«Никогда не говори «кэкко» (по-японски «прекрасно», «отлично»), если не видел Никко» - гласит японская пословица. С октября 2010 года я совершенно честно могу говорить "кэкко"...
«Никко» буквально означает «солнечное сияние» или «свет солнца». Свою известность Никко приобрел еще в VIII веке, когда здесь обосновался монах Сёдо (735-817) - сторонник аскетических путей совершенствования духа. Тогда этот район еще оставался уголком дикой неосвоенной природы, и монаху потребовалось немало сил и упорства, чтобы подыскать достойное место для будущего храма. Заметив на вершине горы Нантайсан (Nantaisan) пятицветные облака, монах воспринял это как указание богов. Но путь к вершине ему преградила бурная горная река Дайягава (Daiyagawa). Сёдо обратился за помощью к богам, и те прислали монаху двух священных змей - красную и синюю, которые, сплетясь над водой, образовали мост, ведущий на другой берег. Трудно сказать, насколько эта легенда отражает действительную историю, но первый настоящий мост был построен здесь лишь в 1636 году.
Главной достопримечательностью Никко сегодня является храмовый комплекс Тосёгу Главная достопримечательность Никко-храмовый комплекс Тосёгу, или Мавзолей Токугава Иэясу, посвящен обожествленному первому сёгуну феодального правительства Токугава – Токугава Иэясу (главное божество), а также Тоётоми Хидэёси и Минамото Ёритомо (второстепенные божества). Иэясу умер в 1616 году, временно был похоронен в Кунодзан, близ города Сидзуока. На следующий год его останки были перенесены в Никко для вечного погребения по его предсмертному желанию. В том же году он был канонизирован в соответствии с синтоистской идеей «обожествления героев» и получил титул Тощо Дайгонгэн – «Великое воплощение Будды, Свет с Востока». Сёгун Иэясу Токугава (1543-1616) сумел на рубеже XVII века не только захватить высшую власть в Японии, но и положить конец истощавшим страну кровавым междоусобицам. Немало усилий пришлось приложить сёгуну, чтобы обескровить рвущихся к власти крупных феодалов-даймё. И его желание иметь пышную усыпальницу в Никко, как утверждают, было продиктовано не столько любовью к роскоши, сколько заботой о том, как и после смерти не позволить местным князьям сбросить с себя узду центральной власти. По воле умиравшего сёгуна все даймё были обязаны принять самое активное участие в строительстве усыпальницы Иэясу. Легенда гласит, что работы по возведению мемориального комплекса продолжались два десятилетия. Строительство храма начал его сын Хидэтада, а продолжил и закончил внук Иэмицу.
Узкая аллея гигантских японских криптомерий ведет к территории храма. Многим из них более 300 лет. Согласно преданию, эти величественные деревья были посажены феодалом Maцудайра Масацуна. Дело в том, что во время строительства храма Тосёгу все феодалы страны должны были вносить свои пожертвования на возведение этого грандиозного памятника. Феодал Мацудайра, гласит предание, был беден, и его пожертвование заключалось в том, что в течение 20 лет он приносил сюда саженцы криптомерий и высаживал их вдоль дороги, ведущей к храму. В настоящее время общая протяженность трех аллей криптомерий достигает 38 км, а самих деревьев насчитывается около 16 тысяч.
Мы приехали к комплексу на авто. Надо отметить, японцам, как и нам, ничего, способное сохранить деньги законным путем, не чуждо. Потому мы припарковались не на платной парковке, а где-то среди этих насаждений криптомерий... Тут же увидели безымянную пагоду в лесу...
Мы вышли на аллею. Не доходя до ворот святилища можно посетить храм Риннодзи (Rinnoji), принадлежащий буддийской секте Тэндайсю. Но мы здесь не для этого...
Чтобы попасть на территорию мемориала, надо пройти под гранитными воротами высотой в 9 метров.
Ну чтож, мы готовы к впечатлениям...
Сразу у входа возвышается пятиярусная пагода, украшенная семейным гербом Токугавы (три листа мальвы) и знаками Зодиака. Каждый из ярусов символизирует один из основных элементов бытия - ветер, воду, землю, огонь и небо. С третьего этажа на канатах свисает огромное бревно, маятниковые колебания которого во время землетрясений и штормов позволяют 35-метровой башне сохранять устойчивость.
После пагоды "халява" заканчивается. Дальше пришлось заплатить по 1300 иен, на тот момент примерно 15 долларов
Далее путь лежит под Внешними воротами Нёмон (Nyomon), охраняемыми фигурами двух Царей-Дэвов. Я задержался у входа сфотографировать ворота, чем вызвал внешне очень настоятельно-вежливое приглашение поторопиться от японца, служащего на входе в комплекс.
Один из Дэвов. "Уж больно ты грозен, как я погляжу..."
Сразу после ворот, справа расположились здания древних складских помещений, где хранится праздничный реквизит для ежегодных торжественных шествий, проводимых 18 мая и 17 октября
А слева "Конюшня священной лошади" с восемью барельефами, на которых при помощи сцен из жизни обезьян показывается жизненный путь человека. На весь мир стала известна сцена из второго барельефа с тремя обезьянами "Не вижу зла,не говорю зла, не слышу зла".Знаменитые три обезьяны - "наглдядные" пособия морально-этических заповедей воспитания детей. Подробное описание всех барельефов "Не слышу дурного, не говорю дурного, не замечаю дурного"
Но посмотрите, мы же лучше обезьян...
Тут же рядом, за небольшие деньги можно купить "жребий" - бумажку-предсказание на японском языке. Если жребий нравится, то можно повесить здесь в деревянной табличке, как и свое любое пожелание
Я тоже решил купить "жребий". Мы его почитали...
... но там выпало выпало что-то нехорошее, мне даже не перевели. Мы его порвали - "развеяли", и меня утешили по японской традиции - потерли носом по носу.
Поражает обилие деталей, украшающих коллоны, стены и фронтоны всех 22 зданий комплекса. Кажется, что создатели задались целью не оставить свободным ни одного, даже самого незначительного по величине, участка поверхности сооружений. Изящные детали, характерные исключительно комплексу в Никко Резные драконы, фениксы, фантастические животные, рыбы и птицы соседствуют с героями древней китайской и японской мифологии и истории. Как пример, резьба этих слонов. По преданию, резчик никогда не видел слонов вживую и использовал словесные описания и гравюры
Далее путь проходит под вторыми воротами, выполненными из бронзы. Их высота - 6 метров. Основания двух колонн выполнены в виде лепестков лотоса. Здесь следует омыть руки и прополоскать рты водой из священного источника в знак ритуального очищения от мирской скверны.На фото вид уже с лестницы. Тут же хорошо видно "Сявщенную конюшню" и место покупки "жребия"
Лестница ведет к уникальному сооружению в Тосёгу, на изучение которого можно потратить немало времени, Ёмэймон (Yomeimon - Ворота Солнечного света). Недаром у ворот есть и второе название - Хигурасиномон (Higurashinomon - Ворота сумерек). Считается, что при рассмотрении этих ворот, посетители могут задержаться на целый день, пока не спохватятся, что наступили сумерки. Здесь шедевры одного вида изобразительного искусства накладываются на поразительные достижения другого. Великолепное с точки зрения архитектуры, оно не менее изумляет своим внешним декором. Мастера оживили стены более чем 300 изображениями львов и тигров, киринов и драконов, а также китайских мудрецов, перемежаемыми замысловатыми геометрическими узорами. Работа резчиков была столь восхитительной, что одна из задних колонн намеренно украшена резьбой, выполненной как бы вверх ногами. Это не ошибка. Мастера хотели, чтобы их работой могли полюбоваться сами боги с небес. Ёмэймон считается национальным сокровищем.
Раньше посетителям можно было подняться только сюда, сейчас же вход открыт. Здесь вблизи можно насладится богатейшей резьбой и краской комплекса.
Эти ворота охраняют уже не злые Дэвы, а мудрецы...
Двухярусные ворота 7 м в длину, 4,4 в ширину, 11,1 в высоту поддерживаются 12 колоннами
Далее наш путь лежал к "Храму спящей кошки" и могиле Иэясу Токугава, сразу за храмом. Туда ведет довольно затяжной подъем. Подробности в следующем фотоальбоме "Храм спящей кошки" и усыпальница сегуна Иэясу Токугава
А могила Великого сегуна обращена на Восток в сторону Токио. Журавль и черепаха символы долголетия и вечности...
Все, спускаемся вниз опять в Тосегу
Встретились барышни в традиционном японском костюме, что не часто по Японии, кроме Киото. Жаль не догнал снять спереди, а бежать было неудобно. Да, головной храм как раз справа, мы туда заходили сняв обувь (раньше было категорически невозможно), но снимать внутри строго нельзя.
Всю левую часть верхней площадки занимат "гараж" ритуальных носилок
Там красивая роспись потолка...
...Но, что бы ее снять, приходилось слегка изгаляться...
Все, идем назад. Еще раз глянем на Ёмэймон (Yomeimon - Ворота Солнечного света)
Где-то слыхал, что здесь впервые использовались изображения людей в худождественных целях
Прощай прекраснейший Тосегу, дальше едем к водопаду Кегон, фотоальбом, иллюстрирующий эту заметку Главная достопримечательность Никко-храмовый комплекс Тосёгу