Экзотика сафари
В середине декабря по радио было передано сенсационное сообщение: в больнице «Шиба» госпитализирован необычный пациент - орленок.
Родился он в сафари города Рамат-Гана. Поводом к доставке крылатого больного в приемный покой стал отказ малютки от еды. Птице грозила верная смерть. Диангостика, проведенная с помощью ультразвуковой установки, показала: повреждена нижняя челюсть. Потребовалась хирургическая операция. Она прошла успешно. В настоящее время орленок чувствует себя хорошо. Он вернулся в сафари и учится летать.
Впрочем, это отнюдь не первый случай, когда в обычную «человеческую» больницу попадают крылатые либо четвероногие пациенты. В прошлом врачи медицинского центра «Шиба» уже оказывали неотложную помощь медведю, льву, нескольким обезьянам и даже волку.
К специалистам медицинского центра ветеринары сафари обращаются лишь в самых крайних случаях, если не могут поставить диагноз самостоятельно.
Прежде, чем везти орленка в приемный покой, ему сделали рентгеновский снимок, который, однако, не показал никакой патологии. Было ясно: дойти до первопричины болезни можно только с помощью суперсовременной медицинской техники, однако аппаратурой такого класса располагает лишь больница. Вот и пришлось, заранее договорившись с руководством «Шиба», обратиться туда за помощью.
Далеко не каждое государство откликается на беды своих четвероногих либо пернатых «граждан» с такой готовностью, как это происходит в
Израиле. Впрочем, столь трепетное отношение к птицам и животным вполне объяснимо: на относительно небольшой территории Израиля действуют поистине уникальные парки-сафари, в которых на воле обитают редчайшие виды птиц, парнокопытных и пресмыкающихся. Чтобы уберечь живое достояние страны, о нем нужно неустанно заботиться.
На языке суахили «сафари» означает «охотничья экспедиция». Правда, в Рамат-Ган тысячи израильтян и гостей страны ездят вовсе не для отстрела слонов, жираф, обезьян и прочих четвероногих, а лишь для того, чтобы налюбоваться экзотическими животными и вволю с ними пообщаться.
Отведенная под сафари территория организована таким образом, что посетители попадают в настоящий африканский парк. Большинство его питомцев обитает на воле и только часть содержится в клетках. Это и придает экскурсии особую пикантность.
Зоологический центр
Тель-Авив - Рамат-Ган был открыт в 1974 году. На том этапе предполагалось воспроизвести в густонаселенном уголке центральной части страны уникальную фауну дремучих джунглей.
Уже в первые годы существования сафари от посетителей не было отбоя. С особым восторгом разгуливали по гигантскому парку ребятишки. Пришлось подумать о расширении.
В 1981 году в центре огромного парка был оборудован зоопарк. Сюда перевели животных, до сих пор обитавших в Тель-Авивском зоопарке, после чего из разных уголков земного шара начали завозить новые особи. Ежегодно «население» зоопарка ощутимо пополняется и разнообразится.
В настоящее время на территории площадью в сто гектаров обитает порядка 1600 особей - млекопитающие шестидесяти видов, 130 видов птиц и 25 видов пресмыкающихся. Самая большая коллекция животных на Ближнем Востоке!
Нигде в мире нет возможности видеть огромные стада зебр, слонов или бегемотов, пасущихся на свободе. Такое бывает только в Рамат-Ганском сафари.
Принцип, которым руководствуется коллектив, прост: «Чтобы полюбить животное и начать бережно к нему относиться, человек должен для начала с ним познакомиться».
Не случайно для детей здесь оборудован живой уголок, где они могут не только полюбоваться трогательно-трусливыми зайцами, пушистыми кроликами, хомячками, но и погладить животных, подержать на руках. Непосредственный контакт - первый шаг к любви. Ребенок, которому довелось хотя бы один день провести в сафари, будет долго вспоминать, как он кормил обезьянку или горного козла.
В неописуемый восторг приводят посетителей сафари сцены любви: напористые самцы бабуинов и шимпанзе беззастенчиво пристают к кокетливым дамам и в конце концов добиваются взаимности. И хотя сам акт любви нередко совершается при широком стечении зрителей, обитателей парка это нисколько не смущает. Пусть стесняется тот, кто подглядывает!
Случаются и драки: похотливый самец готов преодолеть любые преграды и изрядно потрепать соперника, лишь бы пристроиться в хвост к приглянувшейся ему красотке. Любовь у животных - особая песня: каждый занимается ею по-разному. Видели ли вы, как спариваются черепахи? Точно так же медлительно и натужно, как передвигаются.
Старческое кряхтение самца указывает на пик сексуального удовольствия.
Зато забота мамаш о детешынах тронет до глубины души даже самого черствого посетителя сафари: с какой любовью выкармливает львица будущего царя зверей, с какой нескрываемой нежностью таскает травку своему наследнику грациозная газель!
Страусы - особая песня. К ним можно съездить на машине. Если прикупить пакет с морковкой или другим лакомством, громоздкую птицу можно покормить. Главное - смотреть в оба: некоторые особи приставучи, как уличные нищие. Мне, например, известен случай, когда страус с космической скоростью и виртуозной ловкостью всунул голову в раскрытое окно машины и начал обшаривать клювом салон в поисках «хлеба насущного». Хорошо, что пассажиры быстро оправились от шока и сунули в клюв гостинец. «Попрошайка» тут же отстал...
Характерная деталь: многие животные, которые обычно в неволе не размножаются, в рамат-ганском сафари занимаются любовью и регулярно производят на свет потомство.
Израильтяне высоко ценят такое доверие. О рождении слоненка или бегемота можно прочесть в серьезной ежедневной газете и посмотреть репортаж по телевидению.
Можете не сомневаться: журналисты сообщат не только о весе и самочувствии новорожденного, но и скажут, какое имя выбрали ему сотрудники сафари.
Народ должен знать своих героев!
Ирина Бурцева