После прошлогоднего вояжа по прекрасной Черногории, мы с Ксю тешили себя надеждой, что может быть, как-нибудь, мы сможем еще куда-нибудь выбраться. Холодной московской зимой хотелось тепла и солнца, и мы решили остановиться на Португалии. Но кризис снова внес свои коррективы в нашу и без того беспокойную жизнь, и оказалось, что на Португалию реально не хватает денег. А так как настрой был боевой, то мы, решив не искать от добра, быстренько сошлись на том, что относительно недорогая Черногория как раз вписывается в наши финансы и желания.
На этот раз мы решили больше времени посвятить Дурмитору, потому что это место заслуживает гораздо большего чем полтора дня, которые мы провели там в прошлом году, и использовать Жабляк в качестве базы для поездок по северу страны, потом как вариант заехать в Биоградску Гору, а затем уже отогреваться на море. А что бы путешествие прошло еще веселее, то на этот раз Ксю решила взять с собой сына Макса …
В этот раз самые дешевые билеты на нужные нам числа были у Montenegro Airlines, чем я и воспользовался, сгоняв в их офис, расположенный в аэропорту Домодедово. Машину (тот же Ситроен С4) забронировали через интернет в той же, уже проверенной нами конторе, и стараясь не особо часто смотреть на календарь, стали ждать этого счастливого дня.
День первый. Улет.
Небольшой Фоккер с белой головой орла на синем хвосте без приключений доставил нас в Тиват (очень красиво пролетев над побережьем), где нас встретил уже знакомый нам представитель прокатной конторы с нашей машинкой.
— Как будто и не уезжали, — обрадовался нам Юрий, и мы были полностью с ним согласны, как в тот момент, так и позднее, гуляя и проезжая по уже знакомым местам. Быстренько разобравшись с формальностями, Ксю упала за руль, я разложил карту, и мы отчалили в сторону долгожданного Жабляка. Судя по карте до него было около 240 км, и мы, выехав из Тивата в шестом часу, рассчитывали добраться до Жабляка часам к 11 вечера. Несмотря на то, что по прилету было тепло и солнечно, еще не доезжая до Никшича, на небе сгрудились тучи, конкретно потемнело, и ливанул нехилый дождь. В результате, часа два с половиной-три мы кружили по серпантинам в полной темноте, при сильном дожде, периодически переходящем в снег, и с забортной температурой, стремящейся к нулю. Самое интересное, что за это время нам не попалось ни одной машины, ни в какую сторону…
— Ксю, мы с тобой одни в Черногории, тут больше никого нет… — в восторге говорил я.
— Ага, — соглашалась со мной Ксю, вписываясь в очередной вираж. Уставший Макс в это время мирно спал на заднем сиденье.
Вот в таком экстремальном режиме мы возобновили наше знакомство с незабываемыми черногорскими дорогами…
Около пол-одиннадцатого ночи мы все же добрались до Жабляка, и подрулили к тому же домику, где останавливались в прошлом году, в надежде, что комнаты все еще сдаются, и есть свободные. Надежды оправдались, по-моему, нас даже узнали. Было полное ощущение, что приехал к себе на дачу. Та же комната, тот же интерьер, та же кухня, тот же холод. Единственно, что изменилось — это цена, в прошлом году платили 15 евро, сейчас запросили 25, толи потому, что за троих, толи просто подорожало…
Попили чайку, и, стараясь не обморозиться, тут же вырубились…
День второй. В поисках развалин.
Сегодня было решено особо не напрягаться (да и вообще напрягаться не хотелось), погода не фонтанировала (тучи «того и гляди дождь» и холодно), поэтому решили доехать до Плевли, посмотреть, чем живут аборигены, и чего интересного нам попадется по дороге.
Первым нам попался мост через Тару, через который, собственно, и проходит дорога на Плевлю. Мы его уже видели в прошлом году, но тогда времени у нас было мало, успели только поснимать панорамы сверху, а в этот раз мы решили спуститься вниз, благо там было какое-то жилье, и к нему вела дорога.
Природа радовала. Спрыснутые дождиком молодые листочки сверкали изумрудными оттенками, тут и там белыми пятнами были разбросаны цветущие яблони, а отара овец, пасущаяся на яркой траве долины на фоне бирюзовой Тары, была готовым сюжетом для картины.
Наслаждаясь вкуснейшим горным воздухом, мы не спеша спускались вниз. Шумела река, пели птицы, и где-то впереди слышались крики убежавшего вперед Макса. Совершенно не верилось, что где-то есть Москва, толпы народа, работа, какие-то заботы… Было чертовски хорошо…
Нагулявшись по долине, мы поднялись обратно, сели в машину, и через непродолжительное время уже подыскивали местечко, где в Плевле можно бесплатно припарковаться. Место такое нашлось, и так как ничего конкретного мы в городе смотреть не собирались, мы просто пошли гулять, задирая головы на попадающиеся минареты, и глазея по сторонам.
Городок небольшой, но показался нам весьма симпатичным. Красные черепичные крыши небольших домиков, теснящихся на склонах очередного холма тут и там пробивались острыми минаретами, во внутренних двориках цвели деревья и разнообразные цветы, люди никуда не спешили… Наконец, уже в который раз начавшийся дождь загнал нас в машину, и мы направились в обратный путь.
На карте, на выезде из города были обозначены развалины римского поселения под названием Камени, которые мы решили найти. Изрядно покружив по проселочным дорогам, мы ничего не нашли, поэтому я пошел пытать местное население. Первым из немногочисленных аборигенов там проживающих, мне попался веселый мужик, который, когда я потыкал в карту пальцем, очень развеселился, и позвал нас к себе на участок (или как у них там это называется), как будто место раскопок было у него на огороде. Почти так и оказалось. К его дому была прислонена изрядная, похожая на могильную, плита с латинской надписью.
На мой вопрос, где же он ее… ммм… взял, он начал нам что-то очень быстро объяснять по-сербски, указывая рукой куда-то вперед. Мы поехали в указанном направлении, и несколько раз нам казалось, что вот они, развалины…но нет, это были не они, и это опять не они. Изрядно разозлившись на бестолковых римлян, которые не могли оставить нормальный указатель для туристов, я опять пошел в народ. На этот раз это была древняя бабуля, которая абсолютно не понимала, о чем я ее спрашивал, а что написано на карте, она разобрать не могла. Тем не менее, она продолжала держать меня за рукав, что-то беспрестанно мне объясняя. Пообщавшись таким манером минут десять, она меня куда-то повела. По дороге мы выяснили, что я приехал из России, после чего бабуля заулыбалась еще сильнее. Пока я свыкался с давно забытой ролью хорошего пионера, переводящего бабушек через дорогу, мы подошли к чьему-то дому, где… о чудо!!!… жил чуть-чуть говорящий по-английски мальчик. Однако чудо было неполным, так как его знаний не хватило, что бы объяснить мне интересующий меня вопрос. Поблагодарив его, и попросив сказать «спасибо» бабушке, мы плюнули на эти развалины, и поехали домой. В смысле, в Жабляк. Но просто ехать нам не интересно, поэтому, увидев неподалеку от дороги живописно расположенную на высоком холме церковь, мы не задумываясь поворотили колеса в ее сторону.
При ближайшем рассмотрении церковь оказалась храмом святого пророка Ильи.
Серые каменные стены шикарно смотрелись на фоне серых туч, а от храма открывалась фантастическая панорама на долину.
День третий. Два озера.
С утра погода опять была невеселая, что отнюдь не помешало нам предпринять небольшую пешую экскурсию к двум озерам — Черному и Змеиному. На первом озере мы уже были в прошлом году, но опять-таки совсем недолго, так как мы пытались покорить Ледяную пещеру, о чем я уже рассказывал. Поэтому в этот раз мы не торопясь обошли озеро вокруг, благо там проходит очень цивилизованная тропинка, да и само озеро, с отражающимися в воде соснами и черно-белыми горами было великолепно.
Неспешная прогулка вокруг озера заняла часа три с половиной.
Ближе к концу маршрута начался дождь, поэтому было решено переждать его дома, а потом уже идти на второе озеро.
После пары чашек чая-пива дождь практически перестал, и мы с Ксю (Макс остался дома) упали в машину, и поехали ко входу в парк. Маршрут к Змеиному озеру начинается от Черного, и практически всю дорогу проходит вдоль Млинского ручья, шум которого оживляет темный и мрачный, высокоствольный сосновый лес.
Прозрачный ручеек весело журчал по лесу, периодически срываясь маленькими водопадами, а мы потихоньку брели между деревьями, поражаясь огромным, заросшим серо-зеленым лишайником соснам и по-мультяшному правильным ёлкам настолько зеленого цвета, что он казался неестественным. Озеро оказалось сказочным.
Огромные, темно-зеленые ели росли, казалось, прямо из воды, и отражались в озере, как в огромном зеленом зеркале. За лесом панораму обрамляла гряда заснеженных гор. Вода в озере была очень прозрачная и очень зеленая. И полная тишина, за исключением щебета птиц. Полное ощущение, что ты попал в старый фильм, которые в свое время нам показывала тетя Валя в " В Гостях у Сказки», только снятого с голливудским размахом. Мы бы ничуть не удивились, если бы из-за дерева вышла Баба-Яга, а на противоположном берегу заголосили бы кикиморы.
Через несколько минут, когда мы немного пришли в себя от этой красоты, мы решили обойти это озеро тоже, отчасти потому, что отсюда совершенно не хотелось уходить, отчасти, что бы проверить, не живут ли все-таки на другом берегу кикиморы. Не смотря на то, что на карте была указана тропинка, ведущая вокруг озера, этот маршрут отнюдь не напоминал практически безмятежный променад вокруг озера Черного.
В паре мест были реальные шансы проверить наличие в озере водяного, а в Жабляке травмпункта. Однако мало что может остановить нашу дурь и страсть к фотографированию, поэтому озеро было обойдено, и мы, под впечатлением побывавших в сказке детей направились обратно.
Эта экскурсия заняла всего около двух часов…