Чего мне только в жизни не доводилось делать, чем я только не занимался...
Впервые взяв в руки видеокамеру месяца за два до переезда в Германию, я ну никак не предполагал, что сумею освоить компьютер, научиться обрабатывать видео, монтировать фильмы, и это более чем на 3 года станет моей работой.
А мог ли я, выросший атеистом, подумать что стану заниматься религиозным просветительством?
Мало того - «нести иудаизм в массы» ?
Неисповедимы пути господни….
Переехав в Дюссельдорф, я через 2 недели стал членом еврейской общины, познакомился с русскоязычным раввином и совместно с ним сделал ряд сюжетов из серии «еврейские праздники и традиции»
Эти сюжеты (большинство) есть в интернете.
Например
Желание путешествовать было у меня давно, поэтому ничего удивительного нет в том, что едва поселившись в общежитии я тут-же стал ездить с русскоязычными бюро путешествий -
Амстердам,
Люксембург,
Брюссель,Брюгге, Гент и, конечно, Париж, Вена, Венеция и много чего другого.
Через некоторое время я стал сотрудничать с несколькими бюро путешествий, а затем сам проводить экскурсии как гид. Принимал я участие и в организации туристических поездок по местам, связанным с историей евреев в Германии –
Вормс,
Шпайер,
Франкфурт на Майне,
Амстердам.
В Берлине есть и
и монумент,
и синагога,
постороенная в начале прошлого века.
А вот в Кёльне следов проживания евреев значительно меньше.
Как вы понимаете, я довольно тщательно покопался в интернете, собрал массу информации и постарался её приемлемо для восприятия обработать.
Многое (даже порой важное) посчитал неинтересным для большинства читателей.
К примеру
статья из Еврейской энциклопедии, в которой подробно перечисляются мудрецы раввины и толкователи Торы, осталась «за кадром».Конечно я предложу вашему вниманию основные факты, однако для начала
о тех евреях, которых сами кёльнцы удостоили чести быть увековеченными на башне Ратуши.Прежде всего это
Karl Heinrich Marx
Который в 1842-1843 году работал журналистом и редактором «Рейнской газеты о политике, торговле и ремёслах».
Из-за его критических и резких текстов газету запретили и он переехал вместе с другом Энгельсом в Париж
Там же, на третьем уровне/этаже башни расположена фигура
Abraham OppenheimКоторый создал из комиссионной торговли и обменной лавки один из самых мощных в Европе частных банков; вкладывал деньги в строительство значительных участков железной дороги; несмотря на то, что он оставался иудеем, в 1868 году ему, первому среди евреев, было присвоено звание барона, что считалось значительным вкладом в эмансипацию евреев. Опенгеймер финансировал строительство синагоги на Глокенгассе, так же как и строительство домского собора
(В руках он держит картин(к)у с изображением синагоги.)
20. Juni 1819 in Köln; † 5. Oktober 1880 in Paris
Якоб Эберст, известный всем под именем Жак Оффенбах, родился 20 июня 1819 года в немецком городе Кёльне, в семье бедного служителя иудейской религии.
Moses Hess
Философ и писатель, наряду с К Марксом и Ф Энгельсом заложивший основы теории раннего социализма.
"свобода, равенство, братство» написано на знамени, которое держит девушка (юноша?) стоящая перед ним.
И на самом верхнем, пятом этаже находится фигура
О ней несколько слов особо.
Подробнее – см ссылку выше,[фиолетовый текст - означает ссылку] а это своеобразный (не мой) рассказ о памятнике Эдит Штайн, установленном в Кёльне.
Изображенный на фотографии памятник посвящен жертвам нацизма.
Но, кроме того, он посвящен и одному совершенно конкретному человеку - Эдит Штайн.
Я кратко перескажу своими словами ее историю....
Все эти ТРИ женские фигуры - ОДНА Эдит Штайн.
Вначале - в период юности, когда она достаточно скептически вертит в руках звезду Давида.
Затем второй период, период раздвоения.
Тут и раздвоение между атеизмом и религией, и между иудаизмом и католичеством.
Ну и третья фигура - это уже монашеский период.
Эдит Штайн родилась в 1891 году, в еврейской семье.
Однако несмотря на то, что ее родители были достаточно верующими людьми, их дети выросли скорее атеистами, в том числе и Эдит.
Она хотя и не порвала полностью с иудаизмом, тем не менее в возрасте 14-15 лет окончательно перестала считать себя верующей.
Этому способствовало и увлечение наукой.
Результатом этого увлечения стали блестящие результаты в обучение, которое продолжилось затем в различных Университетах Германии.
В 1917 году Эдит защищает диссертацию на философском факультете и становится первой в Германии женщиной, получившим звание доктора философии.
Далее она работает как асистент и сподвижник известного философа 20 века
Эдмунда Гуссерля.
(Edmung Husserl)
В библиотеке профессора она находит книги основательницы ордена кармелиток
1 января 1922 года она принимает католичество и решает вступить в орден кармелиток.
Cначала ей в этом отказывают, в связи с достаточно серьезными запретами и правилами внутри ордена.
Её наставники считали, что Эдит должна продолжать работать в качестве преподавателя.
Что она и делала вплоть до 1933 года, когда очередным указом, евреям официально запрещается заниматься преподавательской деятельностью и выступать с публичными заявлениями.
15 октября печального 33-го Эдит наконец-то вступает в орден кармелиток, а через некоторое время, опасаясь за ее безопасность ее переводят в монастырь в Голландии.
Там она продолжает заниматься вопросами истории католической церкви и собственными философскими изысканиями и издает ряд очень важных работ.
Но, Голландия оказалась не такой уж безопасной...
20 июля 1942 г. во всех церквях Голландии зачитали обращение конференции епископов Голландии, осуждающее расизм нацистов. В ответ на это 26 июля 1942 г. рейхскомиссар Нидерландов Зейс-Инкварт приказал арестовать крещёных евреев, которых до этого времени нацисты не трогали.
В августе 1942 г. сестра Тереза была отправлена в Освенцим вместе с другими голландскими крещёными евреями и погибла в газовой камере.
В 1987 г. была беатифицирована, в 1998 г. была канонизирована папой Иоанном Павлом II.
Память святой отмечается в Римско-католической церкви 8 августа
Рядом с монументом есть фраза, сказанная Эдит: «Любой, кто ищет правду, в конечном счете ищет Бога».
В альбоме остальные фото пямятникка
Автор - скульптор (между прочим из Дюссельдорфа!) Gerresheim
Одна из капелл собора в Шпайере посвящена Эдит Штайн
А теперь вернёмся к нашей прогулке по Кёльну.
В нескольких метрах от старой ратуши находится
стеклянная пирамида,
которая прикрывает раскопки ритуальной ванны – микве
Это немногое из того, что есть в Кёльне «еврейского»
Еврейская община в Кёльне старейшая в Германии.
Есть указания на то, что евреи жили здесь задолго до того, как христианство стало господствующей религией в Римской империи. Первый официальный документ, относящийся к евреям, — декрет императора Константина от 321 г., отменивший привилегию об освобождении евреев от тягостных общинных податей (Codex Theodosianus, III, 1618).
О дальнейших судьбах евреев Кёльна ничего не известно до 11 в., с какового времени и датируется история кёльнской общины.
Богато украшенная синагога, согласно позднейшему преданию, была построена в 1012 или 1040 г.
В то же время Кёльн имел талмудическую школу, основание которой приписывается р. Амраму из Майнца, и больницу, построенную благотворителем Эльякимом бен-Мордехаем.Евреи жили в особом квартале, расположенном между городской ратушей и церковью св. Лаврентия, они занимались различными видами торговли, особенно шерстью, кожей, мехами и драгоценностями, кредитными операциями.
Кёльн был тогда одним из главнейших торговых центров, и туда стекались еврейские купцы из различных немецких городов.
Этот благоприятный период в жизни общины был прерван крестовыми походами.
После многочисленных убийств, грабежей, насильственного крещения, в середине 12-го века возникло гетто.
Вскоре город постановил обязать евреев носить отличительный знак История общины со времени второго крестового похода до окончательного изгнания евреев изобилует народными волнениями против евреев, частым возобновлением привилегий, дорогою ценою покупавшихся у властей и почти немедленно отменявшихся.
Ненависть народных масс, питаемая религиозными и экономическими мотивами, привела к кровавому погрому 1349 г., известному в летописи Кёльна под именем
(правда на этой картине изображено разграбление еврейского квартала во Ффранкфурте на Майне. А как похоже...)
Ближайшим поводом послужило обвинение евреев в отравлении колодцев.
В 1426 г. евреям было приказано окончательно покинуть город.
Синагога была превращена в часовню, существовавшую под названием Rathaus-Kapelle.
Оставаясь твердыней католицизма и после торжества реформации, Кёльн не допускал к себе евреев из соседних городов даже на сутки.
Новая эра в истории евреев Кёльна наступила лишь под влиянием событий Великой французской революции, но лишь на полтора столетия - до прихода к власти нацистов.
бассейн для ритуального омовения, был построен в 1170 году.
Она ыла обнаружена после 2-й мировой войны во время работ по очистке площади после бомбардировок.
Миква довольно глубокая, т.к., согласно закону для омовения, должна была применяться только чистая и проточная вода. Глубина миквы 16м.
увидеть ее можно и сегодня.
Seit 1266 hatten in Köln ausschließlich die Juden das Privileg, Geld zu verleihen. Erzbischof Engelbert II.. hatte dieses Privileg an der Außenseite der Domschatzkammer gar in Stein meißeln lassen.
В 1326 году евреи получили разрешение построить забор вокруг еврейского квартала, и тем самым защитить себя от возможных нападений. Население квартала/гетто составляло около 750 человек
В 1349 город снова нуждался в козле отпущения.
Чума в еврейском квартале, где требования гигиены были высоки, свирепствовала не так сильно и недоверие превратилось в ненависть.
На евреев возложили ответственность за чуму, что повлекло собой уничтожения еврейской общины.
Евреям было запрещено жить в пределах городских стен.
Лишь в 1372 запрет был отменен, но жизнь общины была ограничена 24 инструкциями.
В 1424 евреев евреи вновь были изгнаны из города, через 86 лет им было снова разрешено селится в Городе, если они соглашались носить жёлтое кольцо на одежде.
Лишь 1798 под французским господством, евреям было разрешено селиться Кельне.
В 1861 была построена первая синагога.
В 1914 году Первая мировая война охватывала Германию, Кельн и всех его жителей.
Теперь уже не было различие, еврей или христианин, каждый сражался за ли за Германию на войне.
После окончания войны и провозглашения Веймарской республики, еврейские жители были полностью интегрированы в общественную жизнь Кельне.
Они также они пережили страхи войны и перенесли тяжелое послевоенное время, многих находились за чертой бедности. Во время республики еврейская жизнь Германии и Кёльна достигла своего апогея.
Число еврейских жителей Кельна составляло в 1925 году, 16.093 человек.
Несмотря на религиозные традиции, ее будничная жизнь евреев едва отличалась от нееврейского населения. Кельнские евреи гордились быть немцами иудейской веры, и тем что были тесно связаны родным городом.
Еврейские учреждения, и приют для беженцев, высоко оцени- вались всеми Кельнскими гражданами.
С 1933 года для евреев начинается трагический период, все больше евреев становятся жертвами антисемитских акций.
Преследование началось 27 марта 1933, когда еврейские фирмы были отстранены от обслуживания государственных заказов.
1 апреля еврейских бизнесменов принудили пройти по центру города с антиеврейскими транспарантами.
Антисемитизм чувствовался и в других профессиях, еврейские спортсмены не могли больше принимать участие в общественных состязаниях.
Карнавальное шествие 1935 года имело явный расистский и антиеврейский характер.
9 ноября 1938, во время так называемой имперской хрустальной ночи Гестапо арестовывал примерно 800 еврейских мужчин.
Разрушенная в хрустальную ночь 9 ноября 1938 года синагога на Глокенгассе.
Синагога была построена в 1861году архитектором Кёльнского собора (Ернст Цвирмер)
на средства барона Оппенгеймера.
Этой ночью 4 синагоги, магазины и квартиры Кельнских евреев подверглись разграблению и разрушению.
В этом же году еврейское населения сократилось на 30%.
Это было обусловлено иммиграцией, а не отправкой в концентрационные лагеря.
В 1941 в Кельне, как во все других частях Германии вводится обязательное ношение звезды Давида.
В том же самом году начинается массовая депортация в концентрационные лагеря, и с систематическое уничтожение евреев.
Вокзал в Дойце был основным отправным пунктом депортации, откуда до 1944 было отправлено 11.000 евреев, из них 7000 коренных жителей города.
Так выглядела синагога на Роонштрасе после окончания второй мировой войны.
Синагога была построена в 1899 году архитекторами Бернардом Белов и Вилгелмом Шрайтерер, в 1959 году она была восстановлена архитектором Гельмутом Гольдшмитом.
После окончания войны численность еврейского население колебалась между 100 и 200 человек.
Перепись населения от 29 октября 1946 регистрировала 437 жителя еврейского вероисповедания.
В 50-х годах за счет иммигрантов из восточной Европы она возросла до 1000 человек.
29 апреля 1945 маленькая группа оставшихся в живых основывала новую Кельнскую общину в обломках синагоги на Роонштрассе.
В 1948 году на еврейском кладбище был открыт мемориал еврейским жертвам национал-социализма.
Сегодня
Кёльнская община является одной из самых больших в Германии и насчитывает более чем 4 000 членов.