Улица Алленби
Тель-Авив считают не только городом контрастов, но местом, где вас непременно ожидают сюрпризы. Пытливый странник отыщет здесь все, что душе угодно, плюс нечто неожиданное и пикантное - вдобавок.
Эта уютная и в то же время темпераментная улица носит имя легендарного британского генерала Эдмунда Алленби. На исходе Первой мировой войны, 9 декабря 1917 года
Иерусалим сдался британским войскам. Спустя два дня генерал Алленби во главе колонны победителей вошел в Старый город через Яффские ворота. Владычеству турок был положен конец.
Прогуливаюсь по улице Алленби, считающейся одной из самых оживленных в центре старого города. В отличие от модерновой Дизенгоф и «отвязанной» Шенкин, где тусуются богемные «селебритиз», Алленби - улица пролетариев и торговцев. По обеим ее сторонам расположены десятки дешевых, общедоступных ресторанчиков, кафе и забегаловок. Магазины готовой одежды предлагают стремящийся к бесконечности ассортимент хлопчатобумажных джинс и футболок, юбок и мужских сорочек.
Впрочем, лавки ширпотреба перемежаются эксклюзивными «бутиками», в которых можно приобрести отделанное люрексом длинное вечернее платье, сшить сногсшибательный наряд для невесты и костюм-тройку для жениха.
Ювелирные магазины - особая песня. В них вы купите не только уникальные - ручной работы - украшения из золота, серебра и других благородных металлов, но и дешевенькие подделки, по красоте и изысканности нисколько не уступающие оригиналу. Главное - суметь отличить подлинное от мнимого.
Сворачиваем в пешеходную зону Нахалат Биньямин. Это место можно смело назвать тель-авивским Арбатом. По вторникам и пятницам здесь проходит удивительная ярмарка искусств с участием 200-250 народных умельцев.
Нахалат Биньямин - музей под открытым небом, вернисаж изысканных работ, цены на которые доступны практически всем.
И чего здесь только нет! Настенные часы на любой вкус - с кукушкой, с циферблатом, украшенным замечательным рисунком или зелено-синим эйлатским камнем; подсвечники всевозможной формы; ароматические свечи; фигурки из дерева и металла; детские игрушки...
Практически все мастера прекрасно изъясняются по-английски, так что найти с ними общий язык может каждый турист. Лично для меня прогулка по Нахалат Биньямин - это не столько «шоппинг», сколько возможность пообщаться с настоящими талантами. Любой из умельцев с удовольствием делится секретами своего мастерства, увлеченно рассказывает, как из преподавателя математики или физики он переквалифицировался в живописца либо скульптора.
Кое-кто продолжает совмещать искусство с наукой. Другие без малейших сожалений спрятали в шкаф дипломы престижных вузов, чтобы полностью посвятить себя любимому делу.
По пятницам на нескольких импровизированных сценических площадках улицы Нахалат Биньямин вдохновенно играют музыканты. Наряду с классикой, здесь можно насладиться зажигательной мексиканской, негритянской и джазовой музыкой.
Все музы витают над Нахалат Биньямин, наполняя прохожих светлой живительной энергией.
А в двух шагах отсюда вы попадаете в параллельный мир. Рынок Кармель. Настоящий восточный базар! Купить здесь можно отнюдь не только отменные овощи и фрукты, мясные и рыбные продукты и прочую снедь, но и обувь, одежду, нижнее белье, одеяла, скатерти, косметику, диски, книги и электротовары.
При этом каждый из торговцев будет на все лады и на нескольких языках, включая русский, нахваливать свой товар, пытаясь убедить покупателя, что он – самый лучший.
Не поддавайтесь на уговоры и проявляйте бдительность. Скорее всего, вам попытаются втюхать «самопал» в фирменной упаковке. Помните: бесплатный сыр бывает только в мышеловке. В флакончике из-под французского лака для ногтей запросто может оказаться вонючая смесь ацетона с красителем, вместо американских духов вы получите турецкий «афтершейв», а ажурные колготки расползутся на ваших ножках после первой же стирки.
Впрочем, это - пессимистический сценарий. Оптимистам удается приобрести на рынке Кармель абсолютно кондиционные товары. Главное - придирчиво рассмотреть (а еще лучше - попробовать на зуб) каждый из них.
Зато фрукты и овощи здесь отменные. И цены намного ниже, чем в кондиционированных супермаркетах. Не случайно на рынок за продуктами отправляются обитатели всего Тель-Авива и окрестностей. Для удобства многие обзавелись вместительными сумками на колесиках. Другие оставляют машины на прилегающей к рынку стоянке и постепенно нагружают багажник до такой степени, что он с трудом закрывается.
Еще одна особенность рынка Кармель - воры-карманники. Торговые ряды кишат виртуозами, умеющими незаметно запустить свои «музыкальные» пальчики в сокровенные глубины наших сумок и рюкзаков. Впрочем, с болтающимся за спиной рюкзачком на рынок отправится лишь форменный самоубийца.
Вы, конечно, догадываетесь, что краски я сгущаю специально. Рынок Кармель отнюдь не считается криминогенной зоной. Тем не менее, осторожность в этом оживленном месте не помешает: береженого Бог бережет!
Еще одна достопримечательность Алленби - туалет в подземном переходе около рынка Кармель. Хотите послушать виртуозную игру на флейте или на клавишных инструментах? Спускайтесь в подземку! Здесь тусуется артистическая молодежь, в том числе и говорящая по-русски.
Кстати, с начала 90-х улица Алленби превратилась в одно из самых русифицированных мест в
Израиле: почти во всех магазинах ценники дублируются по-русски, вас обслуживают продавцы, изъясняющиеся на родном языке, официанты, родившиеся в
Москве или Питере, экскурсоводы с кандидатской степенью.
Репатрианты из СНГ составляют пятую часть населения страны. Неудивительно, что современный Израиль объясняется по-русски так же интенсивно, как на иврите, английском, французском и арабском языках.
Прогулку по Алленби лучше всего завершить нечаянной трапезой в одном из уютных кафе. Эспрессо здесь подают отменный - проверено!
Леонид Келлер