Долина в среднем течении Рейна (Obere Mittelrheintal) была включена ЮНЕСКО в список Всемирного культурного наследия в 2002 году.
Ее протяжённость составляет около 67 километров.
Отправной точкой или «воротами» служат города Рюдесхайм и Бинген, расположенные на 526-м рейнском километре.
Дальней границей является Кобленц, находящийся на 593-м километре реки на месте
слияния Рейна и Мозеля.
Некоторые города достаточно широко известны (Кобленц, Сан Гоар, Бинген...) русскоязычным туристам, потому что входят в один из самых популярных маршрутов «Замки Рейна».
О других не знает почти никто.
Я предлагаю вашему вниманию рассказ о город(к)е РЮДЕСХАЙМ, который относится к самым живописным на Рейне.
=========================================================================
Первые рюдесхаймцы были оседлыми фермерами.
Жили они около 2500 лет назад, занимались разведением скота и выращивали зерновые. Одевались в самодельное полотно, которое скрепляли специальными булавками, носили
украшения из бронзы на шее и руках.
Ещё не зная гончарного круга, они изготавливали глиняную посуду, украшая её незамысловатым орнаментом
Мы знаем это , потому что до нашего времени дошли более 100 курганов с захоронениями.
Портящиеся материалы (ткани, изделия из дерева и т.п.) сохранились плохо, а вот изделия из бронзы, керамическая посуда и каменные орудия труда можно увидеть в местном музее, так же как и в музеях Висбадена.
Большая часть сохранившихся курганов найдены в лесу, потому что курганы располагавшиеся на склонах возле Рейна давным-давно распаханы под виноградники и теперь только во время каких-нибудь строительныз работ выдают свои секреты.
Древние рюдесхаймцы были кельтского происхождения, но мы не знаем, как они себя называли.
Историки называют их изготовителями
линейно-ленточной керамики
(до изобретения гончарного куруга потому что), а так же Убирами (Ubier) или Mattiaci.
Но это только гипотеза.
Незадолго до смены эпох покой прa-рюдесхаймцев был нарушен незваными гостями – римлянами,
появившимися на Рейне в первые годы нашей эры.
По-видимому римляне чувствовали себя в этих краях вольготно, потому что задержались здесь более чем на 400 лет.
В течение этого длительного периода, пра-рюдесхаймцы привыкли к гостям.
Они посещали удивительные римские поселения на левом берегу Рейна ездили туда торговать и работать.
Естественно они узнавали и перенимали от римлян искусство строительства защитных стен, вёртких кораблей, но конечно в первую очередь искусство выращивания виноградной лозы.
Внутри и вокруг Рюдесхайма находились римские хозяйства, которые снабжали войска вином.
Монеты, столовая посуда (Терра сигиллата), даже остатки мозаичного пола тому свидетели.
Но наиболее важная находка - римский Rebschnittmesser (нож для обрезания виноградной лозы) - который был найден в 1900 году недалеко от Niederburg и который доказывает, что виноградарствовали здесь еще 2000 лет назад.
Виноделие - экономическая основа Рюдесхайме до сегодняшнего дня.
В III – IV веке франки, жившие в нижнем течении Рейна, постепенно перебираются в Рейнгау, где набираются опыта у римлян и после конца римской эры в V веке перенимают руководство и строят вполне организованное государство с империей меровингов.
Самое позднее с 8-ого столетия Рейнгау был отдельным административным округом, управлявшийся Рейнграфами, назначенными франками.
Вероятно именно они построили в Рюдесхайме
NiederburgКак административный центр.
Сегодня это Brömserburg - музей вина.
Эти изумительно красивые, плодородные и стратегически важные места притягивали внимание могущественной церкви, точнее архиепископов из недалеко расположенного Майнца.
Напомню что архиепископы Майнца, Трира, так же как и Кёльна были курфюрстами, то-есть князьями-выборщиками (курфюрстов было всего 7), имеющими право голоса при выборе императора Священной Римской империи германской нации
Так вот, этот архиепископ (естественно не один, а несколько, и не за день, а в течении нескольких столетий ) путем покупок, подкупов, политических манёвров и пр. К XII веку становятся единоличными владельцами провинции.
Движение грузов по Рейну было весьма оживлённым и немудрено что хозяин из Майнца ввёл таможенную пошлину, которая тут-же стала приносить в казну свежие деньги, позволившие в 1220 году соорудить
Таможенную крепость Zollburg Ehrenfels
Тогда этот могущественный каменный монстр должен был выглядеть еще внушительнее, ведь Рейн катил свои беспокойные воды на 5 метров ниже сегодняшнего уровня и мощное здание, являвшееся центром ограждённого защитными стенами обширного крепостного сооружения, доминировало посреди низких фахверковых хижин с домами прислуги, сараями, конюшнями и садами госпиталю и часовни Св. Николауса.
На протяжении веков территория переходила из рук в руки, путём дарения, завещания, женитьб и замужеств. И обо всём этом подробно рассказано на сайте история городов Германии.
Уверен, уважаемые читатели, что среди вас не найдётся желающего вникать в эти поросшие травой забвения подробности, поэтому я перейду к тому что первое документальное упоминание Рюдесхайма относится к 1074 году, причём что характерно, речь в документе идёт о вине.
Крупного землевладения тогда еще не было и почти каждый гражданин, будь то торговый агент, квалифицированный рабочий, хозяин или подёнщик, мог купить или арендовать участок виноградника и тем самым принять участие в «винной лихорадке» - своеобразной лотерее хороших и плохих винных лет.
Вплоть до второй половины XIX века ко многим виноградникам вели лишь извилистые, порой крутые тропинки.
В беспроигрышном положении находилась власть, гарантировавшее себе стабильные поступления законом о десятине - натуральном налоге.
Она требовала десятую часть из каждой кадки винограда.
Только виноградники аристократов были zehntfrei (освобождены от десятины).
Урожай продавался в течении года, причём между оптовыми торговцами (обычно таковых было 10-12) и муниципалитетом устанавливалась единая цена как на хорошие, так и на плохие бочки, затем цех возчиков (сегодня мы бы сказали профсоюз) перевозил бочки к Бахараху и уже оттуда вино попадало в самые отдалённые уголки Европы, распостраняя славу доброго рюдесхаймского вина .
Нет ничего удивительного в том что Рюдесхайм с его знаменитыми винными погребами не раз становился целью воинственных нападений и неоднократно опустошался , например, в 1242, в 1301 и 1318 годах.
Даже романская церковь Jacobuskirche была повреждена и в 1390 году построена заново.
После восстановления её шпиль был якобы украшен не привычным петухом а звездой с полумесяцем.
Благочестивая легенда объясняет что эти необычные эмблемы появились в связи с крестовым походом в святую землю, во время которого рыцарь Brömser, попавший в руки неверных, в обмен на свою свободу обещал украсить «бусурманскими символами» церковь не только в Рюдесхайме но и в расположенных по-соседству монастыре Notgottes и селениии Bornhofen.
Трогательная, однако исторически не подтверждённая легенда .
Ещё более трогательная легенда рассказывает об этом-же событии (рыцарь попавший в плен к сарацинам) по-другому.
В стародавние времена, когда вниз по течению от Рюдесхайма еще не было монастыря Not Gottes, славный рыцарь Бёмзер отправился в Палестину.
Было это по всей вероятности во время одного из крестовых походов – Kreuzzug.
Много мужественных поступков совершил рюдесхаймец, несчитанное количество сарацин полегло от его острого меча, страшный дракон был им побеждён во время тяжёлого поединка.
Но случилось несчастье и ослабленный боем с драконом славный Бёмзер попадает в руки нечестивых.
Заковав его в тяжёлые цепи сарацины бросают мужественного рыцаря в темницу Kerker, где он получает в пищу только воду да огрызки хлеба.
И тогда Бёмзер обращается к господу и обещает что за свободу он пожертвует небу свою дочь, которую он покинул когда она была ещё ребёнком, если конечно она будет жива к его возвращению.
И небеса соглашаются принять жертву.
Цепи падают с плеч и рук и молодцу удаётся ускользнуть из темницы.
Долго ли, коротко ли, но через какое-то время измученный тяжёлыми испытаниями рюдесхаймец возвращается в свой отчий дом.
И, о чудо, его радостно встречает расцвёвшая в благоуханную розу за время его отсутствия дочь.
Не медля ни секунды он рассказывает ей о данной им в темнице клятве и видит как смертельная бледность покрывает её очаровательное лицо.
Ведь совсем незадолго до возвращения отца она дала согласие на брак молодому красавцу-рыцарю.
Она пытается мольбами и уговорами убедить отца не выполнять его намерения, однако тот решает остаться верным своей рыцарской клятве.
Кодекс рыцаря превыше всего!
Заливаясь горючими слезами красавица тайком уходит из отчего дома, взбирается на крутую скалу и бросается вниз, в вечность...
Велика была боль утраты у отца, который к тому же теперь не мог выполнить своего обещания перед небесами.
И тогда он даёт другую клятву – построить монастырь.
Но старая луна уходит и приходит новая, а он никак не решается приступить к строительству.
Он слабеет, по-ночам к нему приходит тот-самый дракон, которого он победил в Палестине, изрыгает огонь из глотки и грозится проглатить его с кожей и костями.
А красавица дочь машет дракону, смотрит с укоризной полными грусти глазами на отца и исчезает, превращаясь в туман.
Однажды утром к херру Бёмзеру пришёл батрак и рассказал о странном происшествии.
Быки, которых он вывел на пашню, отказались тянуть борону и вели себя очень странно.
А неизвестно откуда доносившийся голос повторял: Господь в опасности! Not Gottes!
Рыцарь немедля отправился на поле и увидел беспокойных животных и услышал странный приглушённый голос, жалобно повторяющий «господь в опасности», „Not Gottes“.
Не найдя ничего рыцарь приблизился к пострадавшему от удара молнии дереву и из дерева до него донеслось теперь уже громкое Not Gottes.
Жалобный голос затих и быки успокоились, когда распилившие по приказу Бёмзера дерево работники нашли в нём ларец со святыми мощами и деревянную икону с изображением мученика.
Эти сокровища были похищены злоумышленником в церкви и спрятаны в дереве.
Теперь вспомнил рыцарь о своём обещании, основал монастырь который назвал
Из древесины спиленного дерева приказал сделать алтарь, на который водрузили чудом спасённую икону.
Толпы благоговейных паломников приходили к этому алтарю.
Иногда по 16 тысяч в день.
И икона мученика творила много чудес.
=================================================
XV и XVI века прошли для Рюдесхайма достаточно спокойно, в том смысле что разрушения обошли его стороной.
Именно на это время приходится его расцвет, связанный с успехами в виноделии и торговле вином, поскольку именно в Рюдесхайме свезённое со всей округи вино хранилось и загружалось на корабли.
Отсюда замечательное
попадало в самые отдалённые уголки Европы.
Город предлагал рабочие места, профессия связанная с судовождением по Рейну была весьма почётна и оплачиваема. Рюдесхайм становится привлекателен для путешествующих и многие постоялые дворы (гостиницы) ведут отсчёт своей истории именно с тех времён.
In einer Zeit allgemeiner Trinkfreudigkeit blühte der Weinmarkt und am Rhein hatte ein neuer Weinkran viel zu tun.
В мирные времена винный базар на Рейне расцвёл и новый
винный кран
не успевал справляться с работой.
Так, примерно, переводится этот текст.
Меняется и внешний вид города, строятся солидные жилые дома, удлиняется защитная стена и появляются новые башни.
С 30-летней войной (1618-1648) между католиками и протестантами приходят суровые и мрачные времена, которые, увы, не заканчиваются в 1648 году, как упомянутая война, а почти постоянно продолжаются до освободительной войны 1815 года.
Некоторое постепенное улучшение наступило с переходом Рюдесхайма из 900-летнего подчинения Майцу в герцогство Нассау.
В 1818 году Рюдесхайм получает официальные права города и хотя проблем (восстановление разрушенного, выплата долгов, обнищание населения...) ещё хватает, начинается постепенный подъём.
1815 г. Основан первый из многочисленный винных торговых домов, что позволяет продавать вино по более выгодным ценам.
1825 г. К причалу в Рюдесхайме швартуется первое паровое судно
1856 г. Приходит первая железная дорога, которая на только развозит по всему миру вино из Рюдесхайма, но и привозит всё больше путешественников для которых строятся постоялые дворы и разливочные (Weinstuben).
Развивается не только торговля вином, но и производство шипучих вин и винокурни (Weinbrennereien), традиции которых продолжаются по сегодняшний день.
Растущее благосостояние привлекает рабочих, старый город становится тесен и город растёт вширь и появляется новый жилой район.
В 1862 году появляется уличное освещение,
с 1888 начинает работать первый телефон, и
в 1899 новый трубопровод заменяет старые источники.
Строятся школы, появляется большая больница, в 1853 начинает работать государственный дом для престарелых.
Просто поражает с какой скоростью и энергией всего за 50 лет Рюдесхай стал современным городом.
Строительство национального памятника на Niederwald
в 1877-83 гг привлекло новые инвестиции и явилось ещё одним магнитом для туристов.
А подвесная дорога к нему – один из главных аттракционов города.
Бомбардировка разрушиля многие дома и улицы и унесла жизни 200 человек.
Но самые старые дома не пострадали и уже через достаточно короткое время Рюдесхайм востановили
Сегодня в нём живёт 10 тысяч человек, однако минимум 6 месяцев в году это количество впятеро больше, за счёт многочисленных туристов, ценителей и любителей рейнских вин.
Спасибо вам, уважаемые читатели, за ваше долготерпение.
АЛЬБОМ, сделанный в последнюю поездку, предлагаю вашему вниманию, так же как и
Но при этом хочу вам напомнить: лучше один раз увидеть (приехать самому), чем 100 раз прочесть мой замечательный рассказ.
До встречи в Германии