Дрезден появился в моих планах совершенно случайно – оказалось, туда можно съездить на экскурсию из Праги. Поехала скорее из любопытства, чем с какой-то конкретной целью. Дорога из Праги занимает чуть больше двух часов и проходит в основном по долине реки Лабе – в Германии она называется Эльба. Мы едем на север, и как только выезжаем из чешской столицы, пейзаж резко меняется – на горизонте вырастают холмы и невысокие горы, подёрнутые синеватой дымкой.
Дрезден встречает нас пасмурным небом – видимо, поэтому в городе, где хранится одна из лучших коллекций европейской живописи, глазу не хватает цвета. Трамваи и цветы – редкие яркие пятна на дрезденском полотне.
На первый взгляд Дрезден напоминает вовсе не Флоренцию-на-Эльбе, а большую стройплощадку – везде кипит работа, подъёмные краны торчат даже из-за дворцовых башен в Старом городе. Исторический центр – на 90 процентов восстановленный: в самом конце Второй мировой самолёты союзников разбомбили город практически до основания. Тогда пострадала и Прага: несколько бомб американские лётчики по ошибке сбросили в самом центре города, на Староместсткую ратушу – её южное крыло до сих пор напоминает об этой бомбардировке.
А большинство зданий в центре Дрездена восстанавливали во второй половине XX и уже в XXI веке. Все они сосредоточены на небольшом пространстве – Театральной площади (Theaterplatz).
Название площади дала знаменитая Саксонская опера Земпера. Говорят, акустика здесь даже лучше, чем в Ла Скала.
Кроме того, на Theaterplatz соседствуют два храма, построенные почти одновременно – протестанская церковь Фрауенкирхе с памятником Мартину Лютеру перед ним и Католическая придворная церковь. Фрауенкирхе была полностью разрушена во время бомбардировки Дрездена и открылась после реставрации относительно недавно – в 2005 году.
Фрауенкирхе – единственное светлое пятно на Театральной площади: для восстановления собора применяли тот же материал, из которого он был построен изначально – песчаник. Но при реставрации не пропали и потемневшие от времени фрагменты церкви XVIII века – их встроили в обновлённое здание.
Католический храм отремонтировали гораздо раньше, но в своё время он существовал в Дрездене на птичьих правах: тогда в Саксонии доминировало протестантство, и католикам были запрещены даже крестные ходы вокруг церкви, поэтому её опоясывают крытые галереи.
Одна из галерей соединяет церковь с Королевским дворцом – резиденцией саксонских курфюрстов и королей. Многих из них можно увидеть на мозаичном панно из мейсенского фарфора «Шествие князей» - оно украшает северо-восточную стену дворца.
За 700 с лишним лет дворец столько раз перестраивался в соответствии с веяниями моды, что сейчас с трудом воспринимается как единое целое. Внутренний двор расширялся, появлялись новые башни, арки, галереи. Сильнее всего преобразилась самая высокая башня замка – Сторожевая: до XVII века у неё не было ни купола, ни шпиля.
Ещё раньше, в XVI веке герцог Георг перестроил Эльбские ворота – сейчас они носят его имя, а своды ворот подпирают свирепые саксонские воины.
Георгиевские ворота выходят на набережную Эльбы – Брюльскую террасу, которую Гёте называл «балконом Европы».
Отсюда открывается вид на Эльбу и мост Августа Сильного – саксонского короля, при котором и было построено большинство зданий в центре Дрездена.
А если перейти через мост, то можно увидеть и самого короля Августа – в золоте. Кроме Саксонии, он управлял Литвой и Польшей, был союзником Петра I во время войны со шведами.
Августу Сильному саксонская столица обязана и своим главным сокровищем – картинной галереей «Старые мастера». Это крупнейшее европейское собрание живописи, расположенное в ещё одном дрезденском дворце – Цвингере.
Цвингер – это комплекс из нескольких зданий, барокко во всём его великолепии: скульптуры, фонтаны и даже фарфоровые колокольчики на фасаде одного из павильонов.
Картинная галерея занимает самое молодое здание Цвингера.
Итальянское, немецкое и голландское Возрождение, Рафаэль и Тициан, Вермеер и Брейгель, Веласкес и Рубенс… Самый знаменитый экспонат – «Сикстинская мадонна» Рафаэля. Фотографировать нельзя, да и не хочется – хочется просто смотреть. Уезжая из Дрездена, жалеешь только об одном: времени, отведенного на экскурсию, как всегда не хватает – только на «Старых мастеров» можно потратить не один день...