В России мюридизм имеет определенно негативную окраску, ибо именно под этим лозунгом национально-освободительное движение на Кавказе предпринимало джихад против Российской империи в середине и второй половине девятнадцатого века. Точно так же, как и слово "шахид", то есть герой, приобрело у нас несколько негативную окраску. Тем не менее, изначально мюридизм — одно из направлений суфизма, путь познания, единения с Божеством. Состоит из нескольких ступеней, и народные массы довольствуются только первой — шариатом, то есть законом, соблюдением всех тонкостей Корана. Тот же, кто выбирает для себя путь суфия, достигает второй ступени, тариката, отрешению от всего сущего — от воли, от страстей, от своего "я". Продолжая сей нелегкий путь, если послушник (или мюрид) путем размышлений, медитаций, погружения в себя дойдет до мистического экстаза, то считается, что он достиг знания, маарифата. Но и это не последняя точка — продолжая отрешаться от всего земного и добиваясь в пределе единения с Богом, достигают истины, хакиката. В этом состоянии он стирает границы между бытием и небытием, но до этого доходят лишь немногие.
Одним из авторитетов суфизма в двадцатом веке стал шейх Амаду Бамба Мбеке, который мог оказаться вторым Махди, который утопил в крови Северный Судан, но предпочел бороться с "проклятыми колониалистами" мирным путем, с помощью неагрессивного ислама, толкованием Корана, написанием литературных произведений, и увлек за собой народные массы. Когда его депортировали вначале в Габон, а впоследствии — в Мавританию, его приключения обросли легендами, его даже видели попивающим чай в компании с Мухаммедом:) Параллельно с политической борьбой как раз достигал новых ступеней в суфизме, в какой-то мере он даже структурировал мюридизм, за что считается его лидером, а после его захоронения в Тубе этот священный суфийский город стал центром мюридизма, а в центре возведена просто великолепная мечеть.