В Царское Село мы приезжаем ближе к полудню, вдоль Лицейского сада идём в Екатерининский дворец. Издали машет красной веткой клён, за оградой – памятник Пушкину. «Пушкин в этом саду никогда не гулял», - успевает бросить на бегу наш гид.
Масштаб происходящего мы осознаём ещё у ворот – сквозь ажурную решётку виднеется просторный плац перед дворцом и сам дворец, уходящий куда-то в перспективу. «Как же мы всё это посмотрим за час?» - охает кто-то рядом. Как обычно – в хорошем таком темпе)
По размаху и пышности Екатерининский дворец соперничает с Зимним, и трудно сказать, какой из шедевров Растрелли выигрывает.
Здесь всё чересчур, всё слишком: слишком много скульптур, золота и лепнины, слишком большие залы, слишком роскошные интерьеры - русское барокко в его расцвете.
Зато цветовая гамма выдержана строго – белый, голубой и золотой, а многочисленные окна и зеркала придают перегруженным деталями залам относительную лёгкость.
Позолота будто стекает по стенам, заливает блеском пол.
Золотые часы, вазы и люстры, картины в позолоченных рамах, скульптуры в золотых одеждах – в какой-то момент кажется, что находишься не в русском дворце, а в персидской сказке.
В нужном стиле выдержана каждая деталь. Например, вазы в виде цветов бульденежа – каждый лепесток из мейсенского фарфора обжигали отдельно и только потом собирали в соцветия.
Даже такая прозаичная вещь, как барометр, вся в лепных листьях и амурах.
Эти мотивы повторяются от зала к залу, а два мраморных амура спят на лестнице.
Дворец был заложен при Екатерине I, в её честь и назван, но своим блеском и великолепием он обязан другой русской императрице – Елизавете Петровне: именно она пригласила итальянского архитектора перестраивать маленькое скромное здание.
Так же, как и Павловский дворец, произведение Растрелли было разрушено во время Великой Отечественной. Реставрация началась почти сразу после войны, а в середине семидесятых мои родители не смогли попасть во дворец – работы всё ещё не были окончены. Продолжаются они и по сей день, но многие залы уже открыты для туристов. В том числе и знаменитая Янтарная комната, которую нельзя фотографировать.
Дворец был загородной резиденцией нескольких поколений русских императоров, и чем дальше во времени и ближе к выходу, тем аскетичнее становятся царские покои. Вот эти, например, принадлежали Александру I.
А вот и совсем скромные игрушки царских детей.
И наконец, через час энергичной прогулки по золотой анфиладе – ура-ура, свобода, парк! Но не тут-то было – от барокко так просто не убежишь. К дворцу примыкает регулярный французский парк в том же стиле – невыносимо геометричный: зелёные лабиринты словно прочерчены по линейке, с таким же перфекционизмом выстрижены газоны.
Там и тут разбросаны павильоны – разумеется, тоже барочные.
И только за последней линией лип и каменным мостиком начинается настоящая свобода – пейзажная часть Екатерининского парка.
В центре парка – большое озеро с гондолами, по берегам греется живность, вдаль уходят лиственничные и дубовые аллеи.
Где жёлуди – там и белки.
Но прежде чем углубиться в парк, я долго перевожу дух на скамейке у озера: русское барокко, конечно, прекрасно - даже слишком)