В Египте в этом году были третий раз. Так складывалось последние годы, что отпуск выпадал на четвертый квартал, а поэтому бюджетный пляжный отдых выбирать было особенно не из чего. Синай отпугнул недавним взрывом в Табе, помноженным на смерть Арафата. Оставалась Африка, при прочих равных радующая на треть меньшей ценой. При этом желание сэкономить отнюдь не означало поражения в комфорте либо возможностях. Эль-Гуна и Сафага отпали ввиду недостаточной развитости инфраструктуры и отсутствия полноценных отелей, работающих по системе всё включено. Оставалась Хургада. Не просто знакомая, а хорошо изученная за прошлый приезд.
Сама гостиница не произвела какого либо впечатления, не вызвав при этом и негативных ассоциаций. По уровню сервиса не Турция однозначно. В общем было примерно всё то, что заявлено в описании на сайте оператора и его каталогах.
Накатавшись в прошлые годы по историческим памятникам колыбели цивилизации, в эту поездку мы решили потешить себя теми достопримечательностями, которые аборигены могут предложить непосредственно на красноморском курорте.
Как обычно при инструктаже гид раздал прайсы с развлечениями, предлагаемыми встречающей стороной московского туроператора. В прошлый приезд подобно Воробьянинову, большая часть соотечественников знакомясь с ценами восклицала «ОДНАКО!». В самом деле, автобусная поездка в Каир оценивалась в 65 $ с человека. Мы были вчетвером, с двумя детьми начального школьного возраста. Следовательно с учетом детских скидок к прайсу (1/2) следовало применять коэффициент 3. С одной стороны вроде для 10-ти часового переезда в комфортабельном автобусе, сравнительно сносного питания, услуг гида и т.п. по российским меркам не дорого. Только Египет это не Испания. Даже в супердорогой по местным меркам Хургаде водители маршруток охотно возят туристов за 1 фунт (4,5 рубля), а за литровый пакет сока в центре города не просят больше 4-х фунтов.
По предыдущим турам мы знали, что местным жителям вновь прибывший турист с не обгоревшим лицом виден издалека и очень привлекателен для развода в роли лоха. Особенно когда он черпнул информацию о месте отдыха только из памятки туроператора сидя в самолете. Пользуясь этим гид, на правах по сути единственного русскоговорящего местного знакомого, начинает дуть приезжему в уши про свою исключительную ответственность за него. Рассказываются страшные сказки про местные экскурсионные бюро, и нахваливаются собственные яко бы сертифицированно-лицензированные развлечения. С планирующих съездить куда либо самостоятельно на полном серьезе требуются расписки, что оператор на это время за их безопасность не отвечает.
В первый же вечер мы пребывания решили пройтись по Шератон Стрит (водителю маршрутки достаточно назвать ориентир Саккала, Банк Томас Кук), прицениться к сувенирам, да купить фруктов, отсутствующих в меню отеля (кишту и клубники, а она здесь отменно сладкая, ничего общего не имеющая с продаваемой в Москве перуанской картошкой). Местные торговцы крайне приставучи. Они идут на всяки ухищрения, лишь бы затащить прохожего в лавку. При этом безошибочно определяют нацию жертвы, начиная лапотать на её языке. Нагулявшись по Саккале, от нечего делать, мы зашли в попавшееся по пути экскурсионное бюро. Раньше, слепо веря гиду мы этого не делали. Привлекли собственно надписи по-русски. Приценились. Прайс гида оказался почти вдвое дороже и существенно менее разнообразный. Разговорились, интересуясь качеством экскурсий, имея собственный опыт поездки в Каир.
Оказалось экскурсии те же. Все автобусы в Хургаде сбиваются в караван и выезжают в одно время под одним конвоем. Полиция попросту не выпустит из города одиночную машину. Сами экскурсии проводятся по одному сценарию. Главное выбрать автобус с русским (а не говорящим по-русски) гидом, иначе ответа на возникшие вопросы получить будет проблематично. Большая часть арабов попросту заучивает тексты наизусть, но подобно попугаям не понимает сути рассказываемого и не способны к диалогу. То же с другими экскурсиями. Яхты, лодки с прозрачным дном, квадроциклы, джипы, катамаран, подводная лодка, аквапарк – всё имеет весьма умеренную цену у владельцев инвентаря. Но не зная языка найти их и затем самостоятельно договориться достаточно проблематично. Городские экскурсионные бюро делают наценку, беря на себя всю организацию и трансферт в оба конца. Гиды, пользуясь своей приближенностью к туристам, откровенно наглеют, выкатывая им за тоже запредельные цены, откровенно спекулируя яко бы особой опекой и ответственностью.
Заинтересовавшись вопросом и в связи с сильно ветреной погодой, на следующие утро, мы после завтрака вновь прошлись по новому центру города. Учитывая, что в этот раз нам хотелось опробовать всё местные развлечения, решили найти наиболее интересное предложение, отсортировав их соотношению цены и качества.
Результат оказался следующим. В Хургаде (Саккала) примерно 20 офисов экскурсионных бюро. Это те, которые нам удалось самим разглядеть вдоль дороги или куда нас затащили зазывалы. Цены практически идентичны, перечень предложений тоже. Общий недостаток, очень слабое знание менеджерами русского языка и отсутствие фотоальбомов с предлагаемыми продуктами. Видеодемонстраций нет ни у кого. Практически все требуют предоплату в обмен на сомнительного вида квитанции. Кстати оплатив своему гиду в отеле стоимость экскурсии, вернуть деньги обратно почти не реально. При нас семейство, за три дня пыталась из-за болезни ребенка отказаться от поездки в Луксор (150 $ на троих). Гид сдался только после вызова в отель офицера туристической полиции и звонка отца семейства в Москву в представительство своего оператора. Скандал бушевал два дня.
На ряду с этим приятно поразило одно из найденных нами агентств. Что бы не делать рекламы, желающим сообщу его координаты по запросу на e-mail. Расположено оно рядом с Макдональдом, что удобно для объяснений с водителем людям впервые оказавшимся в Хургаде. Маленькая комнатка. Четыре стола, на каждом флаг. Ближайший к двери российский. За столом замоталка (арабка замотанная в платок). Не бегло, но свободно говорит по-русски. На стенгазете напротив приклеены фото с реальных экскурсий. На них конкретные автобусы, яхты, джипы, квадроциклы, а не как у большинства типографские плакаты. Прайс написан от руки в общей тетрадке. Цены явно щадящие, по большинству позиций ровно вполовину ниже прайса отеля. Через некоторое время появляется второй менеджер, мужик лет 50-ти, явно из России. Языкового барьера нет вовсе. Настораживает, что разговаривать он выводит на улицу, где объясняет, что не хочет посвящать в детали немецкого менеджера, понимающего по-русски. Но манера общаться располагает к собеседнику. Он подчеркнуто не навязывается, предпочитая рассказывать и объяснять.
Понимая, что цены ниже уже не будут, оговаривает детали. Слова «нет» не слышу вообще. Мне расписываются с точностью до минуты маршруты. Показываются фото яхты и автобуса, которые снимаю на цифровой аппарат. Оговаривается, что оплата будет производиться экскурсоводу в начале экскурсии уже в автобусе. По сотовому телефону дают поговорить с русской женщиной-гидом, которая будет вести экскурсию в Луксор. Никаких авансов с нашей стороны. Только устная договоренность. Будет автобус, не тот, что на флешке камеры, в Луксор можем ничего не объясняя (и не теряя) не ехать. Аналогично с яхтой. При чем экскурсия на яхте построена на поездке в соседнюю Эль-Гуну, с остановками на рыбалку и купание на коралловых островах (у гида отеля такой нет). Но это планируем через 3-4 дня.
В качестве пробного шара заказываем на завтра утреннее катание на квадроциклах. В назначенное время на ресепшене нас забирают арабы на маршрутке и посадив за аэропортом на квадроциклы, сопровождают в бедуинскую деревню. Поскольку другая компания не поехала, мы едем ОДНИ, в смысле других туристов нет. Глотать пыль (обычно по вечерам смотреть закат солнца собирается по 30 – 50 человек) не за кем не нужно. На сафари мы уже ездили в прошлом году, по-этому двухчасовая байка в исполнении экскурсовода про бедуинов и дегустация каркаде из не мытых стаканов нам до лампочки. Инструктора арабы были вынуждены с нами все три часа кататься по окрестностям, поскольку по 25 $ за двойной квадроцикл было уплачено за утреннее 3-х часовое катание. Где в Москве Вы за 700 рублей больше 10 минут покатаетесь даже на карте? Но за жадность пришлось платить на следующий день отбитыми о руль ладонями. На удивление, наши задницы стиральную доску пустыни перенесли легко. Кстати в бедуинской деревне встретили соотечественников, взявших тур у гида по 35 $ и обслуживаемых другой бригадой арабов. Очень порадовало найденное по дороге единственное дерево. Листьев на нем не было, зато вокруг было всё красно от саранчи, до этого нами в живую не виденной. Пользуясь отсутствием попутчиков, остановились и подробно рассмотрели. Что удивительно, в паре километров дальше, посредине деревни разбит палисадник. Так там ни одного кузнечика почему то нет.
Вернувшись в отель, по телефону подтвердили менеджеру поездку в Луксор. У гида на этот день Луксор заказать просто нельзя, поскольку автобус был занят трансфертом в аэропорт. В бюро пожалуйста ежедневно. Сухой паёк из отеля нам не дали, но «сворованных» из шведской столовой булок хватило. Дорога почти вся прошла во сне, а в Луксоре вполне прилично покормили обедом. 48-ми местный автобус вез 52 человека. Туалет, телевизор, кондиционер, всё функционировало. Затраты составили 30 $ на взрослого и 15$ для детей, против 60 $ и 30 $ у гида. Дополнительно по 5 $ ушли за поездку на банановый остров, так же отдельно платили за катание по Нилу. Выехали в 5 утра, вернулись в 23 часа.
Заняв на другой день с утра семейству топчаны на пляже, от нечего делать спозаранку один прокатился в Хургадский порт. Для горожанина познавательно. Стоящие на стапелях яхты. Возвращающиеся на шаландах рыбаки. Тут же оптовый рыбный базар. Обилие, формы, цвета и размеры рыб впечатляют не меньше чем сюжеты по телевизору, но с поправкой на запах. «В лицо» узнал пожалуй только дорадо. Правда на прилавке в «Метро» экземпляров такого размера я не видел. Рыбаки штопают сети сидя в баркасах. Колоритно. Разговорился с экипажем стоящей у причала лодки с прозрачным дно. За два часа катания запросили по 25 фунтов (114 руб./4 $) с персоны. В экскурсионном бюро хотят по 7 $ с взрослого. У гида отеля таких лодок в прайсе нет. В целом экскурсия понравилась. Показали даже останки самолета на дне. Минут на 30 вставали на якорь для купания над этим местом. Так же как и на квадроциклах кроме нас и двух арабов в лодке никого не было. За 12 $ (340 руб.) на четверых + по 2 фунта за маршрутку, более чем роскошно. Моё семейство укачавшись и покормив свежесъеденным обедом рыб от яхты до Эль-Гуны отказалось.
Посидев пару дней в отеле, познакомился с соотечественниками. 90% из них не выезжали в город сами, но многие хотят порыбачить на море. Учитывая отсутствие рыбалки в прайсе гида, без труд нахожу десяток желающих в складчину нанять яхту. В экскурсионном бюро удовольствие стоит 250 $ с 10 утра до захода солнца. Обед входит в цену. В 9-00 от отеля нас забирает маршрутка и привозит на яхту. Там расплачиваемся и грузимся. Главная непростительная ошибка, не запаслись пивом. В городе в ресторанах оно стоит 5 - 6 фунтов. Мужики с ходу «после вчерашнего» ещё у пирса берут у команды по 25 фунтов за бутылку и в дальнейшем цену сбить уже не возможно. Пришлось вспомнить особенности национальной рыбалки и пить прихваченные виски с водкой. Экипаж, учитывая халявное угощение охотно садился на хвост, при вопросе «муслим?», отвечая «христ». Правда крестов ни на одном из них замечено не было. В результате улов не потряс своим обилием или размером, но многочисленные разноцветные фото на память остались у всех. Обед на яхте состоял из жареной рыбы (явно не нами пойманной), рыбных котлет, риса, лаваша, овощей, колы и минералки. Напитки на удивление оказались бесплатными, видимо потому, что команде за обедом хорошо накатили выпить. Уже в порту наш капитан швартуясь кормой, протаранил соседнюю посудину, чем нас немало позабавил.
Здесь позволю себе лирическое отступление. Перед посадкой на яхту всем алчущим купания выдают ласты и маски. Это входит в стоимость катания на яхте. Получивших фиксируют в тетради, заставляя написать название отеля, номер комнаты, фамилию и расписаться. Срабатывает эффект неожиданности и все обычно пишут правду. Инвентарь очень сильно изношен, маски часто рвутся, дешевые ласты ломаются. В прошлом году сестра на коралловых островах сломала ласту. Арабы не выпускали её с пирса до тех пор пока не заплатила 10 $ (в городе новые стоили 8 $). Памятуя рассказ сестры, я предупредил своих попутчиков, что бы писали вымышленные имена и номера комнат. Особо совестливым рекомендую в подобной ситуации заявлять отсутствие наличных, и предлагать расплатиться в отеле, купленными по дороге ластами. Полиции бояться не стоит, поскольку отсутствие с собой денег ещё не преступление.
Я немного расслабился при заказе яхты, не оговорив возвращение до отеля после рыбалки. Начали было прикидывать сколько заплатить за маршрутку. Но после схода на пирс и сдачи ласт, нас собрал в кучу незнакомый араб, узнав название нашего отеля, вывел с причала на дорогу, остановил маршрутку и … заплатил водителю за нашу обратную дорогу.
Ещё мы семейством посетили аквапарк «Титаник», шоу 1001 ночь, прокатились на катамаране с подводной палубой, съездили в заповедник. На круг на 4-х (2 взрослых, 2 ребенка) экономия на разнице цен составила около 300 $. Всем кому будет интересно, могу дать точные координаты экскурсионного бюро, которым пользовались. Остальным, для кого сотня грин имеет значения, советую сначала сравнить цены в городских бюро с прайсом гида туроператора и только потом определяться с экскурсиями. И не нужно верить сказкам про особую ответственность гида. Арабы по натуре своей жулики. Никаких денег вперед им давать нельзя, верить на слово тоже.
В заключении позволю себе о тех распространенных способах мошенничества, с которыми довелось столкнуться и нам тоже. Правда, зная о них заранее, мы не попались на трюк.
То, что бакшиш просят в Египте везде и за всё, общеизвестно. Достаточно просто не спешить лезть в кошелек. Фраза про «дохлого осла уши» в большинстве случаев гораздо более уместна, нежели долларовая купюра. Я не призываю отменить практику чаевых официантам, носильщика или горничным, но скажем от оплаты выкупа за собственный багаж при его получении в аэропорту стоит воздержаться.
Все справочники по Египту пестрят предупреждением о необходимости договариваться о цене проезда до посадки в маршрутку или такси. Однако если Вас везут одних, водитель не применет сунуть Вам в руки несколько купюр. Там будет ровна та сумма, которая положена в качестве сдачи от стоимости проезда, если бы Вы платили 50-ти фунтовой банкнотой. Сделано это будет под предлогом разменять Вам полтинник. Стоит Вам согласиться, готовьтесь к следующему. Машина остановится как только купюра окажется у водителя. Произойдет это скорее всего в переулке. Ловкость рук и красные 50 фунтов превратятся в зеленые 50 пиастров. Дальше последует обычное представление, разыгрываемое шулерами. Мораль, садясь в маршрутку лучше иметь проездные деньги без сдачи.
Более редко, но с гораздо более существенными последствиями можно вляпаться оставив в залог паспорт. Ювелирные магазины и кожаные салоны предлагают забрать понравившуюся вещь, в обмен на паспорт. Правда получить его обратно по цене полученной вещи будет не возможно. Арабы стрясут с несчастного всё, пользуясь невозможностью покинуть страну без паспорта.
Будут вопросы, пишите [email protected]