Эльц - замок с пятисотенной купюры
Что общего между
Вюрцбургской резиденцией,
Голштинскими воротами в Любеке,
Лимбургским собором
и рыцарским замком Эльц?
Наряду с разными историческими личностями и артефактами, например, виолончелью или секстантом, эти и только эти архитектурные достопримечательности в свое время красовались на банкнотах немецких марок (DM).
Замок Эльц (Burg Eltz), в котором мы сегодня побываем, был изображен на 500-марочной купюре Бундесбанка. Ее выпускали в ФРГ с 1960 года до начала 90-х
Сразу отметим, что какой-то выдающейся роли в немецкой истории замок Эльц не играл, но отлично сохранился в оригинальном виде и считается одним из самых красивых рыцарских замков Германии. Много столетий им владеют представители одного и того же знатного рода. Уже в 33-м поколении! А это случай не только для Германии, но и для Европы, согласитесь, редкий.
Нынешний владелец замка - Dr. Karl Graf und Edler Herr von und zu Eltz-Kempenich genannt Faust von Stromberg - доктор Карл граф фон и цу Эльц-Кемпених прозванный Фаустом фон Штромбергом.
Правда, сами Эльцы сейчас в замке не живут.
Но когда ходишь по его залам, кажется, что он в любой момент готов принять своих хозяев, а повара из огромной кухни только что вышли в кладовку за продуктами. Обстановка вся оригинальная. Стены, например, украшают не только редчайшие гобелены, но и картины Кранахов - династии немецких живописцев эпохи Ренессанса.
Traubenmadonna l Cranach
На подступах к замку
Формально замок находится в Айфеле (Eifel), но обычно его относят к мозельским достопримечательностям, хотя от реки до него - идти и идти. Он спрятался в долине ручья Эльц, впадающего в Мозель (Mosel). Построили замок в свое средневековое время для охраны торговой дороги, которая связывала два этих региона - Айфель и Мозель.
На машине или на поезде
Добираться до замка проще всего на машине. Ближайшие крупные города - Кобленц (38 км.), Трир (107 км.), Кельн (108 км.) и Висбаден (109 км.). На поезде - сложней. Пересадку надо делать в Кобленце (Koblenz), далее - на региональном экспрессе вдоль Мозеля до остановки Мозелькерн (Moselkern).
К замку с разных сторон выходит несколько дорог и дорожек. С любой из них вид на него открывается неожиданно, что лишь усиливает первоначальный восторг, медленно переходящий в созерцательное восхищение.
Герб во внутреннем дворе замка Эльц (Burg Eltz) - герб одной из линий рода
Возведенный, предположительно, в XII веке, впервые он упоминается в дарственной грамоте императора Фридриха Барбароссы (Friedrich Barbarossa). Первоначально его строили для рыцарей, охранявших дорогу между Мозелем и Айфелем, а не в качестве родового гнезда, которым он позже стал. За свои услуги рыцари взимали подорожный налог.
Позже замок перешел семье, которая владеет им уже 800 лет в 33-м поколении. Представители рода Эльцев в разное время занимали высокие государственные и церковные посты в Священной Римской империи германской нации, что, в частности, спасло их замок от разрушения во время так называемой Войны за Пфальцское наследство 1688-1689 годов.
Курфюрст Philipp Karl von Eltz
«Ласточкино гнездо»
Возвели замок на высоком скалистом выступе у ручья. Строители учитывали особенности естественного фундамента, планируя постройки и помещения, то есть замок вырос на скале как своего рода ласточкино гнездо, вернее - сразу несколько гнезд, плотно прижатых друг к другу.
Замок служил родовым гнездом сразу для трех веток рода Эльцев. В первой половине XIII века его поделили между тремя братьями. После этого каждой из семей принадлежал отдельный дом. Они строили и расширяли их по своему усмотрению и в зависимости от потребности в жилой площади. Именно этим и объясняется необычный внешний облик. Замок как бы рос вместе с потребностями хозяев, а они очень ценили комфорт и уют. Эльц был одним из самых комфортабельных средневековых замков в Германии.
Например, если в обычном замке насчитывалось три-четыре камина, то в Эльце их было около пяти десятков!
В некоторых живописных эркерах, украшающих фасады, расположены туалеты. Причем, смыв осуществлялся с помощью как воды из кувшинов, так и во время дождя - водой, попадавшей к туалетам по специальным желобам с крыш, что для того времени было настоящим новаторским решением.
За всю свою историю замок только один раз подвергался осаде, во время которой не получил никаких серьезных повреждений. Все эти и многие другие подробности можно узнать во время примерно 50-минутной экскурсии. Начинаются они с небольшими интервалами, а проводятся на английском или немецком языках. Фотографировать внутри, к сожалению, не разрешается.
Несмотря на это мне удалось сделать десяток снимков, недостающие я сумел отыскать в интернете, поэтому у вас будет полное представление о том как замок-крепость выглядит как снаружи, так и изнутри.
После экскурсии можно перед обратной дорогой отдохнуть в кафе на террасе или спуститься к реке - просто посидеть на берегу или устроить пикник с видом на старые стены и крыши.
Семья Эльтц построила здесь, на массивной скале, с трёх сторон охваченной кольцом реки, своё жильё. Это произошло около тысячи лет тому назад. В окружении густого леса, изобилующего природными богатствами и дичью, а так же возможность контроля передвижения грузов между плато Майфельд и рекой Мозель, основным торговым путём средневековья, позволило семье Эльтц занять особое место на иерархической лестнице.
Три брата: Элиас, Вильгельм и Теодерих решили разделить семью на тра равноправные ветви. Каждый из них стал главой одной из них (Рюбенах, Родендорф, Кемпених). При этом разделили на 3 равные части все владения семьи, включая земли и замок. Строительство Рюбенахской части замкового комплекса было завершено к 1472 году, Родендорфского дома к 1540 и Кемпенихских строений в 1615 году. Сегодня весь комплекс принадлежит графу
Карлу Эльтц ветви Золотого льва (другие ветви соответственно Серебряного льва и Бычьих рогов). С 1815 года предок нынешнего графа Карла Эльтц выкупил права на полное владение всем замковым комплексом, что было закреплено нотариально.
По пути к скале, с расположенным на ней живописным замком, имеется площадка обзора. С неё открывается вид на полуразрушенные средневековые башни другого замка.
Это всё что осталось от замка Трутц-Эльтц, возведённого по приказу архиепископа Балдуина Люксембургского в середине 14 века. Балдуин был в негодовании, так как официально только он был полноправным владыкой и хозяином территорий, простиравшихся от региона земель вблизи города Трир и до реки Рейн. Здесь же он неожиданно натолкнулся на неповиновение и яростное сопротивление мощного клана Эльтц который без борьбы не собирался подчиняться архиепископу. Результатом этого противостояния явилась грамота, подписанная рядом рыцарей – «Эльтцский союз» (1331-1336 г) в которой все подписавшиеся рыцари обещали помогать друг другу в борьбе с
архиепископом Балдуином.
Но архиепископ оказался сильнее и после обстрела замка Эльтс и его продолжительной осады, хозяева замка подчинились воле архиепископа. Балдуин был настолько зол на обитателей замка что на правах победителя сделал их своими вассалами и назначил управителями замка от имени арх-па. То-есть родовое гнездо Эльтц стало собственностью архиепископа, а его бывшие владельцы – управляющими.
Во дворе замка ещё можно на камнях различить следы от снарядов, выпущенных из располагавшегося напротив военного замка-крепости
Трутцэльтц.
Несмотря на большое количество войн, пронёсшихся по этому региону, замок Эльтц сохранился неповреждённым.
И это произошло не только потому что замок расположен вдали от жилья, но и потому что представители семьи Эльтц которые в последствии снова стали хозяевами своего замка, всегда бдительно и осмотрительно защищали его как политическими, так и общественными средствами. Не имело значения какая армия захватывала эти территории, семья умело использовала своё влияние для защиты замка.
Рюбенахский дом.
Закончено строительство в 1472 году во время Вильгельма фон Эльтц и его супруги Катерины (их портреты можно увидеть в капелле спальни наверху). 8-этажное Рюбенахское строение получило своё название от замка и земель вблизи города Кобленц, отошедших в наследство к ветви Серебряного льва. И с тех пор эту ветвь всё чаще стали называть Рюбенахской.
ОРУЖЕЙНАЯ
Войдя в замок сразу попадаем в холл рюбенахскского дома где сегодня располагается оружейная комната. Здесь выставлена коллекция средневекового оружия: доспехи, кольчуги, шлемы и т.д. Это всё оригиналы. Оружейная здесь появилась лишь в 19 веке во времена расцвете романтизма и паломничества романтиков в рыцарские замки вошедшие в моду. Во времена средневековья оружие, как одну из ценностей замка, хранили в хорошо защищённом помещении. Но тем не менее эта комната даёт представление о средневековых предметах и их преднозначении а так же об украшении жилья.
Полный набор кольчуг и шлемов расположенный на западной стене, дируется 15 и 16 веками. Под ними расположен пример древнейшего огнестрельного оружия: маленькая пушка известная под названием арквебус. Слева находится набор стрел, которые применяли защитники замка в 1333 году во времена отражения атаки войска архиепископа Балдуина. Это стрелы оборачивали куском льняного полотна, окунали в жидкую смолу а затем поджигали и этими горящими факелами стреляли по нападающим отрядам из крепости Балдуина.
На северной стене находится коллекция огнестрельного оружия а так же алебарды из бронзы и железа, топоры и пики, специальные разрывающие топоры, предназначенные для сбрасывания всадников с лошади.
Коллекция восточного оружия датируется 17-18 вв. Предположительно использовалась турками в битве под Веной в 1683 г. Один из представителей семьи Э. Принимал участие в победном сражении и привёз домой эти трофеи. Устрашающие турецкие луки тонкой искусной работы выполнены в тот-же период. Они украшены инкрустацией из разных порож дерева и бычьих рогов; стрелы из них попадали в цель на расстоянии 450 м.
Рюбенахский нижний зал.
Этот помещение даёт представление о типичном жилье богатых аристократических обитателей замка начала 15 столетия. Мощные дубовые балки и камины сохранились в оригинале. Стены закрывают тканые ковры фламандской мануфактуры 16 века с изображением экзотических животных (леопардов, страусов, крокодилов и одногорбых верблюдов). Окна в помещении заменили в 19 веке в полном соответствии окнам 15 века. При этом была полностью сохранена технология выдувания стекла, изготовления витражей и сборки на месте. Нижний зал украшает большое количество ценных картин, написанных большей частью по дубу, которому в то время отдавали больше предпочтения чем холсту. Особо интерсна написанная красками «Мадонна с младенцем и виноградной гроздью».
Это работа Лукаса Кранаха старшего, знаменитого мастера 16 века. Расположенная между окнами «сцена распятия» выполнена в 1495 г. В Кёльне. Если внимательно присмотреться, то можно различить человеческую фигуру в набедренной медвежьей шкуре с венчающей надписью Elz. Два других интересных объекта также заслуживают внимание: светильнтк Русалка 15 века (верхний слой покрытия руки относится к 18 веку) и часы во владении семьи Эльтц с 1500 года.
Рюбенахский верхний зал
Здесь полностью сохранена первоначальная конструкция жилого помещения. Эта комната являлась господской спальней в течении многих столетий; величественная кровать так высоко поднята, чтобы дольше сохранить тепло. Она по периметру охвачена позднеготическим балдахином со сценами охоты, боевых турниров и семейными гербами на передней стороне. Полог так же служил цели сохранения тепла. Кровать датируется 1520м годом. Огонь в камине создавал тепло и уют в помещении в зимние дни.
Роспись стен фресками 15 века.
Яркие характерные для того периода краски, отражают влияние модных в то время в Европе восточных мотивов.
Повсеместное их применение в то время связано с возвращением домой рыцарей из крестовых походов на восток. Роспись сохранилась в отличном состоянии. Во всём великолепии представлена игра красок. Последние работы по росписи стен фресками были завершены в 16 веке и уже более 300 лет не требуют реставрации.
Позднеготический эркер с витражным окном сохранил свой вид со времён постройки. В нём располагалась домашняя капелла. Роспись эркера начинается картинами благовещения Марии на своде, продолжаются в витражах сценами поклонения волхвов и оканчиваются переходя на стены изображениями сцен распятия и снятия с креста. Хуго Эльтс освятил эту капеллу в память о своих родителях – Вильгельму и Катерине Эльтц портреты которых расположены слева и справа в нижней части витража начала 16 века. Хозяева замка пошли на небольшую уловку, устроив в эркере, выступающем за основные стены замка, капеллу. Дело в том что церковь запрещала людям жить в помещении в котором установлен алтарь, поэтому капеллу с алтарём разместили как-бы вне стен замка. Ещё одна заметная особенность этой комнаты – встроенный туалет, один из 20 средневековых туалетов замка.
Деревяннавя отгораживающая его панель появилась только в 19 веке; однако сам туалет уже находилмся в комнате в 15 веке.
Слив туалетных шахт осуществлялся дождевой водой. Большой сборник дождевой воды находился под съёмной крышей, от которой вниз отходили шахты. По ним свободно уходила сточная вода из туалетов и происходил быстрый слив дождевой водой. Затем в обход замка сточные воды а также жидкие и непищевые отходы кухни по шахтам сбрасывались вниз в долину. Историческая заметка(в средние века в качестве туалетной бумаги использовали сено или капустные листья.)
Родендорфский дом.
Строительство его было начато в 1470 году при Филиппе Эльтц. 10-этажный большой дом получил название от наследственных владений в Лотарингии. (Созвучный Малый Родендорфский дом расположен чётко с южной стороны и был построен в середине 16 столетия ).
Выборная комната.
Чрезвычайно влиятельными являлись 7 немецких выборщиков, то-есь курфюрстов.
Только они и никто более имели право выбирать немецких королей. Торе из этой семёрки курфюрстов были одновременно духовными правителями-архиепископами: трирским, майнцским и кёльнским.
Они так-же имели право ходатайствовать перед Папой римским, если считали личность короля достойнам титула императора Священной Римской империи.
Два представителя семьи Эльтц имели эту полноту власти. Якоб, трирский архиепископ, правивший с 1567 по 1681 гг и Филипп-Карл, майнцский архиепископ 1732-1743. Их портреты расположены на восточной и северной стенах комнаты.
Большой зал.
Этот зал является самым большим залом замкового комплекса. Он был предназначен для семейных праздников, балов а также большого семейного совета. На большой семейный совет собирались все взрослые представители трёх ветвей семьи Эльтц.
Если для каждой ветви семейства строились отдельные помещения и семьи жили обособленно, то в этот зал был доступ из всех других строений. Здесь обсуждалась тактика военной и политической обороны замка. Маски глупцов под центральными балками и в отдельных углах зала символизируют свободу слова, а роза аллегорический символ молчания выгравирована над входом на перемычке двери. Она означает что то о чём говорилось в стенах этого зала не имеют право повторять за его пределами.
(Над красной дверью справа на фото)
В большом зале Рюбенахского дома создано подобие оружейной комнаты.
Здесь выставлено оружие и рыцарские доспехи, включая 3 роскошных набора 19 века. Это снаряжение выковано для очень крепких и выносливых людей.
Их рост должен быть не менее 6 футов (1.80), а вес доспехов 60 фунтов.
Рыцарь одевавший эти доспехи весил на 30 кг больше чем без них. Снаряжение было действительно таким тяжёлым что без посторонней помощи и специальной подставки было невозможно сесть на лошадь.
А кроме того самого всадника закрепляли на лошади специальными приспособлениями.
Настенный ковёр королевской мануфактуры семьи Гобелен в Париже 1700 года изображает картину пиршества греческого бога Гелиос со своей сестрой – богиней Луны Селеной.
Это характерное произведение искусства той эпохи. Во время работы в узелки вплеталась тонкая светло-синяя нить. В результате лёгкий синий цвет как вуалью покрывает ковёр, создавая редкий и необычный эффект.
В этой комнате имеются и другие произведения искусства: 15 картин станковой живописи. Роспись по дереву представляет сцены из Ветхого Завета.
Они украшены перламутровой инкрустацией конца 17 века. Средневековый сейф-сундук в котором хранили монеты снабжён сложным механизмом замка.
При простом повороте ключа одновременно движутся закрываясь 7 защёлок.
Здесь также выставлены миниатюрные орудия, которые являются выставочными моделями.
КОМНАТА КНЯГИНИ
Она получила своё название в 18 веке, когда здесь появился портрет этой знатной дамы. Здесь представлена одна из многочисленных спален замка. Подлинный характерный потолок с открытыми мощными балками перекрытия, которые во избежание пожара покрывали толстым слоем глины, а затем белили извёсткой.
Таким образом в 17 столетии одновременно уменьшали риск возникновения пожара и пддерживали чистоту и свежесть помещений замка.
Кровать 1525 года редкий экземпляр чудом сохранилась и являлась частью незатейливой обстановки комнаты.
Эта кровать признана самой старой кроватью эпохи Ренессанса из сохранившихся на всей территории Германии. В соседней комнате жили дети
А это значит что она служила детской.
Рядом с кроватью расположена небольшая лестница ведущая в другую комнату (спальню родителей или комнату кормилицы).
Возможно вы обратили внимание на доспехи – небольшой нагрудный панцырь почти детского размера, висящий на стене над дверью. Легенда приписывает его Агнес Эльтц, защитивщей замок от вероломного соискателя её руки, который получив отказ напал на замок, а его бывшая любовь защитила ценой жизни своё родовое гнездо, заслужив честь и славу.
ЗНАМЁННЫЙ ЗАЛ
Так называемый ЗНАМЁННЫЙ ЗАЛ архитектурно является самым ценным и богатым залом замка. Хотя настоящее назначение этого зала до сих пор не ясно.
Возможно первоначально здесь задумывалась домашняя, то-есть придворная церковь. Чаще всего он использовался в течении долгих столетий для устраивания званых обедов и больших торжеств.
Выдающаяся характерная особенность этого зала – его позднеготический ребристый красивый свод. Каменный рёбра свода не только несут нагрузку стен и потолка но и являются декоративным украшением зала каменным орнаментом. Такие элегантные своды имелись только в самых благородных залах аристократических замков.
Изразцовая пець 19 века это точная копия её предшественницы 16 века.
Она называется Печь евангелистов, так как рядом с фамильными гербами изображены 4 евангелиста. Пол зала частично сохранён с 13 века, частично с 15 века.
Консольные часы - 16 века.
РОДЕНДОРФСКАЯ КУХНЯ.
Поскольку 3 ветви семьи Эльтц вели раздельное хозяйство, то в замкке было 3 кухни. Это одна из них – кухня Родендорфского дома.
Огромного размера печь служила для копчения колбас и окороков, которые затем подвешивали к потолку.
Практически с потолка свисали все продовольственные запасы, подвешенные тем или иным способом. Это делалось для того чтобы они не стали добычей грызунов. То есть кольца под потолком служили своего рода кладовой.
Печь внутри выложена туфом – вулканическим природным камнем. Когда прогорал хворост, туф раскалялся настолько, что прямо на камне, предварительно точищенном от золы и пепла, выпекали хлеб.
Нехитрый и сделанный без прикрас сундук служил для хранения муки и сохранился с 15 века. Практически вся кухонная мебель тоже оригинал 15 века.
В кухне заканчивается экскурсия по замку и нам остаётся только посетить
камеру сокровищ (входит в стоимость билета), в которой собраны более 500 экспонатов. Чтобы вы могли составить представление о них я предлагаю посмотреть несколько фотографий.
Как всегда в альбоме фотографий больше.
Приятного просмотра и до встречи в Германии.