказаться от поездки в Томар, перенести на другой день? Другого дня в нашем распоряжении не было, и пока наш водитель гнал машину к цели, мы смотрели не по сторонам, а только на небо, с надеждой находя среди туч некоторые просветы. Оттого и не заметили, как добрались, и даже не поняли, в какой части города находимся, когда автомобиль остановился у у ворот в городской парк и наше прибытие в город Крестоносцев поприветствовал сам Генрих Мореплаватель.
Памятник инфанту Энрике
Эта встреча символична — организатор многих португальских морских экспедиций на юг вдоль западноафриканского побережья, Генрих Мореплаватель был также и Великим магистром рыцарско-монашеского ордена Христа.
На этой же небольшой площади очень кстати нашелся туристический офис, где мы получили карту города и необходимые объяснения о том, на какие достопримечательности следует обратить внимание, кроме всем известного монастыря Конвенту-ду-Кришту.
Тур.офис Томар
Этот туристический офис — первое здание, в которое мы зашли — располагается в настоящем средневековом особняке. Даже внутри удивительная отделка — витражи, камин, потолки и плиточные панно в коридоре — невероятно!
Впрочем, вскоре меня стали одолевать сомнения: сколько здесь правды, а сколько декораций? Ведь в процессе прогулки по Томар пришлось убедиться, что теперь, в эпоху массового туризма, город добавил в свой исторический облик немало "тематической" бутафории.
Кое в каких магазинах можно было видеть продавца, наряженного в средневековое рыцарское платье, а уж мальтийский крест присутствовал чуть ли не повсюду — на флагах, на мостовой и даже в отделке балконов.
Но все эти яркие мелочи никак не затмевают истинной сути Томар, да и фотографиям добавляют настроения. А настоящая старинность здесь присутствует повсюду, ею, что называется, "стены дышат".
В 1510 году король Мануэль I принял решение о строительстве первого госпиталя в Томар. Церковь Милосердия и здание больницы — Igreja e Hospital da Misericórdia de Nossa Senhora da Graça — прекрасно сохранившиеся памятники середины 16 века.
Но в Томар есть ещё более старинное здание — синагога, старейшая из сохранившихся в Португалии, была построена в середине XV века. Вот её нам хотелось увидеть в первую очередь. Но даже с картой в руках, и зная адрес: дом 73 на улице Dr. Joaquim Jacinto — поди-ка ее разыщи, если здание синагоги столь неприметно в ряду других, теснящихся на средневековой улочке еврейского квартала! Синагога и выглядит как обычный дом, только когда стоишь уже перед ней, замечаешь звезду Давида над входом.
Судя по карте, должен был быть еще один вход, выходящий на другую улицу. Потом я узнала, что тот вход как раз и был главным при проектировании здания и выходил на восточную часть улицы, в направлении Иерусалима.
Внутри синагога оформлена в мавританском стиле, как это было принято у евреев-сефардов в странах иберийского полуострова в средние века. Комната для молитв совсем маленькая, не более 16 кв.метров, потолок поддерживают четыре колонны, символизирующие праматерей: Сару, Ривку, Рахель и Лею. Готический свод образуют двенадцать стрельчатых арок — символ 12 колен Израиля.
Интересный метод, традиционный в древности, использован здесь для улучшения акустики: по углам основного зала установлены четыре глиняных кувшина, которые усиливают звук голоса.
Судьба евреев Португалии схожа с судьбой их испанских соседей. В 1496 году король Мануэль I Счастливый издал указ, согласно которому перед евреями встал выбор: либо принять христианство, либо в течение года покинуть Португалию. Большинство отправились в изгнание, и эта синагога, немой свидетель тех печальных событий, уже более 500 лет не является действующей, она сохраняется, как еврейский музей имени Авраама Закуто — известного средневекового астронома, который в XV в. помог оснастить средствами навигации экспедицию Вашку да Гама.
Еврейский квартал расположен практически в центре старинного Томар, и надо миновать лишь две небольшие улочки, чтобы оказаться на красивейшей площади старого города, Praça da Republica
И снова нас приветствует Великий магистр, на сей раз Гуалдин Паиш — первый из великих магистров ордена тамплиеров, он-то в 1157 году и основал здесь город. Тогда, в середине XII века, ордену тамплиеров за активное участие в изгнании мавров с территории Португалии, была пожалована земля между реками Тежу и Мондегу, и на холме рыцари построили крепость, вокруг которой впоследствии вырос город Томар
Памятник великому магистру на фоне городской Ратуши (17 в.)
Гуалдин Паиш смотрит на храм, церковь Сан-Жуан-Баптишта (Igreja de São João Baptista). При его жизни церкви здесь не было, ее заложили только в XV веке, по приказу все того же Мануэля I Счастливого, изгнавшего евреев с португальской земли.
Церковь Сан-Жуан-Баптишта — главная католическая церковь в Томар, великолепный образец готической архитектуры, с 1910 года является Национальным достоянием страны.
Поскольку к этому моменту мы уже успели познакомиться с примерами португальского мануэлино, наше внимание особенно привлек готический портал церкви, выполненный в этом стиле.
А внутри трёхнефной церкви очень впечатляюще выглядит богатый позолоченный алтарь конца семнадцатого века.
Задержавшись у колокольни, построенной в 16 веке, я с сожалением отказалась от идеи подняться наверх — время поджимало, да и дождь мог разразиться в любую минуту, а хотелось погулять по городу и увидеть побольше.
Часы торопят...
Отходящая от площади Республики главная торговая улица Томар, Rua Serpa Pinto, отдана на растерзание туристам. Вдоль этой улицы расположились ресторанчики, бутики, сувенирные лавки и магазины одежды. Но кроме того, здесь встречаются очень интересно оформленные фасады — надо лишь оторвать глаза от витрин, и взглянуть на верхние этажи зданий.
И конечно, идя по Серпа Пинто, трудно было преодолеть желание постоянно оглядываться назад — туда, где на холме отчетливо видны очертания крепости тамплиеров, главной достопримечательности Томар.
Главная улица вывела нас прямиком к старому мосту через реку Набао, и это место мне почему-то показалось очень уютным, так и запомнилось, как самое приятное и фотогеничное в старом городе.
Мы решили немного прогуляться в маленьком парке, расположенном на берегу, он был очаровательным — сонным и безлюдным. Только множество голубей и самых разнообразных уток составляли нам компанию.
Большая цапля то ли спит, то ли охотится, склонившись над водой
Под сенью деревьев на берегу Набао мы встретили двух Фернандо, уроженцев города Томар.
Фернанду Лопиш-Граса – крупнейший португальский композитор и музыковед о чем-то мирно беседовал с заслуженным журналистом и вдохновенным поэтом Фернандо Араужо Феррейра, по-прозвищу Нини. Талантливые люди, ровесники ХХ века, просто сидят и общаются на лавочке, на фоне города, который ими гордится...
Памятник двум Фернандо Слева Fernando Araújo Ferreira (1912-1998), справа Fernando Lopes-Graça (1906-1994)
В окружении деревьев живописно смотрится старая водяная мельница
Старая водяная мельница
Во времена правления инфанта Энрике вдоль берегов Набао работало множество самых разнообразных традиционных мельниц. Единственная из них каким-то чудом сохранилась до наших дней.
По другую сторону от моста можно увидеть первую промышленную зону, построенную здесь на средства ордена Христа.
Четыре здания промышленной зоны начала 18 века.
Об этом периоде индустриализации Томар напоминают остатки плотины и каких-то сооружений, при помощи которых, очевидно, удавалось увеличить силу воды. Этот своеобразный генератор обслуживал в 18 веке различные механизмы, находившиеся в этих зданиях.
Сейчас в бывшей промзоне устроен музей Левада, где представлены технические достижения прошлого — три способа получения электрической энергии: гидро-, паровые и дизельные установки. Эта электростанция обеспечивала электроэнергией 100 ламп на 16 свечей в городе, и действовала в таком виде вплоть до 1909 года (после, несколько раз переоборудованная, электростанция еще поработала на нужды Томар до 1950 года)
А наш путь лежал отсюда к последней, самой дальней из намеченных к осмотру "целей" — старейшей в Португалии церкви Санта-Мария-ду-Оливал.
Пройдя вдоль берега Набао, мимо зданий промышленной зоны, мы пересекли реку по другому, Новому мосту, возле дома "Кубики" — Casa dos Cubos. Жаль, что на тот момент мы ничего не знали об этом здании, и хотя на карте города оно было отмечено, как достопримечательность, снаружи выглядело совершенно обычным
Casa dos Cubos
Надо было зайти! Дело, оказывается, в начинке. В рамках программы по возрождению и обновлению исторической части старых городов, этот дом, сохранив свою внешнюю оболочку, имеет полностью обновленное внутреннее пространство.
Casa dos Cubos Фото из интернета
За долгую свою историю здание "Кубики" побывало и складом, и банком, в нем располагались офисы, и помещения мэрии. Теперь внутри, среди кубических форм и необычных линий, расположились залы для проведения выставок и лекций, кафе и частная зона для проживания приглашенных художников.
Ну, жаль, в общем, что мы не знали...да и отвлекающих факторов в этом месте оказалось достаточно — с Нового моста снова открывается прекрасный вид на замок тамплиеров, а вдалеке на восточном берегу уже видна Санта-Мария-ду-Оливал.
Санта-Мария-ду-Оливал построена в XIII веке, во времена действующего тогда ордена рыцарей Тамплиеров, когда их главным магистром был Гуалдин Паиш.
Это самое старое и самое первое готическое здание в Томаре. Тамплиеры использовали церковь для проведения процессий захоронения представителей духовно-рыцарского ордена, а спустя некоторое время она стала усыпальницей для рыцарей ордена Христа.
Конечно, очень хотелось попасть вовнутрь, но обойдя церковь со всех сторон, мы обнаружили запертыми все ее двери. И именно теперь, когда мы так далеко ушли от спасительного автомобиля, ожидавшего нас в другом конце города, с неба ливануло. Видимо, тучки решили, что время, выделенное нам на прогулку, истекло, и можно больше не сдерживаться.
Пока мы пережидали ливень под козырьком какого-то здания, я углядела напротив вход на кладбище Томар, и отправилась там побродить с зонтом и фотоаппаратом.
По счастью, дождик стал утихать, и мы на обратном пути с удовольствием дышали озоном, разглядывая практически безлюдные, насквозь промокшие улочки города.
Благополучно вернувшись к исходной точке своего маршрута, зашли было в парк...
Но в этот момент дождь не просто полил, он нас буквально смыл, и даже несмотря на то, что до спасительного автомобиля было всего несколько метров, мы успели хорошенько вымокнуть, пока добежали.
Этот момент, однако, уже никак не мог испортить настроения, ведь наше знакомство с городом состоялось, а вскоре предстояла и долгожданная встреча с Конвенту-ду-Кришту
Продолжение следует...
Памятник инфанту Энрике
Тур.офис Томар
Часы торопят...
Памятник великому магистру на фоне городской Ратуши (17 в.)
Большая цапля то ли спит, то ли охотится, склонившись над водой
Четыре здания промышленной зоны начала 18 века.
Памятник двум Фернандо
Слева Fernando Araújo Ferreira (1912-1998),
справа Fernando Lopes-Graça (1906-1994)
Композитор, автор замечательных концертов для фортепиано с оркестром и многочисленных хоровых произведений с использованием народного фольклора
Старая водяная мельница
Casa dos Cubos
Casa dos Cubos
Casa dos Cubos
Фото из интернета