Подготовка.
Мальта выскочила совершенно случайно — как прыщик, вечером его еще не было, а утром — тут как тут. Для посещения на ноябрьские праздники мы с Ксю рассматривали несколько кандидатур — Прагу, Париж, Стамбул… Но в Париже в ноябре уже не жарко, а хотелось тепла, в Стамбуле мы были весной, а в Прагу на билеты был конский ценник. Мы ломали-ломали наши головы, пока вдруг непонятно откуда не взялась Мальта. Там мы еще не были, там должно быть тепло, и прямые билеты стоили тех же денег, что и в Прагу. В результате, без особых раздумий, мы взяли билеты на Air Malta — ноябрьские праздники обещали быть интересными.
Кроме того, что все едут на Мальту что бы учить английский, и что там жили мальтийские рыцари, я больше ничего о ней не знал. Дабы ликвидировать пробелы в образовании, был куплен и прочитан путеводитель, равно как и ряд отчетов, размещенных на нашем и прочих сайтах. В голове начала складываться картинка, пока еще не очень ясная, но уже лучше, чем ничего. Для осмотра острова было решено воспользоваться Hop on — Hop off автобусами (в дальнейшем — хопоны), маршруты которых, судя по отзывам, включают в себя посещение основных мальтийских достопримечательностей. При этом, мы ни разу в жизни на таких автобусах не ездили — как бы странно это не казалось.
Местом жительства, недолго думая, была выбрана Слима — и от столицы близко, и автобусы туда из аэропорта идут, и хопоны там останавливаются. На букинге, по спецпредложению, был забронирован номер в отеле — всего 63 евро за три ночи с завтраком — какая-то неимоверная халява!
Ближе к вылету, по своей порочной практике (если верить отзывам в сети), Air Malta попыталась нас обломать. Вежливый мужской голос с приятным акцентом позвонил мне на сотовый, и, греша на сбой в компьютере, рассказал, что на наш рейс произошел овербукинг. Мол, если я не против, то я могу вылететь на четыре дня раньше или позже (плюс 500 евро компенсации), или лететь через Вену в тот же день, теряя весь этот день (плюс 500 евро компенсации), или вообще никуда не лететь (лишь 500 евро компенсации). Я его так же вежливо выслушал, и так же вежливо послал, сказав, что 500 евро мне, конечно, не помешают, но не такой ценой. Хорошо, согласился вежливый голос, не волнуйтесь, вы улетите этим рейсом, я же буду обзванивать дальше…
Словом, перед вылетом стоило напрячься — я как-то попал на овербукинг, и, не смотря на халявную ночевку в Марриоте в пражском аэропорту и позже полученную компенсацию, не могу сказать, что мне это сильно понравилось. В ночь перед вылетом (он был в районе 4 утра), я полез на их сайт с целью зарегистрироваться он-лайн… Фиг там! Просидев на холодной кухне минут сорок, я так и не смог воспользоваться этой функцией… Как и в течении всего следующего дня. В результате, мы с Ксю рванули в Домодедово пораньше — лучше уж посидеть там, чем не улететь вообще. Стойка регистрации порадовала — за полчаса до начала регистрации (плюс рейс перенесли на сорок минут), у стоек уже стояло где-то две трети самолета. Видимо, мужской голос обзвонил всех.
Как бы то ни было, потолкавшись в очереди, мы получили долгожданные посадочные, и даже рейс больше не задерживали. Четыре часа мучений (я не могу спать в самолете) — и вот, в иллюминаторы видно синее море и желтые скалы, из этого моря торчащие — под крылом была Мальта.
Изначально мы рассчитывали ехать в Слиму на автобусе — маршрут Х2 идет прямо до нашего отеля. Однако пока я курил и пытался понять, где тут останавливаются автобусы (на самом деле ровно напротив выхода из аэропорта), к нам подскочил какой-то мужик, буквально насильно затолкал нас в минивен, и повез в город. Бессонная ночь не дала мне возможности выяснить сумму, за которую мы с таким комфортом едем — мужик отвиливал, я тупил, Ксю тоже ничего не понимала. Когда всего через 20 минут мы остановились у нашего отеля, я дал ему двадцатку (мельче не было), он сказал «спасибо», и отвернулся, так что ничего, кроме как расслабиться, нам уже не оставалось. Потом оказалось, что это был не такой уж и плохой вариант — автобус стоит всего полтора евро, но едет он по этому маршруту больше часа, постоянно куда-то заезжая и разворачиваясь — тут еще вопрос, что лучше — дешевле, или быстрее.
Итого, в отеле мы были около 8 утра.
Поднявшись на ресепшен (он расположен на втором этаже, на первом — ресторан с русским меню), мы показали распечатку из букинга, и, не поверите, нас заселили! Номер был свободный и убранный, так что никаких препятствий к этому не было. Это, как понимаете, куда как удобнее, чем оставлять вещи, а потом возвращаться в отель посередине дня, что бы хотя бы переодеться. Итого, в нашем распоряжении были полные четыре дня — и много, и мало одновременно.
День первый. North tour.
Итак, мы кинули лишние шмотки, расчехлили фотоаппараты, и вышли на набережную, которая была ровно через дорогу от нашего жилища. Дабы немного прийти в себя, мы пофотографировали бурное море сапфирового цвета, разбивающееся о камни на мелкие сверкающие бриллианты — светило солнце и было тепло, но ветер был сильный, и не сказать, что жаркий.
Пока мы снимали, стараясь не попасть под брызги вовсю орошающие набережную, к нам незаметно подкрался мужичок с брошюркой хопонов.
-Ага, свежие, никем еще не окученные туристы! — кинулся он к нам…
Да нет, все было очень прилично, особенно если учесть, что мы и собирались этими автобусами пользоваться. Мужичок грузанул нас информацией и ценами, одарил брошюрами, и мы, сказав ему чистую правду — что нам надо переварить и подумать, и мы вернемся к нему через полчаса, пошли перекусить в кафешку, стоящую неподалеку. Не забывайте, что у нас была совершенно бессонная ночь, и к принятию моментальных решений мы готовы не были.
По основным достопримечательностям островов (Мальта и Гоцо), курсируют три маршрута хопонов. Синий (северный тур) и красный (южный тур) по Мальте, и зеленый — по Гоцо. На протяжении своего маршрута они останавливаются в большинстве интересных мест, что очень хорошо подходит для ознакомления с островами. В результате мы воспользовались всеми тремя, и в этом рассказе я попытаюсь описать, что можно, а что не можно посетить и увидеть за три дня.
Если просто брать билеты на автобус у водителя, то он будет стоить 17 евро по Мальте, и 26 по Гоцо, с учетом трансфера до парома, но без стоимости самого парома. Итого, 60 евро с носа за три маршрута.
Когда мы, позавтракав, вернулись к тому же мужичку, он, узнав, что мы русские, отвел нас к своей жене (у них семейный подряд), которая по его словам, говорила по-русски. Она оказалась крайне приятной женщиной, даже не смотря на то, что общались мы с ней все-таки по-английски. Словом, мы с ней сбили все маршруты — при этом она сказала, что сегодня лучше ехать по северному маршруту, завтра по южному (так как по воскресениям работает рынок в Марсашлокке), потом на Гоцо, и в крайний день — Валлетта и круиз на кораблике по гавани. Если мы будем брать все сразу, то по Мальте тур будет стоить 15 евро, на Гоцо — 23 и круиз — 10 евро вместо стандартных 13-ти. Итого, экономия получалась 18 евро на двоих — поездка на такси из аэропорта. Однако платить сразу почти 130 евро было немного стремно, и мы с ней договорились, что сейчас мы берем северный маршрут за 15 евро, завтра приходим к ней за южным и т. д. Такой вариант тоже прокатил, она нам выписала ваучер на автобус (30 за двоих), а тут и автобус подошел. Интересный момент — ваучер надо отдать водителю, он пробивает чек (на 34 евро!!!), и потом, по этому чеку, можно садиться в любой автобус соответствующего маршрута. Да, там есть две компании, ездящие друг за другом по одним и тем же маршрутам — одна Malta Sightseeing, а вторая — Sightseeing Malta — главное их не перепутать, потому что билеты на них разные, и надо пользоваться только своей компанией. Впрочем, водитель на входе всегда готов тебя вежливо завернуть, если ты лезешь не в свой автобус.
Автобус нашей компании.
Hop on, поехали! Синий северный маршрут автобус объезжает примерно за три часа и делает около 15 остановок.
Из интересного (на мой взгляд) там было: Сады Сан-Антонио, стекольная фабрика плюс некая Crafts Village, Мдина вместе с Рабатом, пляж Golden Bay, ну и что еще попадется по дороге. Все автобусы проезжают через Валлетту и Флориану, но мы там не выходили, так как собирались эти места посетить отдельно.
Памятник независимости в Валлетте.
Круизный порт в Валлетте.
Итак, после нескольких остановок, мы вышли в первом месте — Садах Сан-Антонио.
Сады, как и все на Мальте, представляют собой относительно небольшую территорию, засаженную разнообразными растениями — от огромных араукарий до мелкого яркого перца чили, с проложенными между ними дорожками и минимум тремя прудами с фонтанами, черепахами и утками-лебедями.
Цветет Хоризия великолепная.
Собственно, это не столько сад, сколько ботанический парк. Сад был разбит Великим Магистром Антуаном де Полем в 1623–36 годах вокруг его летней резиденции — дворца Сан Антон. На протяжении двух с половиной веков, с 1802 по 1964 года, дворец был официальной резиденцией Британского губернатора, а сегодня он — резиденция президента Мальты. Часть территории сада прилегающей к дворцу закрыта для посещения, сам дворец (кроме часовни) тоже, но, тем не менее, по его территории можно походить.
Посещение сада бесплатно. Осмотр сада и дворца занял у нас около часа, после чего мы вернулись на остановку в ожидании следующего автобуса, которые по этому маршруту ходят каждые полчаса. Вернее, должны ходить, зачастую они задерживаются, но могут и раньше приехать.
Мы дождались задержавшийся минут на 15 автобус, и доехали на нем до следующей остановки, которая называется Mdina Glass/Ta"Qali Crafts Village. В этом месте можно посетить (а можно и не посещать) знаменитую фабрику стекла — понаблюдать за процессом производства стеклянных изделий, и закупиться уже готовыми изделиями на любой вкус, размер и кошелек.
Фабрика расположена в бывшем самолетном ангаре, а сама территория — это старый британский аэропорт. Выставочный зал при фабрике производит впечатление — изделия действительно очень красивые, но и цена на них не сказать, что низкая. Лично я с удовольствием посмотрел на разноцветные стекляшки.
После того, как я с трудом вытащил Ксю из магазина (не подумайте плохого, она только фотографировала), мы пошли искать эту крафтс вилладж. Невнятные стрелки никак не могли направить нас в нужную сторону, в конце концов мы вышли к очередным ангарам — все они, кроме одного, были закрыты. По идее, там должны быть магазины с продукцией народных мальтийских промыслов — кружева, ювелирка, и прочее такое, при этом, все эти бирюльки при вас должны и делаться, дабы туристы могли насладиться процессом их производства. В единственном открытом ангаре оказавшемся ювелирной «фабрикой», нас встретил приветливый мужчина, предложивший показать, как он делает кружевные украшения из серебра. Мы отказались, так как маловероятно, что потом удалось бы отказаться от покупки, да и времени особо не было.
Так или иначе, мы вернулись к остановке, и шатались вокруг в ожидании автобуса — там разбит какой-то толи парк, толи сад.
Естественно, что автобус приехал именно в тот момент, когда мы не смотрели в его сторону, и мне лишь удалось увидеть, как он выезжает со стоянки. Сказав пару нелестных слов в отношении их пунктуальности, мы вернулись на остановку, взяли в соседней палатке холодного пивка, и уже никуда не отходя, дождались следующего автобуса. В результате, мы провели в этом месте порядка полутора часов.
Следующим нашим пунктом была огромная церковь-ротонда в городе Моста.
Итак, ротонда строилась 27 лет, и была закончена в 1860-х годах. За образец французский архитектор де Вассе взял римский Пантеон. Ротонда Успения Богородицы — самая большая мальтийская церковь, а ее купол (37 метров в диаметре) — третий по величине в Европе, и девятый в мире.
Ротонда Успения Богородицы.
Говорят, что она очень красива внутри — к сожалению, нам в этом убедиться не удалось, так как с 12 до 15 она закрыта, а мы там были как раз в это время. Однако получаса хватило, что бы ее сфотографировать, и вот мы уже стоим в ожидании очередного автобуса.
Следующая остановка была в городе Мдина.
Главные ворота города.
Бывшая столица острова, город с более чем четырехтысячелетней историей, заслуживает гораздо большего времени, чем нам удалось на него выделить.
Собор Святого Петра и Павла.
Он небольшой, но битком набит различными церквями, дворцами и прочими достопримечательностями. С бастиона открывается шикарный вид на остров, узенькие, пропитанные древностью улочки, как будто говорят — пройди по мне…
По нашим ощущениям, провести там полдня было бы в самый раз.
Нам досталось всего два часа.
Дверные колотушки — визитная карточка Мдины.
Через дорогу от Мдины стоит менее интересный город Рабат — туда мы только заскочили буквально на десять минут до ближайшей церкви — время, время, время…
Церковь Святого Франциска.
В районе четырех часов мы приехали в последнее место, которое мы планировали (читай — успевали) сегодня посетить — пляж Golden Bay.
В лучах заката он полностью оправдывал свое название… Шикарный песчаный (что на Мальте редкость), огромный пляж смотрел точно на закат. На него вела небольшая лестница, охраняемая огромными цветками агавы — настоящие пальмы!
Мы спустились вниз, с завистью глядя на людей, ловящих последние солнечные лучи на пляже, и поедающих всякие вкусности в местном ресторане.
Ни на то, ни на другое времени уже не оставалось — нам нужно было не упустить последний автобус, останавливающийся тут в пять вечера. Мы не спеша поснимали красивый закат, и уставшие, поплелись вверх по лестнице к остановке.
Автобус пришел вовремя, и час спустя мы вернулись в Слиму. Что можно сказать по итогам дня. Сады — отлично, времени не жалко. Время, потраченное на фабрику стекла можно было бы запросто отдать Мдине или пляжу. Ротонда в Мосте — маст хэв! Мдина — обязательно, и чем дольше, тем лучше. Golden Bay — минимум посмотреть, максимум — зависнуть хоть на целый день!
Итого, из 15 мест, где останавливается автобус, мы посетили 5 — всего треть, и то, что бы насладиться и прочувствовать их времени было мало.
Выйдя из автобуса в Слиме, мы закинули в номер ненужные вечером вещи, и пошли искать место, чтобы поужинать. В пределах досягаемости таких мест было немало, в результате мы остановились на одном из них, где, под местное пиво, приняли тарелку мидий и кролика по-мальтийски.
Эх, какая же вкусная там еда! Вернувшись в номер, нам лишь хватило сил, чтобы поставить на завтра будильник, и рухнуть в кровать, а не мимо. Бессонная ночь дала о себе знать.