На правом берегу Рейна находится район Кёльн-Мюльхайм.
В этих местах в давние времена обитало
племя Убииев (нем. Ubier)
В 39 г. до новой эры, пользуясь защитой и покровительством римлян, они перебираются на левый берег реки и основывают поселение Oppidum Ubiorum.
Здесь, в семье римского полководца
Маркуса Агриппы
Родилась Юлия Агриппина
будущая супруга императора Клавдия и мать императора Нерона. Это по её настоянию в 50 г. новой эры получил Кёльн полные привилегии и права римского города. Отсюда и его древнее название Colonia Claudia Ara Agrippinensium, которое обозначает, что это римское поселение, построено во времена правления императора Клавдия и по инициативе Агриппины.
За пять столетий пребывания на Рейне, римляне сумели превратить город в крупнейший военный, торговый и промышленный центр, столицу провинции Нижняя Германия. С пришедшими им на смену франками начинается христианизация этих мест.
Один за другим в разных частях города, неся на себе приметы времени, вырастают соборы. К середине 13 столетия (1248), когда был заложен кафедральный собор - знаменитый готический «Дом», архиепископы Кёльна становятся фактически полноправными хозяевами города.
Всё чаще возникают противоречия между епископатом, богатым купечеством и многочисленными гильдиями. А 5 июня 1288 г.,
в битве при Воррингене, городское народное ополчение выступило на стороне графов Бергов, против войск архиепископа.
С тех пор епископат на много веков покинул Кёльн, превратившийся фактически в свободный торговый ганзейский город. Город моряков, купцов и ремесленников.
В 1388 г. здесь основывается университет Второй на немецкой земле, однако, первый содержавшийся не на деньги короля или курфюрста, а только на средства самого города.
В эти годы Кёльн значительно растёт, расширяется и перестраивается, по праву занимая ведущее место среди рейнских городов. Коснулись его и процессы «ведьм», и религиозные коллизии тридцатилетней войны. Всё труднее становится устранять противоречия между требованиями знати, богатых купцов и домовладельцев города с его ремесленными гильдиями в городском совете. Однако, с приходом в город французских революционных войск в 1794 г., эти противоречия сглаживаются. Ведь с этого момента Кёльн навсегда теряет привилегии свободного города.
После поражения Наполеона, в 1815 г. всё левобережье нижнего Рейна было передано Пруссии, а центр рейнской провинции переносится в Кобленц. Город ищет и находит новые пути своего развития, превращаясь в крупнейший промышленный и административный центр. Достраивается «Дом», возводится театр, строится вокзал и через Рейн перебрасывается
железнодорожный мост.
Присоединяются Дойц и Полл, и город уверенно разворачивает свои мощности на правобережье.
Основывается пароходство и новые направления массового производства: текстильная отрасль, пивоварение, сахарная и химическая промышленность, металлообработка. На Кёльнском моторном заводе
Николай Август Отто
создаёт первый четырёхтактный двигатель, чем закладывает основы для создания всемирно известного концерна Klöckner-Humboldt-Deutz и автомобильных заводов Форда.
В 1800 г. в городе проживает сорок тысяч жителей, в 1888 - 200000 тысяч, а в 1914 уже 650000.
После первой мировой войны, на основании решений Версальского договора, в городе разбираются прусские крепостные сооружения. Это позволило Кёльну значительно улучшить систему озеленения, развития зон отдыха, детских и спортивных площадок.
В 1924г. в Кёльне была проведена первая выставка «Presse», которая послужила основой для развития целого комплекса промышленных выставок «Messe», прекрасно функционирующего до сегодняшнего дня. Город модернизируется, развивается и отстраивается.
Тем страшнее был удар, нанесенный второй мировой войной, когда более 90 % строений в центральной части города были разрушены.
Видно не случайно избрал Кёльн в побратимы русский Волгоград, также почти полностью разрушенный войной. Но город сумел возродиться из пепла. И стать ещё красивей и прекрасней. Он превращается в важнейший транспортный узел на Рейне, с самыми насыщенными в стране автомобильными развязками, своим аэропортом и крупнейшим железнодорожным узлом. Тут располагаются штаб-квартиры крупнейших торговых концернов «Rewe» и «Metro». Когда-то здесь правили римские императоры, в университете преподавал выдающийся теолог Албертус Магнус, в гимназии известный физик Ом, и не менее знаменитые Фридрих Энгельс и Карл Маркс основали «Новую рейнскую газету».
Здесь сочинял свои песни композитор и певец Вилли Остерман, а на театральных подмостках лицедействовал незабываемый Вилли Милович. В Кёльне родился и писал свои блестящие эссе нобелевский лауреат Генрих Бёлль. Отсюда вещает радиостанция «немецкая волна», а свои передачи готовят телестудии RTL, ARD,VOX и WDR.
Корпуса студии WDR расположены в самом центре города, недалеко от железнодорожного вокзала.
Отсюда мы и начнём наше путешествие.
Построенный в 1859 г. и надевший свои ажурные металлические конструкции ещё через 30 лет,
железнодорожный вокзал и сегодня поражает своими стрельчатыми арками, перекрывающими огромное пространство с габаритами 65 * 255 метров. Любопытно его расположение - несколько ниже кафедрального собора, и под резким углом к нему. Согласно преданию, при его возведении, прусский король Фридрих Вильгельм IV внезапно потребовал разместить подъездной железнодорожный мост точно по оси с хором собора. С тех пор все поезда, пересекая Рейн, перед въездом в вокзальное здание вынуждены делать резкий поворот у «Дома».
Находясь уже рядом с этим готическим чудом, именно с него и хочется начать путешествие. Но мы прибережём эти впечатления для завершающего аккорда.
У центрального входа в собор, представителям коммунальной службы города пришла в голову идея прикрепить номерной уличный знак - дом N4.
Это вызвало к жизни анекдот об американце, который расспрашивает у себя на родине знатоков о том, как ему в Кёльне лучше всего разыскать этот знаменитый «Дом».
«Нет ничего проще, - отвечают ему. Это же четвёртый дом напротив Макдональдса у вокзала».
Именно от этого «Макдональдса» на улице Trankgasse мы и направимся к городскому историческому музею. Слева виден огромный
медиа-комплекс WDR
, который из-за его формы здесь называют «Vier-Scheiben-Haus». Многим известна эта студия по её прекрасным программам и одному из самых известных в стране симфонических оркестров.
Справа, в глубине квартала (Ursulaplatz 24)находится один из старейших кёльнских соборов,
названный именем покровительницы города св. Урсулы .
Готический хор, саркофаг Урсулы и её бюст, сцены из легенды о Урсуле и её наперсницах довольно любопытны.
Но главной достопримечательностью собора является её Камера сокровищ, где представлены более 120 реликвий и бюстов, дошедших до нас с 13-16 столетий.
Рядом со зданием
городского музея
расположен интересный скверик с фонтаном
«Römerbrunnen»,
хранящий память о тех временах, когда Кёльн был столицей римской провинции Niedergermanien.
Здесь, под сенью римской волчицы, рельефно изображены бюсты римских императоров, много сделавших для развития города, сцены из жизни античного Кёльна и фрагмент свидетельства Тацита об основании города. Само же здание музея размещается на месте древней римской крепостной стены, остатки которой в виде Römerturm вы можете увидеть в конце улицы.
Неоднократно реконструируемое здание музея первоначально было воздвигнуто в качестве городского оружейного арсенала (Zeughaus 1594-1606 гг.) Здесь представлены экспонаты, напоминающие нам о важнейших событиях в жизни города на протяжении двух тысячелетий. Оружие, знамёна, документы, монеты, картины и мебель.
Довольно интересен раздел «кёльнские головы», где представлены портреты и жизнеописания людей, оставившие значительный след не только в истории города, но и всего мира.
В 1989 г., когда автомобильный концерн Форд, праздновал своё 60-летие на Кёльнской земле, автомобильными дизайнерами был выполнен образец «экологической машины» - автомобиля с огромными «ангельскими» крыльями. Городу понравилось это изделие, и автомобиль был установлен на башню городского музея, где его можно увидеть и сегодня.
Отсюда пройдём в центральную часть города, перемещаясь по Neven-Du-Mont Str. На углу расположено здание
ELDE-Haus ,
связанное с одной из мрачных страниц в жизни города. С 1935 г. здесь размещалось гестапо, а сейчас развёрнут небольшой музей, повествующий о годах правления нацистов в городе. Несколько дальше находится небольшая
церковь «St.Maria» ,
получившая известность, благодаря находящейся в ней «чёрной мадонне», по преданию приносящей счастье.
Крупнейшие универсальные магазины города, начинаясь оригинальным пассажем у
«Olivandenhof»,
продолжаются в сторону Neumarkt и пешеходной Schildergasse.
С этой, одной из старейших площадей города, являющейся сейчас местом оживлённых транспортных развязок, связаны многочисленные городские истории и легенды.
Взгляните на верхнее окошко
Richmodisturm ,
на углу Richmodstrasse, откуда вас весело приветствуют две лошадиные головы, невольно ставшие участниками увлекательнейшей легенды этой площади.
Её главные действия проходили во время чумы середины 14 столетия и связаны с
приходским собором St. Aposteln ,
расположенным в противоположном конце площади. У его северного фасада установлен
памятник Конраду Аденауэру,
первому канцлеру федеративной Германии, и губернатору города в период с 1917 по 1933 годы.
В 11 столетии на этой площади проходили крупные распродажи скота, а в последующем она использовалась в качестве центрального рынка.
Здесь проходили рыцарские ристалища, революционными французскими войсками было высажено дерево свободы, традиционно проводились смотры и парады прусского гарнизона, а сегодня она является главной действующей площадкой кёльнских карнавалов.
В её «Neumarkt-Galerie» находится крупнейший книжный магазин страны, а товары «Neumarkt-Passage» и «Kaufhaus» способны удовлетворить любой вкус.
Направимся к Offenbachplatz (8), площади названной именем композитора Оффенбаха, родившегося в 1819 г. в семье Кёльнского кантора.
Тут, рядом с интересным фонтаном, расположился театральный комплекс города: Оперный и Художественный театры.
Мемориальная доска на торце театра напоминает нам о том, что до войны на этом месте размещалась городская синагога.
Однако самым интересным сооружением на площади, бесспорно, является дом под номером 4711.
В конце каждого часа сюда стекаются многочисленные гости города, чтобы увидеть необычные музыкальные часы.
Под мелодичный колокольный звон военного марша, фигурки миниатюрных французских гвардейцев въезжают в город. Во время оккупации города, когда наполеоновскими войсками была введена сквозная нумерация кёльнских домов, на фасаде этого дома вывели историческую цифру «4711» .
Она и стала наименованием известной кёльнской парфюмерной фирмы, располагавшейся тогда в этом здании.
Теперь здесь находится фирменный магазин, войдя в который вы сможете ознакомиться с её продукцией, историей и увидеть любопытный гобелен с изображением нумерации этого дома французскими гвардейцами.
Каждый гость Кёльна, прибывший в город по железной дороге, может увидеть это символическое число «4711» с текстом «Eau de Cologne», на главной арке свода железнодорожного вокзала.
C этой подделкой, известной больше оригинала, вы можете «поближе познакомиться» помыв в нём руки. Ведь он течёт из... крана.
Правда я бы вас предостерёг от такого лихого поступка.
Запашок'c, скажу я вам...
Пройдя мимо разрушенной во время войны и восстанавливаемой сейчас церкви St. Kolumba, c символической головой её медведя-спасителя у входа, мы попадаем во внутренний дворик фирмы Фарины к Фонтану Женщин.
Здесь, на примере 10 женщин разных времён и национальностей перед нами проходит история этого замечательного города. В фирменном магазине Вам любезно предложат пробный флакончик первых одеколонов мира с подробным описанием истории торгового дома Фарины.
Главные витрины магазинчика выходят на ратушную площадь. Теперь, повернув направо, мы можем пройти к руинам собора St.Alban, в память о последней войне так и не восстановленного.
Внутри пустующего пространства собора установлен памятник «скорбящим родителям». Рядом расположен Gürzenich (10) - зал городских торжественных событий, возведенный ещё в 1447 г., но сохранивший ещё и сегодня свою суть. Носящий имя рыцарей, владельцев этого участка, он всегда был прибежищем любителей муз и карнавалистов.
Здесь дирижировали Макс Брух, Берлиоз, Вагнер, Верди и Брамс, приветствовали горожан королева Виктория, императоры Вильгельмы и президент Пауль фон Гинденбург, агитировали Карл Маркс и Адольф Гитлер. За поворотом располагается сенная площадь, на которой установлен памятник королю Фридриху Вильгельму III.
Вернёмся к ратушной площади со стороны нового корпуса художественного музея Wallraf-Richartz-Museum. Музей функционирует в городе с 1851 г. благодаря усилиям каноника и страстного коллекционера Фердинанда Франца Валрафа, завещавшего городу свою коллекцию художественных ценностей и произведений искусства от глубокого средневековья до рубежа 20 столетия, и коммерсанта Иоганна Генриха Рихартца, пожертвовавшего деньги на его строительство.
Ранее, с 1986 г. он совместно с музеем Людвига, располагался в помещении рядом с кёльнским собором, но уже с 2002 открыт для посетителей с самостоятельной экспозицией на новом месте.
Особой гордостью музея являются произведения кёльнской средневековой живописи, «Автопортреты» Рембрандта и Рубенса, «Святая фамилия» последнего, картины Ренуара, Ван Гога, Мунка и Моне.
В древние времена в этом районе размещалась еврейская община. Схему её сооружений можно увидеть у подножья стеклянной пирамидки, накрывающей сохранившееся до наших дней средневековое ритуальное сооружение - «Миква».
Желающим войти внутрь следует попросить ключ на вахте ратуши. Непременно посетите и саму ратушу. Конечно, это уже не то сооружение, в котором размещалась первая в Германии ратуша 1135 г.
Но и это, многократно перестроенное и реконструированное здание, достаточно интересно.
На 2 ярусе находится «Ганзейский зал», где в 1367 г. проходило заседание представителей ганзейских городов, решающих вопросы о необходимости начала войны против датского короля.
В центральном холле вы найдёте портреты всех губернаторов этого города, среди которых и Конрад Аденауэр, занимавший этот пост в предвоенное время. Интересны материалы, повествующие о событиях битвы при Воррингене, а также «Löwenhof». Его название связано с легендой о героическом городском бургомистре Германе Груне, который победил в этом месте, натравленного на него коварной епископальной службой, разъярённого льва. Над аркой главного входа в ратушу, барельефно изображены главные перипетии этого поединка. К зданию непосредственно примыкает 61-метровая ратушная башня.
На её консолях установлены скульптурные изображения людей, оставивших свой след в жизни города. Среди 124 фигур мы обнаруживаем много знакомых: это и Агриппа, Рубенс, Оффенбах, Карл Маркс, Фарина, Аденауэр и др.
Выйдите на просторную площадь Alter Markt
В конце каждого часа, открыванием рта у башенных часов, вас приветствует легендарная «соборная голова».
В центре площади обращает на себя внимание великолепная конная фигура героя тридцатилетней войны генерала Jan von Werth. Фигуры и барельефы по обе стороны памятника изображают сцены жизни и романтической любви этого кёльнского любимца.
За поворотом расположен Prätorium музей, где можно увидеть фундаменты первых римских городских сооружений. Здесь же интересно наблюдать работу древнего отводного канала и воочию убедиться, как «в наши дни вошёл водопровод, сработанный ещё рабами Рима».
Пройдём с площади в переулок, к героям местного фольклора Tünnes и Schäl, застывших в характерных позах.
Сфотографируйтесь рядом с ними - они неотделимы от Кёльна, как его карнавал и знаменитое пиво «Kölsch». Их бронзовые фигурки установлены с тыловой части собора Groß St. Martin (14).
Хорошо просматривающийся с набережной, этот древний романский собор с четырьмя боковыми башенками, построенный в 10 столетии на фундаментах римских крепостных стен, является одной из главных характерных доминант кёльнской панорамы.
Пересечём теперь Ostermannplatz, пройдём мимо памятника этому композитору, певцу и сочинителю, окружённому его карнавальными героями, к зданию кукольного театра
Здесь на садовой скамейке вальяжно сидит, несравненный Вилли Милович.
Этот прекрасный актёр был настолько любим кёльнцами, что когда он ушёл из жизни, горожане прощались с ним в стенах кёльнского Дома. В послевоенное время такой чести был удостоен лишь канцлер Конрад Аденауэр. Бронзовая рука Миловича, перекинутая на спинку скамьи, как-бы приглашает вас сделать ещё один традиционный снимок - в обнимку с любимым кёльнским актёром.
В 2014-м Вилли Миловича вместе со скамейкой перенесли на площадь его имени. Так сказать в народ.
Теперь пройдёмся по набережной Рейна, остановимся у причалов, взглянем на раскрывшуюся перед нами панораму.
Два величественных кёльнских собора: готический Дом и романский Св. Мартин открываются перед нами.
Этот квартал, почти полностью разрушенный во время последней войны, был частично восстановлен и напоминает нам сегодня о своеобразной средневековой архитектуре старого Кёльна.
В дальней части набережной виден овальный силуэт, выполненного из стекла и бетона, современного здания шоколадного музея , расположившегося на месте старой городской таможни.
Всемирно известная шоколадная фирма «Stollwerk» демонстрирует здесь не только свои многовековые достижения, но и историю возникновения шоколада и изделий из него.
Поднимемся с набережной по ступенькам, мимо группы бассейнов и фонтанчиков, на площадь Генриха Бёлля , нобелевского лауреата, принадлежащего Кёльну, как Кафка - Праге или Томас Манн - Мюнхену. Отсюда убегает через Рейн стройный металлический Hohenzollernbrücke , с конными фигурами четырёх знаменитых Гогенцоллернов по краям.
На противоположном берегу Рейна разместила свои корпуса кёльнская Мессе. В расположенный рядом городской парк через Рейн переброшена подвесная канатная дорога, соединяющая правобережье с зоологическим парком ZOO.
Но вернёмся на площадь Бёлля.
Здесь, рядом с залом филармонии и композицией Дани Каравана в память жертвам войны, разместился большой музейный комплекс.
Это музей современного искусства «Museum Ludwig», коллекцию которого подарил городу знаменитый шоколадный магнат из Аахена Петер Людвиг и «Römisch-Germanisches Museum», построенный на месте обнаруженной здесь после войны римской мозаики «Dionysosmosaik».
Именно тут проходило легендарное заседание «восьмёрки» по проблемам Косово в июне 1999 г.
Рядом с собором, на Roncalliplatz, обратите внимание на интересный фонтан «Heinzelmännchen-Brunnen» созданный по поэме известного A.Kopisch о кёльнском портняжке, которому вездесущие гномики по ночам помогали шить карнавальные костюмы, до тех пор пока не вмешалась его любопытная жена.
В 1998 г. самый крупный и зажигательный карнавал страны - Кёльнский карнавал - праздновал своё 175-летие.
В том же году отмечал своё 750-летие «Кёльнский Собор». Заложенный в далёком 1248-м году, он лишь к 1880 г. завершил возведение своих убегающих в небо 157-метровых шпилей.
Поражают не только габариты собора, но и изящество каменных готических кружев его наружного убранства.
Внутри собора хранится одна из бесценных реликвий христианского мира - саркофаг с мощами трёх королей-волхвов.
Рядом, в боковом пределе, на триптихе Бохнера можно увидеть изображение библейской истории преклонения трёх королей родившемуся Христу и сцены из жизни святых покровителей города - Урсулы и Гереона.
Если вы в силах преодолеть путь в 509 ступеней, непременно поднимитесь на смотровую площадку в его купольной части.
На одной из промежуточных площадок расположена колокольня, где среди других колоколов можно увидеть крупнейший в мире колокол св. Петра.
Наградой за этот нелёгкий подъём вам будет раскрывающаяся отсюда великолепная панорама города с высоты птичьего полёта.
Зелень парков, простор реки, замкнутые силуэты площадей, заострённость контуров черепичных крыш и едва просматриваемая глубина узких переулков.
Их камни помнят поступь римских легионов, перезвон копыт конницы крестоносцев, шаги республиканских французских рот, шум революций и разрывы снарядов мировых войн. Двухтысячная история города проходит перед нашими глазами.
Как древний манускрипт раскрывается она перед нами.
Перелистайте её страницы. Окунитесь в многоголосье улиц, многомерность соборов, многоцветье площадей и тишину парков. И вы непременно откроете для себя всё новые и новые её стороны, любопытные черты и неповторимые уголки. Спускайтесь медленно.
Не торопитесь.
Город и так, в любое время, готов раскрыть вам свои тайны.
2. ЛЕГЕНДА О СВЯТОЙ УРСУЛЕ.
«Маленьким медвежонком», или Урсулой, назвал её отец - британский король Деонетус.
Она выросла красивой, статной, но удивительно набожной девушкой. Великой честью считалось свататься к ней. Но Урсула решила посвятить себя безоговорочному служению богу. Не так, как римские весталки, но что-то в этом роде.
Однако, под угрозой войны, отец вынужден был уступить и дать согласие на её брак. Женихом должен был стать сын гайденского короля. Урсула, послушная дочь, уступила, но поставила два условия. Обращение её будущего супруга в христианство и отсрочка свадьбы на три года. За это время она решила со своими десятью наперсницами совершить паломничество к святым местам. Влюблённый молодой князь согласился на все условия и с нетерпением стал ожидать её возвращения.
А пока снаряжались корабли, подруги дали зарок, каждая по 1000 девушек к истинной вере привести. С тем и отправились в путешествие. Многие города и страны посетила Урсула. Но везде встречала она радушный приём, почтительное уважение и восторженное преклонение перед её красотой и великой целью.
Сам папа римский был очарован ей и благословил её в обратную дорогу из вечного города Рима. По пути решили девушки сделать остановку в гостеприимном Кёльне. Но не знали они, что город уже долгое время осаждён гуннами. Что там завершаются съестные припасы, в крепостных воротах пробиты бреши, а отцы города всё ещё не могут найти решение, как спасти город от разгрома и полного уничтожения.
Подошедшие же близко к причалу корабли паломников были захвачены варварами. Часть девушек погибло сразу, другие были убиты после того, как ступили на кёльнский берег.
Ослеплённый красотой и величественностью Урсулы остановился перед ней князь гуннов Этцел и предложил ей свою руку и сердце. С болью и ненавистью отвергнула она его предложение. И постигла Урсулу участь её наперсниц.
Последняя из них, отчаянная Кордула, узнав о судьбе своих подруг и Урсулы, покинула своё укрытие и добровольно приняла смерть от стрелы гуннов. Поражённый самоотверженностью Урсулы и её подруг, а также предсмертным пророчеством Урсулы о недопустимости разрушения города, снял вождь гуннов осаду и увёл своё войско от стен Кёльна.
Спасительницей города и его святой покровительницей считают с тех пор Урсулу жители города.
Они выстроили в её честь собор и рядом с коронами трёх королей на гербе города разместили одиннадцать пламенных сердец. Одиннадцать благородных сердец, отдавших свои жизни и спасших город Кёльн от позора и разрушения. Одиннадцать слёз памяти о прекрасных девушках и святой Урсуле.
автор: Леонид Раевский || наверх
3. КЁЛЬНСКИЙ СОБОР.
15 августа 1248 года был заложен первый камень в основание крупнейшего собора мира - храма святых Петра и Марии в Кёльне. Но лишь спустя 632 года и 2 месяца, 15 октября 1880 года, состоялось его торжественное открытие. Однако ещё и сегодня собор не покидают строительные леса. Его возведение всё продолжается и продолжается. И если верить легенде, так будет вечно.
В истории Кёльнского собора всё так переплелось, что проще всего начать рассказ с самого начала. Не с рождения мира, но с рождения христианства. С того момента, когда в связи с переписью населения Римской империи, после утомительного пути Иосиф и беременная Мария пришли в Вифлеем. Как известно, все места на постоялых дворах были уже заняты и они вынуждены были разместиться в пещере, куда в непогоду загоняли скот. Здесь и родился Христос, а Пресвятая Дева сама спеленала его и положила в ясли. В это самое время, где-то на востоке вспыхнула звезда. И увидев эту звезду, волхвы мудрецы и маги, расценили это, как знамение. И отправились в путь.
А когда пришли в Иерусалим, то звезда показала им путь в Вифлеем и остановилась над пещерой с колыбелью младенца. Вошли волхвы и преклонили колена и преподнесли дары. Золото - как царю, ладан - как богу и смирну - как человеку. Или по ближневосточному ритуалу: первый дар для царя, второй - для священника, третий - для пророка. Позднее христианский мир узнал и их имена: Каспар, Балтазар и Мельхиор. В эпоху географических открытий их стали отождествлять с человеческими расами или с континентами, изображая одного из них белым, другого смуглым, а третьего чёрным, что соответствовало Европе, Азии и Африке. Затем, как олицетворение главных этапов человеческой жизни, стало акцептироваться различие их возрастов: один из них стал изображаться старцем, второй - мужчиной в самом расцвете сил, а третий - юношей.
Ещё позже традиция превратила их в королей и надела на их головы короны.
Считалось, что за время совместного путешествия они так сдружились, что потом уже никогда не расставались. Якобы апостол Фома посвятил их в епископы. Приняв мученичество за Христа, они закончили земную жизнь приблизительно в одно и то же время и похоронены были тоже рядом. Гробница их находились в персидском городе Сава. По крайней мере, так было записано в сообщениях Марко Поло.
Долгое время о волхвах ничего не было слышно. Но вот римский император Константин принимает христианство, а его мать Елена начинает сложную работу по поиску христианских реликвий. Как никак, а прошло уже более трёх столетий. Но, тем не менее, благословенная Елена находит их: крест на котором был распят Христос, копьё, которым он был пронзён, плащаницу и хитон, платье Марии, и многое другое. «Обрела» она и мощи трёх волхвов. Причём согласно легенде, нашла их в разных городах, но благополучно доставила в Константинополь.
Примерно в это же самое время император посылает в Милан своего посла Осторгия, которого вскоре избирают там архиепископом. Вскоре Осторгий договаривается о переносе реликвий из Константинополя в Милан, где строит для них небольшой собор за пределами города. Ещё и сегодня в нём (Kirche Sant Eustorgio) можно увидеть фрески, рассказывающие об этом событии. С тех пор о волхвах-королях на страницах истории ни единого упоминания вплоть до 1164 года. Стоп. Теперь помедленней. На исторические подмостки выступает немецкий император Барбаросса. У него свои проблемы и главная из них покорение Италии. А там ведь ещё и Римский Папа.
А с ним у Барбароссы тоже противоречия. Лучшим помощником в этой борьбе становится его канцлер Райнальд фон Дассель. Когда в 1162 году Барбаросса решает не только покорить, но и обесчестить Милан, фон Дассель заставляет всех граждан захваченного города с петлями на шее и головами, посыпанными пеплом, пасть на колени перед императором и молить о помиловании. Конечно, после победы он не был забыт. Фон Дассель становится архиепископом Кёльна.
В те времена это был один из крупнейших торговых городов с населением около 20000 человек. Нужды горожан обслуживали ремесленники более 50 профессий, а изделия городских ювелиров и оружейников были известны далеко за пределами страны. Был в городе и небольшой собор, возведенный ещё в 9 столетии. И фон Дассель задумывается над тем, как поднять авторитет епископата и привлечь в город паломников. Для этого собору нужны реликвии. А жители Милана тем временем сами подсказывают ему решение.
Опасаясь наступающих войск Барбароссы, они переносят мощи трёх волхвов в центр города, в колокольню святого Георгия. Фон Дассель находит их там и с согласия Барбароссы в 1164 году перевозит на Рейн. И громогласно заявляет: мощи трёх волхвов хранятся теперь в Кёльне. Они имеют исцеляющую силу, которая при прикосновении или приближении к ним передается другим людям. В 70 монастырях Европы писцы записывают этот призыв. И паломники устремляются в Кёльн.
Параллельно рождается другая легенда. Если волхвы благополучно нашли путь в Вифлеем, то естественно, что они могут быть покровителями всех путешествующих. Так всё больше и больше паломников устремляется в Кёльн. Об этом можно прочесть у Вальтера Скотта в «Квентин Дорвард». Но паломники уже не помещаются в храме.
Тогда принимается решение о строительстве нового собора. При этом впервые, обратите внимание, не в существующий собор вносятся реликвии, а для всемирно известных реликвий специально возводится соответствующий их рангу кафедрал. Как ларец, как обрамление чуда. А следующий архиепископ Кёльна Конрад фон Хохштаден идёт ещё дальше: он решает возвести не просто собор, а самый величественный готический храм в мире. И 15 августа 1248 года закладывается первый камень. Отсчёт начат.
В это время сгорает старый собор, и строительство начинает вестись более интенсивно. Но пока стройка кипит, нужно подумать и о раке для реликвий. Несколько десятилетий изготавливают этот золотой саркофаг, в украшении которого задействовано более 1000 драгоценных камней и жемчужин 300 видов и 74 позолоченные фигуры из серебра.
С тех пор этот шедевр средневековья всегда будет занимать центральное место в алтарной части собора и являться главным его украшением. А тем временем собор продолжают отстраивать. Вероятно, вольным кёльнским гражданам и епископам, которые выясняют между собой отношения нередко даже с оружием в руках, часто было не до собора. Более трёх веков стройка, тем не менее, как-то двигалась, но в 1560-м полностью замерла, являя гостям города странное зрелище. На недостроенной южной башне возвышался брошенный строительный кран, а под ним простирались недостроенные элементы остова будущего собора.
Всё это медленно разрушалось, и выглядело настолько запущенным, что наполеоновские гвардейцы в 1794 году не придумали ничего лучшего, как разместить здесь склады сена для своей конницы. Но после разгрома Наполеона на Рейне начинает возрождаться из пепла национальная идея. Сразу вспоминают о первоначальном замысле: отстроить самый крупный католический собор. Молодые романтики, окрылённые идеями о свободе и независимости страны, подхваченные волной подъёма национального самосознания, решают создать общество поддержки возведения собора. Заручаются они и поддержкой короля Фридриха Вильгельма IV.
Кстати, общество существует и сегодня, насчитывая более 1000 членов и собирая ежегодно большую часть суммы из 6 млн. евро, необходимой для поддержания собора и содержания 100 рабочих, осуществляющих его реконструкцию. В 1842 году общество приступило к своей работе, и начался сбор средств. Они собирались не только внутри страны. Известно например, что немецкий поэт Генрих Гейне был одним из организаторов сбора средств в Париже. Начинаются работы по завершению строительства собора.
Их возглавляют известный архитектор Цвирнер (Zwirner); а затем Фойхтель (Voigtel). Согласно преданию, где-то в Дармштадте, на постоялом дворе, была найдена часть средневековых чертежей Кёльнского собора и архитекторы, строго соблюдая их, возвели это удивительное готическое сооружение. Однако, нынешняя Dombaumeisterin собора, профессор, доктор Barbara Schock-Werner, утверждает, что когда наполеоновские войска в спешке покидали Кёльн, они захватили с собой все чертежи и архивы Кёльнского «Дома». Где они находятся сейчас никому неизвестно. Так что, как оказались эти пергаменты в Дармштадте и сыграли ли они какую-либо роль в строительстве, никому не известно.
Скорее всего, великие архитекторы Цвирнер и Фойхтель, являясь поклонниками модного тогда стиля «Неоготика», бесспорно имея какую-то подоснову, (что-то было найдено ещё и в Париже) тем не менее, возвели собор, используя собственные представления о готике и совершенно новую, современную технику строительства.
Невольным подтверждением этого является отсутствие над главным входом в собор знаменитой «готической розы». Ведь все предшественники Кёльна - соборы в Шартре, Реймсе, Амьене и Париже её имели. Но, как считали приверженцы неоготики: «роза», зрелищно расширяя композицию, затрудняет создание эффекта общей устремлённости всех элементов фасада вверх, к небу, к создателю. И они упускают её. И вот 15 октября 1880 года император Вильгельм I прибывает в город, и при огромном скоплении народа объявляет о завершении строительства. Две башни собора, высотой 157 метров 31 и 38 см., высоко вознесись над городом, сразу становятся его главным символом и опознавательным знаком.
Говорят, что благодаря этому он не был разрушен союзной авиацией во время второй мировой войны. Башни служили лётчикам ориентиром. А сам город был почти полностью разрушен. Более 90% сооружений вокруг собора лежали в руинах. От бомбовых ударов частично пострадал и собор, но был быстро отстроен. Правда, часть разрушенных взрывной волной витражей до сегодняшнего дня не восстановлены и легко узнаваемы по своему светлому гладкому тону. Но это не делает собор менее привлекательным.
Войдём же в него и совершим маленькое путешествие по его залам.
Перед нами пять нефов: центральный, наиболее высокий, с закреплённым чуть далее органом, и по два боковых, пониже. Из-за огромной высоты витражного освещения не хватает и внутри немного сумрачно. Но это придаёт собору некоторую загадочность и торжественность. Пройдя по крайнему левому нефу, остановимся у его поперечной части. Тут на углу, рядом с фигурой Урсулы, святой покровительницы города расположен «Klaren Altar», с 36 картинами, раскрывающийся полностью только по большим праздникам.
А в глубине вы увидите фигурку мадонны, чьё платье покрыто украшениями. За удачу, которую может принести мадонна, посетители жертвовали свои драгоценности. Но в 1961 году была предпринята попытка не подарить украшения, а украсть. С тех пор она встречает нас под стеклянным колпаком. Чуть далее, в «Kreuzkapelle», установлен «Gero-Kreuz» - самое первое появившееся в Европе изображение распятого Христа.
Теперь внимательно рассмотрим со всех сторон саркофаг с мощами волхвов и остановимся у алтаря святых покровителей города. Это триптих блистательного кёльнского художника Л