Расцвет Аксума начался на рубеже старой и новой эр, при этом древние аксумиты являлись язычниками, что не замедлило отразиться в надгробных памятниках, как это было в других культурах. Тем не менее, создается впечатление, что стелы Аксума — самые большие монолитные сооружения древности: самая большая стела имела высоту 33 метра, высечена из гранита (месторождение, кстати, совсем неподалеку), правда, никогда не была установлена, а оказалась разбита как раз во время неудачной попытки ее установки. Поэтому самая высокая из сохранившихся — стела царя Эзаны, впоследствии принявшего христианство, и еще такой же величины установлена рядом распиленная на три части варварами-итальянцами и недавно возвращенная из Рима другая стела, похожая. Кроме них, на территории присутствует несколько десятков стел (в первом ряду — правителям, втором — придворным, третьем — военачальники ну и дальше — всем, кто мог себе это позволить): от грубо обработанных, которые можно с трудом назвать стелами — так, скорее, слегка обтесанные обломки скалы, до шедевров, с идеальной полировкой, с рисунками на всех четырех гранях, с полукруглой головкой, характеризующих аксумский стиль (версий, что это означает, много, но мне кажется, что так как эту моду задали язычники, то это вполне себе ассоциируется с обрезанным мужским репродуктивным органом), а на одной имеется даже изображение ковчега Завета.
В большинстве случаев стела находится над подземной гробницей, довольно аскетичной, и строилась гробница еще при жизни ее последующего "хозяина", при этом он заранее назначал себе "гостей" — чаще всего жен, и количество "комнат" под землей соответствовало количеству "этажей", вырезанных на стеле. Кроме резного камня, многие стелы украшались еще и золотыми, серебряными или бронзовыми дисками, украшались драгоценными камнями — в общем, все прелести обожествления правителей:)
После принятия христианства эти языческие символы были заброшены и не использовались.