Заметка-маршрут.
08.11.2012 — перелет
Вылет из Домодедово, Сибирью, со стыком аж восемь часов с лишним в Мадриде, из-за чего принял решение прогуляться по столице Испании, после чего пересадка на рейс Иберии с промежуточной посадкой в Гран Канарии, где вышло почти все население самолета, а остались только наша группа да мавры. Аэропорт в Нуакшоте мелкий и дикий, таможню и паспортный контроль за нас прошла принимающая сторона, а на ленту багажа выстроилась огромная толпа, на три четверти состоящая из местных носильщиков, пытавшихся навязать свои услуги и лишь на четверть — собственники багажа. В результате битвы за багаж алчность первых проиграла, и нас повезли в отель, который оказался достаточно культурным и европейски качественным. Первое впечатление от ночной поездки после суточной дороги — чистенько. С этой мыслью и заснул.
09.11.2012 — рывок на северо-восток
Но поспать долго не позволили, ибо в восемь — очень хороший плотный завтрак с мясом, за который с нас вначале попытались снять денег, но пришел гид и все отменил :)
В первую очередь поехали менять европейско-американскую валюту на местную, за 50 европейских рублей дали почти двадцать тысяч местных угий (угия — производная от местного названия "монета"), и покинули гостеприимную столицу.
Акжужт
Почти сразу по выезду из города начались белые и оранжевые дюны,Парковка в пустыне
правда, невысокие, но через первую сотню километров пейзаж стал плоским, зато весьма колоритным.Дороги прекрасные, хоть и сооружены, думаю, полсотни лет назад, не менее. Наши круизеры достаточно резво набирали сотню, тем более, что поворотов весьма мало, а по бокам дороги чередовались стада овец, коз, а то и красивых флегматичных дромадеров, особенно колоритно смотрятся, конечно, белые экземпляры. Из местных жилищ попадались хижины в виде сараев, а также шатры — последнее, кажется, более престижное : ) А между ними лениво перемещались местные аборигены — и если вид женщины примерно соответствует общепринятому типу восточной женщины , то у мужиков вместо обычной арабской рубахи — прикольный халат без рукавов, напоминающий накинутую плотную прямоугольную простыню с прорезью для головы с соединенными внизу карманами; на уровне нижней части груди — большой карман, отвороты расшиты узорами.
Незаметно уровень поднимался, и, проезжая Акжужт и посмотрев на альтиметр, обнаружил, что с отметки на уровне моря поднялись до полутора сотен метров, но прохладнее от этого не стало. Полдень здесь настоящий, то есть тень от саксаулов находилась аккурат под ними, а горизонт постепенно погрузился в дымку, да и небо потеряло последние остатки синевы. Иногда вдали казалось, что находится озеро, и даже понимая, что это обман зрения, марево, невозможно избавиться от ощущения колышущейся воды.
Это не вода, это мираж:)
Время от времени попадались каменистые поля, вскоре замаячили первые признаки гор в виде пары больших груд щебня. Регулярно нас останавливали на полицейских пунктах — впрочем, там тормозили всех проезжающих, и никаких проблем нам не создали.
Неожиданно оказалось, что въехали в долину, по которой протекало несколько ручьев и обрамленную высокими обветрившимися столовыми горами, и кое-где наметилось подобие серпантина. И тут мы приехали в городишко Атар, где с удовольствием пообедали жареной курицей с картошкой, а также соками — вкусными но, к сожалению, не местными; и отбились от настойчивого маркетинга местных жителей, по виду похожих на сильно загоревших арабов.
Но задерживаться было некогда, поэтому прибавили скорости и покинули сие гостеприимное место, и через час езды по грунтовой дороге добрались до настоящего серпантина, с помощью которого забрались на столовые горы до высоты в 800 метров над уровнем моря вдоль красивейшего каменистого ущелья.
А спустя еще пару часов добрались до конечной на сегодня точке нашего маршрута — городишка Шингетти. Ну как — добрались... Проехали его насквозь по пустыне и забрались с разбегу на довольно-таки высокие дюны , и сразу стало понятно, почему мы так быстро гнали: через десять минут состоялся симпатичный, хоть и смазанный дымкой, закат солнца над Шингетти, который наблюдали как раз с вершины дюны. Дюны, конечно, не такие, как в Соссусвлее , но очень гармонично дополнили ощущения от сегодняшнего скоростного дня, а сидеть на краю дюны и ощущать массаж мелким, но быстро летящим песком, особенно приятно. И — дюны, насколько хватает взгляда...
Через неопределенное время погнали опять в Шингетти, где заселились в неплохой мотель, в каждой из жилых комнат которого более половины площади занимала кровать, а общие души неожиданно порадовали чистотой и ухоженностью.
Ужин состоял из вкусного овощного супа, кускуса с мясным и овощным соусом, прелестного одноцветного фруктового салата (бананы, апельсин, яблоко и зеленый виноград были по цвету практически неотличимы друг от друга), а также мятного чая, который хозяйка мотеля — пожилая француженка, нам приготовила.
После душевной беседы снова почувствовали непреодолимое желание компенсировать отсутствие сна, и после недолгого стояния на крыше и разглядывания ярких звезд африканского неба, а также практически горизонтально расположенного серпа луны (прямо как на флаге Мавритании) , разбрелись по комнатам баиньки.
10.11.2012 — Шингетти
Утро началось с муэдзина, который завел свою песню за полчаса до восхода. Учитывая, что количество душевных кабин меньше количества туристов, быстро принял душ и побежал на крышу наслаждаться восходом — и успел как раз вовремя — огромный оранжевый шар буквально через несколько минут показался над горизонтом, аккурат возле вышки сотовой связи.
Пробравшись сквозь живой заслон и закинув чемоданы, двинулись из нового Шингетти в Шингетти средний, основанный в 1264 году (первый, самый древний город основан в 777 году ), для чего пересекли вади , на котором дети уже начали игру в футбол.
Шингетти раскопан не так давно, славен своим минаретом , являющимся одним из символом Мавритании, а также тем фактом, что на протяжении длительного времени являлся центром образования не только Магриба, но и всего арабского мира благодаря огромной для того времени библиотеке и живым носителям знаний, причем не только мусульманской культуры, но и всех прочих естественных и философских наук. Сейчас даже носит городе имя седьмого голода ислама (после Мекки, Медины, Иерусалима, Каира, спорящих за пятое-шестое место Марракеша, Кайруана, Дамаска, Херэра и Багдада ).
Сейчас город слегка отреставрирован — до такой степени, чтобы, с одной стороны, его снова не занесло, а с другой — чтобы не казался новоделом и сохранилась старая энергетика, и действительно — украшенные старым красивым минаретом развалины создают приятный колорит, несмотря на разрушающиеся целыми метрами стены, торчащие балки, заметенные песком улицы (впрочем, вряд ли это можно назвать улицами — так, проулки между домами).
К встречавшим нас возле мотеля девушкам прибавились еще несколько, и с таким эскортом прогуливались по городу, окружавшему минарет, в течение часа , после чего культурная программа привела к библиотеке, в которой действительно хранились достаточно древние манускрипты, впрочем, немного старше 15 века, причем изрядно потрепанные термитами. Увлеченный своим делом библиотекарь с очень интеллигентным лицом проводил весьма занимательную экскурсию, причем не на арабском, а французском языке, демонстрировал, как учили писать и какие чернила использовали (для черных вполне достаточно было использовать всего лишь уголь, гуммиарабик да воду),и, надев перчатки, с благоговением открывал особо любимые книги. Как выяснилось, сам он происходит из племени марабу (не путать с марабу-чернокнижниками и птицами), которые как раз на протяжении многих веков аккумулировали знания. Кроме самой библиотеки, в здании есть музей со странными предметами быта местного населения, при этом продемонстрировали штыревой замок в точности как в Йеменском Хадрамауте ( Глиняные небоскребы), а с верхней площадки библиотеки можно было обозреть весь город.
Вторая часть — Мавританские пески. II. От барханов к океану
В заметке использованы фотоальбомы:
Дыхание Великой Пустыни
Ворота в пески
Среди барханов
Заметенный песками
На улицах Шингетти
Мавританцы