В Ирак я ехал с настроением, близким к безмятежности. Ожидалась релаксовая страна с минимумом ландшафтных интересностей, дорогая и не развращенная массовым туризмом. Уже при отъезде из турецкого Диарбакыра в сторону иракской границы местные курды расхваливали красоту Эрбиля и высокий по сравнению с турецким Курдистаном уровень жизни в больших городах.
Но вопросы оставались:
Действительно ли сложно ходить с камерой, сильно ли военные и полиция домогаются до фотографов?
Как отнесутся к моей спутнице? Каково быть путешественницей в Ираке?
Как попасть на арабскую сторону?
В приграничный Силопи приехали ближе к полуночи. Думали перекантоваться в каком-нибудь-клоповнике — куда там, тут же были заловлены таксистами и стартовали в сторону границы. 3 часа ожидания — и уже иракское такси везет нас в Эрбиль, столицу иракского Курдистана. Вторые бессонные сутки, отличный марш-бросок. Пара блок-постов с проверкой исключительно паспортов, среднего уровня отельчик — и отсыпаться.
К вечеру выбрались в город.
Эрбиль — один из старейших городов на планете. В цитадели, к которой мы первым делом и направились, сохранились кусочки построек аж 7000-летней давности. Пока дошли до цитадели, поняли — Ирак по настроению ближе всего к Ирану, только местное население относится к туристам еще более пофигистично. Камера никого не интересует, ровно как и платок на голове девушек. Никто не кричит «Хеллоу», не втирает еду и сувениры, не ходит по пятам с глупыми вопросами. И это при фактическом отсутствии туристического потока. Сказка.
С тридцатиметрового холма цитадели открывается панорама города.
Город отстраивается со страшной силой.
Внутри цитадели — военная база, поэтому для осмотра доступна лишь центральная улица. Северная часть крепости — более древняя, южная сильно поновее. Мы заходим через северные ворота. Охрана уходит дабы не попадать в кадр — проблемы со съемкой оказались мифом.
На территории цитадели все строения достаточно миниатюрны.
Очень старая по виду мечеть. Внутрь не пускают.
Южная часть крепости выглядит мощнее. Жалко, что вместо реставрации разрушающихся стен власти Эрбиля расходуют деньги на строительство фонтанов и торговых центров.
Южные ворота.
Так и не понял, кому памятник.
Рынок Эрбиля считается одним из старейших сохранившихся рынков мира. Пройдя по его закоулкам, в этом нетрудно убедиться.
Площадь перед рынком. Похожа на
Москву перед днем города — тотальная стройка с фонтанами.
В городе масса достаточно странных памятников — от падающих лошадей до руки, душащей голубя. Интересно, что каждый памятник охраняет хотя бы один военный.
Птичку жалко!
Южная часть цитадели со стороны рынка.
Уличная еда в Ираке хороша как на всем ближнем востоке. Ни одного ресторана в нашем понимании не увидели. Зато хорошо поужинать вдвоем можно за три доллара.
Вечером город выглядит совсем празднично. Фонтаны и иллюминация по всему центру, а объем достраиваемых фонтанов и парков на периферии поражает.
В районе Эрбиля произошла легендарная битва при Аарбиле, в ходе которой Александр Македонский окончательно разбил Дария III и открыл себе путь в сторону
Индии.
Мозаика по мотивам битвы при Аарбиле.
В целом Ирак — страна дорогая, особенно это касается проживания и передвижения. Перемещаться по стране можно только на такси либо на попутках по фиксированным ценам. Объем перегоняемого автотранспорта высших ценовых категорий поражает. Ощущение богатеющей нефтяной страны со становящимся самоопределением.
Утром попытались найти машину в арабскую часть страны. Я полагал, что проще попасть в Мосул, нежели в Киркук. Оказалось — наоборот. Таксисты быстренько вызвали службу безопасности и нам пригрозили неприятностями в случае продолжения попыток выехать из Курдистана.
Делать нечего, поехали в Сулейманию. Американцы отстраивают мощное шоссе в сторону Ирана. Куча блокпостов, общение с янки. Нашу машину остановил американский патруль, военные посоветовали cупруге снять платок. Действительно, платок в Сулеймании встретить можно реже, чем миниюбку.
Центр Сулеймании — мегастройка. Строят все, от дорожного тоннеля до небоскребов.
А вот в Сулеймании есть гараж на Киркук, и никаких проблем с выездом. Жаль, мы уперлись в дефицит времени.
Ужасы современной восточной архитектуры, апофеозом которой можно назвать современное Косово.
Девушки-путешественницы чувствуют себя в Ираке совершенно спокойно.
Гордость Сулеймании — парки. Хотя на практике — ничего особенного. В центре города — огромный базар, забитый турецким и китайским барахлом. Ощущение современного ближневосточного мегаполиса без особой самости.
Парки крайне маленькие, не чета эрбильским.
В Сулеймании трудно найти интересный вид. Типичная такая улица.
Зато выборы какие колоритные!
Обратный путь проделали в ночь. На средней скорости 120 по убитой северной дороге — зато без блок-постов и утомляющих проверок документов. Жалко, не посмотрели север днем. Дорога проходит по горам с зелеными долинами, водопадами, аутентичными деревнями. Еще один маршрут в развитие.