После племен дорзе , консо , цамай , хамер , бенна и ари постепенно продвигаюсь к квинтэссенции этнической Эфиопии.
Когда начинается разговор про мурси, думаю, что всегда необходимо уточнять, о ком именно идет речь. Фактически, существует несколько мурси, живущих в долине: изначальный каменный век, основанный практически на охоте и собирательстве, скотоводство занимает их не особо сильно, но коров используют и для получения молока и связанных с ними продуктов (любят пить кровь с молоком), а из самых известных церемоний — сражение на деревянных палках в человеческий рост , изначально — до смерти проигравшего (церемония получила название донга ) — так мурси показывают свою удаль для того, чтобы быть избранными самыми достойными женщинами племени (про самых достойных женщин — чуть ниже); отделившиеся несколько веков назад от них племена сурма и ньянгатом, поссорились со старейшинами и переправились по другую сторону Омо, и внешне, и языком сильно отличающиеся от первых; отделившееся не так давно от первых племя боди, которое не согласно с основными мурси в части того, что коров убивать нельзя — ушли выше по течению Омо и в выше в горы, придумали несколько своих обрядов (в частности, достигшего половой зрелости и желающего жениться юношу родственники к определенному периоду откармливают всеми силами и запрещают двигаться и работать — полнота характеризует богатство и достаток, завидный жених, значит, а потом интенсивно худеет; на мой взгляд, именно из-за этого обычая племя в основном влачит голодное существование ), и про них ходят нехорошие слухи, что своих погибших соплеменников они используют в пищу; и самые известные — фотографические мурси, которые, по сути, не занимаются вообще ничем, кроме имитации внешнего облика и повадок мурси номер один, спустились с гор максимально низко, как только дозволено (все же живут они в национальном природном парке Маго , и надо же оставить хотя бы немного этой природы), и паразитируют на туристах — и именно об этих мурси, презираемых всеми остальными не только мурси, но и прочими племенами окрестности Омо, обычно и идет речь, ибо остальные чужаков к себе не особо пускают, только по рекомендации. О них же речь пойдет и сейчас.
Их утро начинается с тяжелого пробуждения после нелегкой ночи, но они стойко переносят все тяготы своей нелегкой жизни и начинают заниматься своей профессиональной деятельностью: рисовать лица, раскрашивать тела, растягивать нижнюю губу и мочки ушей, полировать палки в два — два с половиной метра длиной (высотой) и приклады ружей (хотя они все равно что дубинки — патронов все равно нету ), сажать младенцев за плечи, а те, у кого нет никаких шансов, а также сами дети — лепят губные и ушные диски, и к девяти утра уже все племя готово к приему клиентов. Рабочий день длится часа три практически без перерыва в удачные дни, а к полудню практически все племя от мала до велика пьяно. Поэтому следующее утро начинается с тяжелого пробуждения после нелегкой ночи, но они стойко переносят все тяготы... В общем, так и живут :)
Питаются они тоже странно, по словам очевидцев: варят кашу на воде, запивают ее кофейным настоем, и через какое-то время, прочищают желудок. Зачем это делают и какая пища в результате переваривается — непонятно. Видимо, хватает алкоголя :)
Бывают у них и разгрузочные дни — когда кончается самогонка; но они все же эволюционируют и в последнее время не допускают возникновения такой чудовищной ситуации и приняли меры : увеличили вдвое объемы закупаемой самогонки; правда, период потребления этой самогонки не удвоился, в связи с чем они повышают плату для клиентов — такой вот звериный оскал капитализма :))
Надо сказать, что и поток клиентов день ото дня непостоянен : обычно поездку к мурси совмещают с одним радиальным туром на рынок в Кей Афар , соответственно, посещение мурси идет или на предыдущий ,или последующий день, то есть в среду или в пятницу. в четверг у мурси практически выходной, поэтому они пьют с утра:)
Пару слов внешнем виде. В принципе, за исключением бегающих маленьких глазок, мужики вполне себе обычные — довольно высокие, некоторые статные, у многих тело покрыто шрамовыми узорами. У части их из одежды — одна двухметровая палка в руках да перо на лбу, но чаще присутствует что-то типа полотенца, вертикально наброшенного на одно плечо, которое иногда прикрывает гениталии (но не обязательно ), присутствуют также (но не всегда ) что-то вроде повязки на бедрах. Женщины же гораздо интереснее: кроме разрезанных мочек ушей ,в которые они вставляют диски из глины или дерева (это чисто для красоты), женщина, которая считает, что готова выходить замуж, выбивает несколько нижних передних зубов и делает надрез в нижней губе, в которую постепенно, в течение года, вставляет также диски все большего диаметра — до двадцати и более сантиметров, который украшает рисунками, отверстиями, орнаментом. Чем больше диск — тем красивее женщина. Происходит этот обычай, как считается ,из древности, когда в племенных войнах победители уводили красивых женщин, и во избежание этого мурси начали уродовать своих женщин, дабы соблазна не было. Но постепенно понятия перевернулись, и это стало считаться красивым; кроме того, это в какой-то мере характеризует и здоровье девушки — когда кожа хорошо тянется и не рвется. Из одежды — тоже одна или несколько различных накидок, и когда женщина во всеоружии — выглядит угрожающе, но оригинально .
Пожалуй, о собственных ощущениях при посещении мурси опишу отдельно, когда буду рассказывать про маршрут, слишком уж серьезная это задача:) Абиссинские хроники. IV. Параллельная реальность