Странное место – Сызрань. С одной стороны – живописные Хвалынские горы, с другой – Самарская Лука и ещё более выразительные горы Жигулёвские. А вокруг самого города – выжженная степь и нескончаемая промзона, и когда проезжаешь мимо, хочется только одного – проехать уже поскорее. И всё-таки этой осенью любопытство оказалось сильнее, а мы оказались в Сызрани. Поездка получилась тоже странной и слегка сумбурной.
Выезжаем ещё затемно, а проснувшись, не верим своим глазам: в лучах восходящего солнца – нереально яркий осенний лес, в низинах стелется туман. Жаль, что мы почти не останавливались, и фотографировать получилось только из окна.
Знакомство с городом начинается на его окраине, в районе села Кашпир – здесь находится святой источник, у которого 300 лет назад нашли главную сызранскую святыню - Феодоровскую икону Божьей Матери.
Священник рассказывает легенду: с неба на землю падал столп света, и когда сияние стало особенно сильным, местные жители обнаружили здесь икону и родник.
Икону перенесли в сельскую церковь, но она несколько раз возвращалась на место обретения, пока её не отдали на хранение в Свято-Вознесенский монастырь. Что касается родника, то в советские годы его засыпали землёй, заливали цементом, но вода всё равно находила выход наружу. Сейчас над источником построили часовню, рядом – две купальни и небольшую церковь. Всё это стоит над Волгой в той самой выгоревшей степи.
На первый взгляд места суровые и неуютные, но если остановиться и оглядеться, то всё оказывается не таким уж неприглядным – осень прекрасна даже в степи, и дышится здесь очень легко.
На холме над Волгой – поклонный крест. Батюшка настоятельно советует подняться к кресту, постоять, подумать о вечном ну или хотя бы о том, чего очень хочется. Навстречу по тропинке спускаются бабушки, поздравляют нас с праздником. «А какой сегодня праздник?» - «Воздвижение Креста Господня».
Дальше мы едем в центр Сызрани, к бывшему Кремлю, от которого сохранилась только одна башня – Спасская.
Сызрань строили как военную крепость для защиты торговых путей, в месте слияния двух рек – Сызранки и Крымзы (название последней происходит не от Крыма, а от «грымзы» - так здесь называли хитрых, изворотливых купцов). Но как крепость город не состоялся – его пушки стреляли всего один раз, когда мимо Сызрани проходил Пугачёв. Зато она стала крупным торговым центром – когда-то жителей здесь было больше, чем в Самаре. Под крышей Спасской башни звонят колокола, на фасаде – герб города: бык на золотом поле – символ хлебных и других богатств этого края.
Рядом с кремлёвской башней – Христорождественский собор. Раньше он был кафедральным собором, сейчас закрыт и нуждается в реставрации, отремонтировать его обещают к 400-летию Сызрани, то есть ещё очень нескоро.
На другом берегу Сызранки – Свято-Вознесенский монастырь, основанный, как и сам город, при Петре I.
Один из храмов открыт, другой так же ожидает реставрации, как и многие памятники города.
На территории почти никого нет, на воротах вот такой сторож.
В сызранских храмах – необычная роспись, по крайней мере, у нас мне ничего подобного не встречалось.
В монастырском дворике – коты и розы.
А главная достопримечательность Сызрани – Казанский кафедральный собор. Сейчас здесь хранится Феодоровская икона Божьей Матери, храму почти 150 лет, и он не закрывался даже в советское время.
Собственно, на этом экскурсия по Сызрани и закончилась – нам не показали ни знаменитые купеческие дома на Советской улице, ни кружевную деревянную резьбу, которой когда-то славился город и которая ещё кое-где сохранилась. То, что мы успели увидеть, проезжая по улицам, глаз особо не радует: грязновато, как и во многих городах Среднего Поволжья, вид на кафедральный собор перекрывает неприглядный рынок, многие дома или разрушаются, или облицованы сайдингом и увешаны многочисленными вывесками. И всё-таки я подумываю о том, чтобы вернуться и побродить по городу самостоятельно, без экскурсий – может, тогда и нам удастся разглядеть другую, старинную и изысканную Сызрань.