«Стар и давен город Гамельн,
Словом скромен, делом строг,
Верен в малом, верен в главном:
Гаммельн - славный городок!»
М.Цветаева (Крысолов)
Сначала посмотрите
фильм Уолта Диснеяи вы сразу поймёте что про (X)Гамельн уже знаете.
В Нижней Саксонии на берегу реки Везер расположился городок
Гамельн .Это примерно в 50 км от Ганновера (Hannover)
Сейчас это тихое и безмятежное место, но в далёком прошлом здесь происходили события, в последствии не дававшие покоя нескольким поколениям писателей и художников. Именно Гамельн стал местом рождения одной из средневековых легенд о Крысолове, якобы погубившем множество детей.
Легенда эта была настолько популярна, что её сюжет вдохновил таких мастеров художественного слова, как
Генрих Гейне,Проспер Мериме,
Роберт Браунинг,
Валерий Брюсов,
Марина Цветаева
(ссылка выше)
Даже великий
Гётепосвятил Гамельнскому Крысолову большую балладу.
О чём же гласит легенда?
В эпоху Средневековья в Саксонии сложилось предание, о том, как Гамельн стал объектом нападения полчищ прожорливых крыс.
Местный магистрат не знал как ему с этим справится.
Жители города паниковали.
Но помощь неожиданно пришла.
Некий флейтист выманил крыс, увел их из города, заворожив волшебной музыкой, и заставил исчезнуть в водах реки Везер.
Город вздохнул с облегчением. Но этим всё не закончилась. Жадные магистры отказались заплатить флейтисту. Флейтист разгневался и уходя из города вновь заиграл на своей волшебной флейте. Однако теперь вслед за ним пошли уже не крысы, а дети неблагодарных горожан.
Больше детей никто никогда не видел.
Это легенда.
Но они, как известно, не рождаются на пустом месте.
Версий о том, что же произошло в тихом немецком городке множество.
В ряде средневековых документов обнаруживаются подтверждения того, что миф о Крысолове, скорее всего, реальное историческое событие. Например городская летопись Гамельна содержит следующую запись: «В 1284 году, в день Иоанна и Павла, что было в 26-й день месяца июня, одетый в пёстрые покровы флейтист вывел из города сто и тридцать рожденных в Гамельне детей на Коплен, близ Кальварии, где они и пропали». Из этого следует, что дети из города действительно пропали.
Но неужели их увёл за собой некий волшебный Крысолов, играющий на флейте?
Средневековье славится своей приверженностью к мистике и волшебству. Многое, если не всё, средневековые люди объясняли Божьим промыслом или дьявольскими кознями. Все знают про знаменитую «охоту на ведьм», устроенную инквизицией.
Ведьмой или колдуном объявлялся любой, кто обладал каким-либо знанием, казалось, недоступным обычному человеку. Это были и простые гадалки, знахари и даже учёные.
Многие из них сгорели на костре инквизиции, обвинённые в связи с сатаной. Именно средневековый мистицизм и дал жизнь многим легендам, в том числе и о Крысолове.
Средневековая Европа не была той, которую мы знаем сейчас.
Теперь это чистые улицы, ухоженные газоны, красивые фасады домов. Раньше всё было по другому. Европейские города были очень грязными, в них не было даже канализации. Помои и нечистоты текли прямо по городским улицам. В городах стоял отвратительный запах. Не секрет, что средневековая Европа была сильно подвержена эпидемиям чумы. В этом есть большая заслуга крыс, которые и приносили в города заразу. Уж кто-кто, а крысы в условиях жуткой антисанитарии чувствовали себя прекрасно.
Профессия крысолова в то время была сильно востребованной.
Крысоловы ходили по городам и предлагали свои услуги.
Кстати, крыс они выводили достаточно традиционным способом, известным и сейчас — с помощью ядов.
Откуда тогда дудочка и яркие одежды?
Всё очень просто. Зарабатывать на хлеб одной лишь борьбой с крысами — дело неблагодарное.
Работа подворачивалась не всегда. Поэтому, крысоловы подрабатывали уличными музыкантами и кем-то вроде скоморохов.
Дети из города действительно могли пропасть.
Причиной этому могла послужить эпидемия чумы, или любое другое несчастье.
Уже потом массовое вымирание детей могло обрасти таинственными и мифическими подробностями.
Однако, дети в действительности могли уйти из города. И история знает такие примеры.
Многие исследователи полагают, что легенда о Крысолове имеет исторические параллели с известным Крестовым походом детей. Так называют народное движение начала 1212 года, в котором принимало участие множество детей.
В 1212 году после четырёх крестовых походов огромное количество простолюдинов (крестьян, в том числе детей и подростков) из Германии и Франции собрались пойти в Иерусалим, чтобы завоевать Гроб Господень. Это войско пересекло всю Германию и Францию, прибыло в Италию, откуда морем намеревалось перебраться в Палестину. Однако их никто не сиал перевозить по морю, и они были вынуждены разойтись.
Большинство исследователей полагают, что это импровизированное войско состояло в основном из детей и подростков.
Вот, возможно и есть то самое событие, которое и дало жизнь легенде о Крысолове. Или же всё было действительно так, как представлено в легенде? Видимо об этом мы узнаем только тогда, когда Крысолов снова посетит какой-нибудь тихий и безмятежный городок.
Взято с замечательного сайта КРЫСЫ
Тут ещё один замечательный рассказ-исследование легенды.
А теперь несколько слов о современном городе и фотопрогулка по нему.
Году то ли в 802-м, то ли в 812-м (за ветхостью дошедшего до наших дней манускрипта точную дату не разобрать) на месте будущего города саксонский граф Бернхард и его супруга Кристина заложили первый камень в фундамент здешней церкви (на кой она им понадобилась в этой глуши – о том история умалчивает). В 826 году граф с графиней скончались, не оставив наследников, а церковь перешла во владение аббатства в Фульде, что километрах в 200 по прямой.
< img src=http://gregormichael.fotoplenka.users.photofile.ru/photo/gregormichael.fotoplenka/140341914/xlarge/146378696.jpg>
Однако монахов не смутило расстояние, которое всадник на хорошем коне может преодолеть как минимум за два дня, а на лодке и за три не добраться. Ведь недаром говорят, что свято место пусто не бывает. Церковь-то находилась на берегу полноводного Везера, причем в таком его месте, где сам Бог велел навести переправу. Вот и застолбили монахи за собой эти земли.
А в 851 году основали при церкви бенедектинский монастырь, назвав возникшее здесь вскоре поселение на латинский лад – Хамела. К 1054 году оно стало крупным перевалочным пунктом на торговом пути из центральной и южной Германии к Северному морю. А в 1209 году оно уже под именем Гамельн впервые упоминается в перечне городов Германии.
События последующих двух с лишним веков представляют собой сплошную чехарду со сменой власти в Гамельне.
От аббатства в Фульде он перешел к графам Эверштайнским, от них – к епископу Минденскому, который, в свою очередь, уступил его (не добровольно – под нажимом) герцогу Альбрехту I Брауншвайгскому.
Герцог на радостях возвратил городу все его былые привилегии, которыми тот обладал во времена графов Эверштайнских – в частности, право самоуправления.
Что и позволило Гамельну вступить в 1426 году в Ганзейский союз.
За время членства в Ганзе выросло благосостояние города и его жителей, разбогатевших на торговле зерном. Пик расцвета пришелся на XVI век, когда здесь один за другим стали возводить роскошные каменные здания в стиле, получившем название «везерский Ренессанс» (отличительный его признак – многообразие декоративных элементов, украшающих фронтоны фасадов: завитки, колонны, затейливая резьба по камню, необычной формы эркеры и т.п.).
Великолепные образчики этого стиля и сегодня можно видеть в городах на пространстве от Ганн. Мюндена (Hann. Muenden) до Ольденбурга и от Геттингена до Бремена. Но нигде, кроме как в Гамельне, нет такого единства и полноты застройки целого средневекового города!
Краса и гордость Гамельна – исторический центр Альтштадт, с его восхитительными 4-5-этажными (это в шестнадцатом-то веке!) зданиями в стиле везерского Ренессанса.
Это и «Дом Крысолова» с фронтоном, достойным дворца Сан-Суси.
Это и дом богатого зерноторговца Герда Ляйста (Leist-Haus, 1585–1589 г.г.),
Cегодня в этом доме музей
и Дом церковных иерархов (Stiftsherrenhaus, 1558 г.), и
В котором расположено уютное кафе «музейное»
дом бургомистра Тобиаса фон Демптера (Dempter-Haus, 1607 г.),
и десятки других.
Чтобы воочию убедиться в этом, достаточно пройтись по
Osterstrasse
(с давних пор она носит это название в память ушедших за Крысоловом детей, которых он, по легенде, увел именно в восточном направлении).
Отдельная песня – Новый город с его улицами Ostertorwall, Bäckerstrasse и Hermannstrasse, застроенными многоэтажными зданиями и особняками середины XIX века в стиле барокко и Jugendstil.
В ходе Второй мировой войны Гамельн подвергся всего одной бомбардировке, не нанесшей городу серьезного ущерба. Потому все его памятники архитектуры сохранилась до наших дней в первозданном виде (их тщательно реставрировали с 1969 по 1993 год).
Сегодня мало кто помнит, что Гамельн – родина немецкого автопрома.
Но это именно так. В 1907 году фабрикант Ганс Хартман основал здесь «Северогерманский автомобильный завод» (Norddeutschen Automobilwerke, сокр. N.A.W.). И уже в 1908 году из его цехов вышел
первый легковой автомобиль «Colibri». А в 1911-м к нему добавилась
модель «Sperber» («Ястреб-перепелятник»),
с успехом экспортировавшаяся в Австрию, Прибалтику, Скандинавию, Великобританию, Россию, Южную Африку и даже в Новую Зеландию.
Все изменилось с началом Первой мировой войны.
В мире стало не до легковушек. И хотя завод перешел на выпуск грузовиков для нужд кайзеровской армии, объемы производства не шли ни в какое сравнение с довоенными годами. Добил N.A.W. запуск во времена Третьего рейха гигантского автозавода в Вольфсбурге: его «народные автомобили» KdF («Жуки») были в три раза дешевле моделей N.A.W.
И на этом гамельнский автопром приказал долго жить. Сегодня о нем напоминает лишь памятник там, где когда-то стояли заводские цеха.
В наши дни Гамельн – настоящая туристическая Мекка.
В любой день и в любую погоду здесь множество экскурсантов, восхищающихся красотами города. И каждый увозит отсюда не только незабываемые впечатления, но и непременный сувенир, так или иначе связанный с древней легендой (или былью?) о Крысолове.
Город насчитывает 58 тысяч жителей и таким образом не принадлежит к числу больших городов (Grossstadt в Германии когда 100 тыс жителей.)
Тем не менее ежегодно в городе бывает 3.8 миллиона гостей и город относится к одной из самых привлекательных туристических целей Германии. Мы с вами уже знаем почему. Туризм – основная статья доходов городского бюджета и нужно отдать должное хамельнцам (а именно так, «Хамельн» название звучит по-немецки), которые сделали из города конфетку.
Практически всё восстановлено, свежеотреставрировано, ярко покрашено. Стоянок для автомобилей много, причём в большинства своём они бесплатные. Центр города компактен, достопримечательности вполне достижимы пешком.
Cтолько фахверка в одном месте мне ещё видеть не доволилось. Причём дома жилые, в них расположены магазины, бюро, мастерские, гостиницы, рестораны...
Глfвная достопримечательность города – несомненно Rattenfänger-Figurenspiel am Hochzeitshaus (часы с двигающимися фигурами на свадебном доме)
Ежедневно в 13-05, 15-35 и 17-35 проходит полное представление из нескольких действий
В 9-35 колокола играют песенку крысолова, а в 11-35 песню реки Везер.
Несомненный интерес представляет сам свадебный дом
Hochzeitshaus – самое значимое в Нижней саксонии здание, постороенное в стиле Везерский ренессанс-
Годы строительства 1610-1617
План города со всеми достопримечательностями вы найдете в
информационном пункте
B соборе
Кстати с его башни открывается замечачательный вид
Есть в городе театр, музей, Молодёжная тюрьма
, выставка Хундертвассера, масса всевозможных памятников...
Я уж не стану всё описывать, а то вы и ехать не захотите.
А
Приятного просмотра и до встречи в Германии