Среднее Поволжье, среднерусские степные пейзажи, самая обычная деревня – Липовка. Десяток километров от трассы Самара – Волгоград по разбитому асфальту, несколько улиц, яблони и вишни, коровы и козы.
Как говорится, ничто не предвещало. Поэтому когда из-за деревенских крыш в просвете веток вырастают стены средневекового замка, хочется протереть глаза или ущипнуть себя, чтобы видение развеялось. Но нет – чем ближе подъезжаешь, тем отчётливее становятся очертания, которые не оставляют сомнений: это вовсе не замок, а огромный полуразрушенный храм. Так впервые я увидела немецкую кирху в Липовке, куда меня занесло по работе. Это было больше десяти лет назад, и с тех пор мне очень хотелось туда вернуться. Получилось только в прошлые выходные.
Сейчас я уже знаю, что Липовка на самом деле – бывшая немецкая колония Шефер, что лютеранскую кирху в неоготическом стиле здесь построили больше ста лет назад, в 1906 году, а село основали в конце XVIII века переселенцы из Германии – они приехали в Поволжье после издания манифеста Екатерины II. И всё-таки даже вблизи чудо остаётся чудом – кружевная кирха возвышается над окружающим пейзажем как призрак исчезнувшей цивилизации.
Впрочем,о поволжских немцах в Липовке напоминают ещё почта, несколько аккуратных домиков и флаг Энгельсского района на фасаде сельского дома культуры, очень похожий на флаг Германии.
А в церкви от внутреннего убранства не осталось ничего, кроме фрагментов искусно выложенного пола.
Две осыпающиеся лестницы ведут на второй этаж, под крышей живут голуби, поиграть в таинственных развалинах забегают дети.
Но если отойти от здания подальше и взглянуть наверх, увидишь - сохранилась не только колокольня, но и колокол, и даже цифры на циферблате старинных часов.
Зазвонит ли этот колокол вновь или время здесь навсегда остановилось – неизвестно. А вот на башне другой немецкой кирхи уже бьют часы. Она находится километрах в 70-ти от Липовки, в селе Зоркино.
Те, кто видел эту кирху всего пару лет назад, с трудом верят своим глазам – тогда она была почти полной копией церкви в Липовке и по самую крышу заросла деревьями.
Сейчас она выглядит вот так: реставрацией кирхи занялся строитель из Белгородской области Карл Лоор – в этой церкви крестили его отца.
Даже в выходные работы здесь не прекращаются. Здание восстанавливают по историческим чертежам: 38-метровая башня, купол, колокол, часы. За два года отреставрировали фасад, частично вставили стёкла и сделали крышу, залили полы, сейчас занимаются внутренней отделкой.
По-русски – Зоркино, по-немецки – Цюрих – так называлась местная немецкая колония. Крепкие дома с характерной кладкой из разноцветного кирпича и двухэтажное здание школы тоже построены колонистами.
Жили, растили детей, выращивали хлеб, варили пиво – пока не были депортированы в Сибирь почти одновременно с крымскими немцами, 28 августа 1941 года. В Поволжье вернулись единицы. Поэтому кирха в Зоркине восстанавливается скорее как культурный центр, чем как культовое сооружение. Впрочем, всю церковную атрибутику тоже обещают восстановить: как и прежде, в кирхе будет звучать орган.
Рядом с церковью уже заложили фундамент небольшой гостиницы – надеются, что приехать сюда и увидеть храм захотят потомки немцев Поволжья и не только они. В любом случае, проект уникальный – по крайней мере, ничего подобного в нашей области я не видела. Масштабы проделанной работы вполне очевидны, а о размерах вложений можно только догадываться – по оценкам экспертов, это десятки миллионов рублей. Всего в Саратовской области сохранилось около двадцати католических и лютеранских немецких церквей, и дождутся ли они своих инвесторов – сегодня вопрос открытый.