День четвертый. Помыться и в горы.
Позавтракав тем, что Бог послал в ближайший жаблякский супермаркет, мы с Ксю подпоясали футболки, затянули потуже шнурки на кроссовках, и двинули в горы.
Жаблякские виды.
Вчера около Черного озера мы обнаружили стенд с предлагаемыми маршрутами.
Там же значилось и время, необходимое для восхождения, от одного часа (в одну сторону) до очередного озера, до пяти с половиной часов на Боботов Кук. Заниматься конкретным альпинизмом мы не рискнули, озер мы уже насмотрелись, поэтому мы выбрали второй про протяженности маршрут до Ледяной Пещеры (Ледена Печень). Три часа по горам? Да запросто, чего нам молодым и здоровым.
Поставив машину уже на знакомой стоянке, мы двинули в горы. По указаниям местных дачников (последние люди, которых мы видели до восхождения, и первые, кого мы увидели, когда спустились обратно), мы перешли по мостику через Млинский ручей, и начали подниматься в горы.
Маршруты маркированы стрелками и красно-белыми кругами на камнях и деревьях, правда, чем дальше идешь, тем реже они попадаются и тем труднее их находить.
Особенно если учесть то, что в горах было еще полно снега, который скрывал большинство знаков. Пока поднимались через лес, было нормально, не считая того, что мне пришлось бросить курить.
Периодически залезая на камни, что бы полюбоваться на сверкающую на солнце гору Медведь (Медъед),
мы вышли из елового леса, и дальше лезли уже по камням, местами покрытых снегом, местами заросшими карликовыми соснами. Пару раз сбивались с дороги, теряя знаки, бесчисленное количество раз проваливались в снег, когда по колено, когда выше…
Но, мать моя, какая же там была красота!
Два раза конкретно теряли дорогу, но пока Ксю охраняла последний знак, я лазил кругами вокруг, и два раза мне повезло, знаки были найдены, и мы лезли дальше. Наконец, уже порядком уставшие и промокшие (наша одежда никаким образом не подходила для прогулок как по горам, так и по снегу), мы вышли в очередную, заваленную снегом долину.
Единственные признаки жизни, которые мы увидели — это заячьи следы, ведущие через долину.
Последнюю отметку мы видели уже очень давно, куда идти дальше было непонятно, и мы, плюнув на эту Печень, повернули обратно. Путь туда у нас занял около трех с половиной часов, и как потом оказалось, мы не дошли до пещеры буквально чуть-чуть.
Обратно к Млинскому ручью мы вышли меньше, чем за час. Вот такие горные парадоксы. Пока я отдыхал, свесив гудящие ноги с мостика, Ксю как коза попрыгала по камням в ручье, попробовала горную водичку, и еще через 15 минут мы загружались в наш Ситроен, который терпеливо дожидался нас на стоянке. Закупка дурмиторских сувениров в придорожном магазинчике, и вот мы уже едем на юг, к морю, в тепло, домой в Будву…
Ксю рулит как ни в чем ни бывало, я растекся по сидению в надежде прожить еще хотя бы час-другой.
На полдороге повернули налево, на дорогу, ведущую к монастырю Острог.
Вот уж где серпантин всем серпантинам серпантин! Все прежние финты и повороты больше, чем на 180 градусов, показались просто автобаном по сравнению с дорогой, ведущей в Острог.
Самое интересное, что все места, по которым мы рулили до этого, были весьма пустынны, иной раз складывалось ощущение, что машин в Черногории нет. Острог же весьма посещаемое место, как туристами, так и коренным населением. А большая часть дороги ведущей к монастырю вырублена в скале, и, наверное, в целях экономии средств, довольно узкая. Огородить обочину (если выглянуть из окна машины, то ближайшая земля виднеется где-то километром ниже) тоже получилось не везде. При этом на встречу периодически попадаются не только легковые машины, но и огромные туристические автобусы.
В общем, это самая стремная дорога, которую я видел. Но к всеобщей радости, Ксю с честью преодолела все препятствия, и мы остановились на полдороге до монастыря для осмотра пары церквей.
От церкви сам монастырь, вырубленный в скале еще выше, казался размером со спичечный коробок.
Прогулявшись вокруг церкви мы собрались ехать дальше, но тут нам упали на хвоста трое местных паломников, которым явно было неохота тащиться наверх пешком. Потом, добравшись до монастыря, мы их прекрасно поняли. Сорокапятиградусные подъемы тяжело преодолевались даже на машине. Осмотр монастыря, прилегающей территории и панорам горной долины, куда так легко свалиться с серпантина, занял немного времени.
— Про черногорские церкви.
Черногория в основе своей православная страна, соответственно, и церкви там православные. Большинство из них построены отнюдь не вчера, но на наш с Ксю взгляд, они все весьма однотипные, и посмотрев одну-две церкви, можно сказать, что видел большинство. Если в планы не входит посещение различных религиозных и святых мест, которых там предостаточно, то на наш взгляд, совершенно не обязательно сворачивать с дороги, и искать какую-нибудь Црква IX в., а указателей таких довольно много. Рано или поздно пара-тройка попадется и по дороге. Но это сугубо наше мнение.
Чудом не свалившись острогского серпантина, мы вернулись на трассу, где нас накрыл второй, и последний за неделю дождь. Дождь смыл горную пыль с нашей машинки, и в качестве финала наградил нас шикарной радугой, которой мы наслаждались минут тридцать.
К вечеру, все в эмоциях от последних двух дней, мы приехали в Будву, где были радостно встречены нашей хозяйкой. Она боялась, что мы заплатили, и пропали, вот досада-то!
День пятый. Дельфин и русалка.
В это день, еще не до конца отойдя от покорения гор, и прочих наших приключений, мы решили не напрягаться, и разработали следующий план: едем в Рафаиловичи, и купаемся и загораем на местном пляже. Потом едем в Петровац, и купаемся и загораем на местном пляже. Потом едем еще куда-то, и купаемся и загораем на местном пляже. Потом едем в Бар, и если будет охота, то еще и в Ульцинь.
-Про Адриатическое море в начале мая.
Море фантастическое! Прозрачное, всевозможных оттенков синего и зеленого цветов. Пляжи есть песчаные, мелкая галька, крупная галька — где как. Но вода — ледяная! После десяти минут в воде приходилось по полчаса отогреваться на солнце, стараясь особо не стучать зубами. Но, тем не менее, русские купаются.
Что тут сказать… Отдыхать не работать. Сначала повалялись на одном пляже.
Рафаиловичи.
Потом поехали валяться на другом.
Петровац.
Потом поехали на третий, но попали в пробку, с какого-то перепуга перегородили дорогу, и мы опять вернулись на второй пляж. Несмотря на холодное море (сезон еще не начался) почти полное отсутствие на пляжах народа нас более чем устраивало. 2–3 человека на сто метров пляжа — что может быть лучше?
Петровац.
Позже пробка рассосалась, и мы поехали в Бар. Что есть в городе примечательного — это порт.
Помимо стоящих на рейде огромного лайнера и пары военных крейсеров, порт служит стоянкой для огромного количества лодок, яхт и катеров со всего мира. Какие там попадались экземпляры!
В общем, если специально туда ехать может и не стоит, но проезжая мимо Бара, просто необходимо заглянуть туда на полчасика. Дальше по планам был Ульцынь, но ехать туда было лень, и мы, нагулявшись, належавшись и назагоравшись, поехали домой, в Будву.
Окончание следует…