Собралась я как-то в очередной раз сменить обстановку и образ жизни, выбор пал на Индию, штат ГОА.
В «ИNоходце» помогли с отъездом, оформили необходимые документы для визы – все получилось, и 2 ноября я улетела.
Столица штата Гоа - Панджим. Вокруг него, а точнее, продолжая его на север, тянутся города Кандолим, Калангут и др. На самом деле никакого разделения нет, одно перетекает в другое, и, кажется, первоначально это – названия пляжей, а потом уж наросло домишек вдоль моря и дороги.
Ну, дороги - это отдельная песня! Если прилетаешь неподготовленный, то культурный шок обеспечен. Потому что и столица и города, не говоря уж о деревнях, выглядят сущими трущобами, по которым снует множество самых разных индусов - толстых, тощих, очень тощих, мумифицированных, бежевых, коричневых и черных, всех возрастов - от малышей до почтенных. Попадаются и африканцы. Также в пространстве (назвать улицами язык не поворачивается) свободно перемещаются в огромном количестве собаки, кошки и, конечно же, коровы. Не просто коровы, а коровьи семьи, с быками и телятами. И эти парнокопытные уверены, что мир создан для них: они бродят, где вздумается, заходят в лавки (правда, оттуда их все-таки пытаются выдворить гиканьем или легким хлопаньем в ладоши, не видела, чтобы кто-нибудь корову стукнул хоть чем-нибудь), уважают пляжи, могут закрутить любовь на дороге или просто полежать. И вот тут интересно - если коровья любовь случается, то мгновенно образуется толпа индусов мужского пола, они очень сочувствуют быку в его важном деле и подбадривают гиканьем и улюлюканьем. А если коровы просто бредут или лежат на дороге, то им бибикают из всех устройств и просто объезжают. Вернее, не просто - потому что дороги двухполосные, и, если с одной полосы объезжаешь, то другая стоит, затор образуется.
Соответственно, коровьи лепешки везде, но это мелочи.
А вот мусор, это – да-а!!! Он повсюду. Самые разнообразные свалки, кучи, кучки, мусорочки и хлам. Короче, все, что можно выбросить, выброшено и валяется там, где упало. Кстати, коровы очень уважают подкрепиться в мусорных кучах, уминают любые человеческие пищевые отходы, прямо роются в кучах вместе с собаками.
Про дороги. Тротуаров нет, разметки нет, дорожных знаков нет, указателей – практически нет (то есть индусы их находят, но надо знать, где искать). Гаишников тоже нет. По дорогам движется все: машины, автобусы (доисторического года выпуска), тук-туки, байкеры, мотобайкеры, пешеходы, коровы, собаки. Больше всего байкеров, они, как полчища тарахтящих тараканов, лезут во все щели. Движение левосторонее, ну по крайней мере, так следует думать, а где середина дороги и где начинается встречная полоса – каждый ездок определяет сам. Для передвигающихся на ногах (не важно, двух или четырех) закон не писан – ходят, как нравится.
Сначала на байкеров смотреть страшно, у индусов в принципе нет шлемов, очень редко встречаются на белых ездоках. Индусы часто ездят на одном байке семьей – папа, мама и пара, иногда тройка, ребятишек.
Да, забыла, одно дорожное правило есть - когда обгоняешь, бибикни. Поэтому на дороге стоит сплошной звон. Правда, вне населенных пунктов это очень помогает. Асфальтовых дорог немного, больше грунтовых. Да-да, в городе. Как ни странно, пыли не много, т.е. ноги, конечно, будут грязные после променада, но в воздухе не висит и в домах мало что пылится. Во многие лавки и магазины следует заходить босиком, оставляя обувь за порогом на улице. Прямо объявы висят, уважать надо обычаи.
В общем, к этому надо привыкнуть.Потом обнаруживается, что есть вполне приличные, как у нас говорят, коттеджи или даже иногда жилищные комплексы в три этажа. Но сначала замечаешь только плесневелые каменные стены. Первые четыре дня я жила в Калангуте, но мне все это не понравилось, особенно назойливые таксисты и разного рода продавцы. И, конечно, пляж. Сам пляж широкий и песчаный, коровы там и собаки - это нормально. Но индусы!!! Они толпами собираются на пляже с раннего утра и основное их занятие – это рассматривать и фотографировать белых людей, а особенно женщин. Стараются подойти поближе, заговорить или потрогать, высший пилотаж – вместе сфотографироваться. Еще в Калангуте всегда сильный прибой, плавать там невозможно, даже и зайти мало-мальски в воду, потому что волной обязательно накроет и вынесет мордой об песок на бережок. Ну, или, если ты тренированный товарищ, можно подныривать (если успеешь) под волну и покачаться.
Я подумала-подумала - и уехала в Арамболь.
Арамболь – это деревня, примерно в шестидесяти километрах от Калангута. Приехала сюда на такси, нашла жилье (здесь самое распространенное -это гест-хаусы, квартирка-студия с местом для кухни и отдельным санузлом, возможны варианты). На следующий день - перебралась с вещами.
Арамболь - очаровательный. Конечно, индусы и коровы тут тоже есть, но их здесь гораздо-гораздо меньше на квадратный метр. Пляж в Арамболе – самое главное место, очень вдохновляющий, здесь просторно, всегда можно расположиться вдали от соседей. Традиционно народ собирается на пляже рано утром, когда обычно занимаются все «йогнутые» люди - по одиночке, парами, группами. Много народа бегает или ходит, гнется или тренируется жонглировать всякими предметами.
А самая известная и важная традиция - это сансет. То есть закат. Каждый день часов в пять (перед закатом, в семь уже темно, солнце садится в шесть с минутами) примерно в одном и том же месте сходятся барабанщики со своими барабанами (много, человек 10-15) и барабанят от души часа три подряд (бесплатно) для всех желающих. Желающих очень много – танцуют, стоят, курят, сидят, лежат, жонглируют или файерят, крутят нунчаки и мечи, в общем, кто во что горазд абсолютно без стеснения. К барабанщикам присоединяются саксофонисты, и разные перфекционисты с бубенцами или еще чем. Классная получается музыка. Кому надо - курит травку, тут без ограничений, кому не надо - не курит. Никто никому не мешает.
В Арамболе какое-то невероятное количество мамочек с младенцами. Бебики все на удивление спокойные, ползают (те, которые еще не ходят сами) на сансете среди взрослых голышками или бегают, мамки только поглядывают. Много пап, которые приходят на сансет и таскают детенышей целый день в кенгурятниках, только бебиковы ножки по сторонам болтаются.
Ну, и, конечно, тусовка. Арамболь известен своей неординарной публикой. Это правда. Что ни персона, то одна занятнее другой. Тусовка невероятно доброжелательная, просто даже не возможно такого вообразить от русских и не русских людей. Реальное такое сборище чудаков.
Про язык волноваться не надо. Русского более, чем достаточно. Большинство местных индусов тоже уже выучило русский в необходимом для торговли и процветания качестве.
Я тут затусила с отличными ребятами, хожу на йогу на рассвете (бесплатно!! говорю же, милые, чудные люди здесь встречаются).
На сегодня хватит…
Про нравы
Перед отъездом начиталась рассказок про индийские антисанитарию и инфекции, плюс впечатляюще загаженная окружающая среда, которую видишь вокруг собственными глазами. Страшно воду пить, зубы чистить, на улицу выходить, не говоря уже, чтобы есть продукты питания. Поначалу руки аж зудели, так хотелось мыть их ежеминутно.
Оказалось - страшилки. Руки, конечно, мыть надо. Но точно так же, как и в России - с улицы пришел, туалет посетил, перед едой желательно. Но если не вымоешь перед едой, ничего ужасного немедленно не случится. Так же, как везде, не следует есть немытые фрукты, но их достаточно просто помыть под проточной водой из крана. Питьевую воду, конечно, покупаем, но на водопроводной воде получается превосходный чай и все остальное, что готовится. Зубы отлично чистятся водопроводной водой, без последствий. Вода, кстати, лучше, чем в Питере, мягкая, не оставляет накипи и ржавчины. Распрекрасно можно пить в Джуси центрах (это такие кафешки, где подают только фруктовые десерты и соки) свежевыжатые соки.
Короче, грязь не тотальная, инфекционный катаклизм необязателен, как сначала казалось. (Не зря здесь так много мамочек с малышами).
На самом деле индусы даже большие чистюли, чем многие белые. Мы заметили, что в семьях с утра пораньше каждый день стирают белье (обычно бабушка, если она есть) на всю семью, то есть они два дня подряд в одном и том же не ходят.
А уж таксисты в Калангуте меня просто ошарашили. С виду - стоят целый день в пыли на обочинах, пристают ко всем назойливо, одеты - проще некуда, за сотню рупий торгуются самозабвенно. А вот когда мне понадобилось ехать в 14-00, оказалось что далеко не все готовы принять заказ немедленно, потому что ему, таксисту, надо заехать домой, принять душ и пообедать. И без этого – никак. Вообще, душ в сиесту (в середине дня, перед обедом) у многих индусов – это святое. Правда, встречаются и такие, которые укладываются полежать как коровы - где захотелось, там и лег, без разбору где - помойка, кактусы, лужа, пылища, дорога. Подстилки обычно не предусмотрены.
Про обувь я уже писала, даже в городах в магазин входят босиком, оставляя обувь перед порогом, чтобы песок не таскать (это как у нас - обычно же не ходят в квартире в обуви). Дома свои выметают по нескольку раз в день как минимум тремя модификациями веников.
В Арамболе, захудалой деревушке, практически в каждом доме туалеты оборудованы гигиеническим душем. Каково?! Каждый ли туалетик в Питере со специальным душиком? Или в Амстердаме? Не говорю уже про высококультурную европейскую страну Эстонию!
Часто наблюдаю такую картинку. Вдоль Мэйн роуд (главная улица из трех в Арамболе) по обеим сторонам стоят лавки, чаще всего индусы там же и живут. Так вот, иду на йогу в шесть утра. Рассвет, лавки еще все зашорены, туристов нет. Лавочные жители стоят или разгуливают напротив своих лавок посреди дороги (тротуаров же нет) с засунутыми в рот зубными щетками. Кто стоит и интенсивно трет, кто просто за щеку засунул и прохаживается. Встречается знакомый – так и здороваются, еще парой слов перекинутся. Очень смешно. Почему им не чистится около умывальников - не понятно.
Про индийских мужчин. Обладают (не могу подобрать слова, какой) привычкой: почесывать, поправлять свое мужское хозяйство в штанах, что называется, здесь и сейчас. Нет ничего важнее этого. Не важно, чем он в данный момент занимается и какое общество его окружает. Смущаются женщины, а не он.
Что здесь превосходное – так это фрукты и овощи, и еще натуральная косметика. Фрукты - любые, и почему-то для всех сезон (или у них тут круглый год сезон??), не знаю. Есть все и даже больше. Я для себя открыла несколько новых, например, чику. Или кастл-аппл, гуава еще. Сегодня пила свежевыжатый сок из маракуйи. Вкусный, напоминает крыжовник. Бананы разных сортов, есть, например, черные снаружи, оранжевые внутри. Стало понятно, что вот такие бананы, к которым мы привыкли, это кормовые. Потому что у них-то вкуса как раз и нет. А чику очень вкусные, по виду как мытая картошка. Арбузы не очень большие, длинненькие, отличные.
Ну, тут много такого вырастает съедобного, о чем я даже не подозревала.
Мой типичный завтрак – это миска салата из фруктов или просто нарезанные фрукты. И больше ничего. Можно и отобедать также или поужинать. Я теперь прекрасно обезьян понимаю, у которых основная еда – много фруктов. Собственно, больше ничего и не надо, можно даже растолстеть.
Кстати, про обезьян.... А-а, долго писать, в следующий раз.
Да, совсем забыла - кокосовые орехи! Важно определиться - какой именно ты хочешь кокосовый орех? Питьевой, для еды или и того и другого в одном флаконе (орехе). Вкус разный. А вообще кокосовые орехи, ну-у очень ценный продукт. Оказалось, что в роддомах, если у мамки нет молока, новорожденного детеныша/ребеныша выкармливают свежим кокосовым соком (!!! не коровьим молоком). Умные мамочки, даже если с собственным молоком все в порядке, поят им бебиков с первых дней. Умные взрослые (как я) пьют каждый день кокосовое молоко из зеленого ореха через трубочку. Потому что кокосовое молоко - сильный природный антибиотик, все дезинфицирует внутри и налаживает организм функционировать без проблем. Даже рецепт такой есть - если простудился, отравился, запоносил или золотуха, то надо выпить шесть орехов за три часа, тогда выздоровеешь без проблем.
На сегодня хватит. Была сегодня на индийском базаре (так и называется bazaar) и в народной столовке (правда, называлась она ресторан), ела самую что ни на есть индийскую еду. Мои друзья, они раньше меня сюда приехали, ели руками, как приличные индусы в приличном ресторане, а я, как невоспитанный европеец, ела ложкой, потому что только ее и выдали, и чувствовала себя слегка ущербной.
В воскресенье собираюсь на экскурсию в старый город Хампи (в глубь страны, подальше от русскоязычного бережка) на три дня. Отпишусь потом, мне вставать в пять утра на йогу.