День 2 - Синтра.
В Синтру ехать очень просто, особенно если рядом расположен вокзал Россиу. Восхищаюсь португальцами: априорно зная, что большинство поездов пойдут полупустыми (или практически пустыми), они всё равно гоняют их каждые 10 минут. Причем поезда длинные, а ведь бывает и по-другому: например, год назад из
Мадрида в Авилу мы ехади в поезде, состоящем из двух вагонов. В общем, лозунг "всё для народа" тут обрёл реальное воплощение - каждый поедет в удобное для него время и в достаточном комфорте.
В самой Синтре вариантов для дальнейшего осмотра предостаточно. Наш план состоял в том, чтобы за 1 день увидеть замок и парк Пена, мавританскую крепость, Кинту-да-Регалейру имонастырь капуцинов. И не тратить время на Национальный дворец в самой Синтре, который нас абсолютно не вдохновил ни внешне, ни внутренне. Поэтому, выйдя из поезда, мы сразу сели в автобус 434 (его остановка метрах в 100 правее, если стоять спиной к выходу из вокзала). Автобус идёт по круговому маршруту, останавливается сначала у Национального дворца, потом - у крепости, потом у парка Пена и вновь идет к вокзалу. Билет покупается у водителя и действителен на 2 поездки. Первые автобусы отправляются в 9.15, и в 9.30 (а полное расписание – на
http://www.scotturb.com, далее справа жмёте банер Horarios, далее выбираете 434).
Сначала мы поехали к парку Пена, поскольку предполагалось, что раз дворец расположен выше крепости, то и добраться пешком от него проще, чем наоборот. На самом деле, разницы, как мне представляется теперь, в этом практически нет. Зато в чём мы выгадали точно - это в том, чтобы попасть во дворец Пена до нашествия основных масс туристов.
Фонтанчик где-то в начале пути:
Дорога ко дворцу:
При покупке билетов обратите внимание на комбинированные билеты (например, парк/дворец Пена + мавританская крепость). Это позволит выгадать немного евроденежек и не стоять в следующих кассах. Всю информацию по паркам Синтры и ассортименту билетов можно посмотреть на
http://www.parquesdesintra.pt , а также на
http://www.cm-sintra.pt.
Каюсь, у меня не было особых иллюзий по поводу дворца Пена. Во-первых, псевдосредневековый новодел (всего-то 19 век), во-вторых, не люблю я раскрашенные, особенно в яркие цвета, каменные здания, тем более с претензией на замок. Так что к возможному разочарованию я был готов. НО!!! Дворец поразил, дворец впечатлил, не знаю, какие ещё глаголы сюда можно подобрать. Причём с первых же ракурсов, как только по парковой тропинке мы поднялись вверх и прямо над нами появились монументальные колоссы дворцовых конструкций.
Арка в мавританском стиле – ещё не вход во дворец:
А вот это уже вход. Ваши билетики !
Сразу за входом посмотрите налево, и в нише увидите такую вазу:
Посетителей действительно ещё было мало, и мы полностью насладились всей эксцентричностью, всей эклектичностью (и т.д., и т.п.) дворца. Простите, если будет много фото, ну нету во дворце Пена неинтересных ракурсов, и так отобрано самое-самое, выбрасывать дальше - просто по-живому...
Внутри дворца самое красивое – дворик:
Вид на мавританскую крепость:
После дворца планировался небольшой круг по одноимённому парку, однако не всё получилось так, как хотелось. В парке достаточно много дорожек и тропинок, а вот указателей явно не очень. Конечно, если б мы не были ограничены временем, то этой проблемы не существовало бы: парк настолько приятный, что даже поблуждать по нему - одно удовольствие. В общем-то, это даже не парк, а большой ботанический сад с с экзотическими деревьями, включая араукарии и секвойи. Вокруг всё было настолько зелено (причём по-весеннему свежей салатовой зеленью), что даже фото бессмысленно было делать, поскольку всё сливалось в один сплошной зелёный массив. Вот, к примеру:
А вот один из ботанических раритетов парка. Сразу и не поймёшь – флора это или фауна с длинным хоботом:
Вот такой фонтан:
В конце концов, мы всё-таки вышли на дорожку с указателями, сориентировались по карте парка (её можно взять либо в пункте информации на вокзале, либо при покупке билетов) и поняли, что уже находимся совсем недалеко от выхода. Поэтому слегка расслабились и снизили темп. В этом месте начиналась цепочка мини-озёр с кормушками для птиц, стилизованными под средневековую архитектуру:
Сами птицы настолько сливались с окружающей действительностью, что на фото практически неразличимы (найдите вот тут трёх уток
):
В двух озерцах плавают лебеди - по одной штуке на озеро. В одном белый, в другом - чёрный. Лебеди настолько голодные, что, только завидя человека, плывут к нему на всех парах. Если пойдёте в парк, захватите кусочек хлеба!
Лебеди в парке недоедают! Спасите водоплавающих!
Выйдя из парка Пена, мы перешли дорогу и начали двигаться по направлению (судя по карте) кмавританской крепости.
Дорога оказалась не слишком долгой и не слишком трудной, и вскоре мы уже были на территории в пределах крепостных стен.
Конечно, крепость уступает дворцу Пена по вычурности и внешней нарядности. И это естественно: если дворец изначально создавался как произведение искусства, то предназначение крепости было чисто прикладное, сугубо функциональное. Однако для любителей полазать по зубчатым стенам, забраться на башенки, походить по покрытым мхом древним ступенькам, которые (а вдруг!) помнят еще подошвы обуви мавританского гарнизона, здесь полное раздолье. И всё это на высоте, откуда открываются виды на окрестности, саму Синтру, Кинту-да-Регалейру…
Вот она, Синтра (выделяются трубы королевского дворца):
Вид на дворец Пена:
И на Кинту-да-Регалейру:
А вот дворец и сама крепость на одной фото:
Мы честно протопали всю доступную стену от края до края, получив огромное удовольствие. Слава Богу, день был нежаркий (попади мы сюда буквально через пару дней, количество пролитого пота было бы значительно больше) и располагал к прогулкам по пересечённой (ооочень пересечённой) местности. Уже закончив осмотр крепости и затоптав своими башмаками все арабские следы (если таковые ещё оставались
), мы присели на скамеечке, чтобы отметить полученное за полдня удовольствие (а заодно и попросту перекусить) захваченными с собой винью верде и вкусной булочкой из отельного завтрака
. Неожиданно (как пишут в романах – вдруг) перед нами нарисовалась местная кошка и уставилась на нас, жующих, откровенно голодными глазами
. Поскольку ничего иного у нас всё равно не было, мы отломили ей кусочек булочки. Каково же было наше удивление, когда кошка мгновенно слопала хлеб и явно настроилась на добавку. Это было уже третье голодное животное (после лебедей) во всемирно известном португальском парке. Господа «зелёные», обратите внимание на обращение с животными в
Португалии !
Подкрепившись таким образом почти по-библейски хлебом и вином (и опять же по-библейски накормив ближнего), мы вышли на дорогу к автобусной остановке и, использовав законную вторую поездку своих билетов, вернулись на вокзал Синтры. Здесь мы планировали взять такси, доехать до монастыря капуцинов, а потом на этом же такси вернуться в Кинту-да-Регалейру. Однако единственный имевшийся в наличии таксист что-то долго объяснял нам на португальском (один из редких случаев, когда португалец не знал английского), из чего мы поняли, что у монастыря таксисты не ждут, пара минут – и всё (странно, я заранее специально уточнял этот вопрос на форумах). Может, конечно, мы не так поняли и там была зарыта ещё какая-то глубокая суть, но капуцинская обитель была вычеркнута из нашего «путевого листа», и на том же такси мы поехали сразу в Кинту-да-Регалейру за 3 с небольшим еврорубля, что с учётом уже проделанного в тот день километража было очень кстати
.
Парк Кинта-да-Регалейра, безусловно, является одной из ярчайших (уверен, что многие скажут - самой яркой) жемчужин Синтры. Пока он раскручен несколько меньше других достопримечательностей, поскольку не входит в альянс "Парки Синтры" (объединяющий дворец Пена, мавританскую крепость, монастырь капуцинов и дворец Монсеррат). Однако его популярность стремительно растёт, и это, пожалуй, даже плохо, поскольку Кинта-да-Регалейра не предназначена для массового посещения, это особое, камерное место, в идеале предназанченное для уединения, созерцания и размышлений о духовности и высоких материях.
Что же это за загадочное место, которое стоит особняком не только в Синтре, но и среди лучших в мире ландшафтных парков (коим, если выражеться сухим языком, Кинта-да-Регалейра и является) ? В начале XX века бывшую усадьбу виконтессы де Регалейра приобрёл человек с очень броским, красивым, даже поэтическим именем - Антониу Аугушту Карвалью Монтейру. Он был выходцем из богатого бразильского рода, но при этом (бывает и так!) - человеком культурным и высокообразованным, окончившим университет Коимбры с получением специальности юриста, обладавшим одной из лучших в Португалии библиотек.
Считается, что Монтейру был членом масонской ложи. Так ли это на самом деле - неизвестно, поскольку документальных доказательств сему не найдено. Но что он был философом, мистиком, эзотериком - не подлежит сомнениям. И именно свои философские и эзотерические идеи он воплотил в парке Кинта-да-Регалейра, где переплелись искусство и мистерия. Здесь есть и часовня, и гроты, и подземные лабиринты, и фонтаны, и беседки, и скульптуры, и озёра... И всё это имеет конкретный смысл и значение, здесь нет ничего случайного, всё выстроено в определённой зависимости. Даже экзотические растения, привезенные из
Бразилии, подобраны с определенным умыслом: они включают едва ли не все виды из тех, что упоминает самый известный португальский поэт Камоэнш. Мне самым диковенным показалось вот такое «ромашковое дерево»:
Говорят, что для того, чтобы всё понять в саду Кинты-да-Регалейры, надо разбираться в философии, поэзии, мифологии и португальской истории. Мы же можем только догадываться обо всех символах, только слегка приоткрыть покрывало таинственности, которое надёжно укутывет парк. Скажем, античную мифологию олицетворяет скульптурная "галерея богов". А вот переход с одной террасы парка на другую - сродни кругам в "Божественной комедии": ад, чистилище, рай. Вот грот с каменной скамейкой. Он украшен статуей Беатриче, а по краям скамьи, на которой высечено число "515", восседают две гончих... "Пятьсот пятнадцать, вестник Бога..." - это из последней песни "Чистилища". А гончая - символ вестника Бога, который объявляет о пришествии Святого Духа и спасении христианства. И таких примеров очень, очень много.
Вообще, идея парка - это тема Эдема - райского сада, общий смысл которой примерно таков: пройдя лабиринт жизни, человек обретает рай сердца. На одной из верхних террас парка мы видим якобы груду камней. Однако одну из каменных плит можно повернуть
- и мы попадаем на верхний ярус тридцатиметрового колодца, уходящего в недра горы.
Это колодец посвящения (инициализации) - самая мистическая из всех загадок сада. Спиральная галерея, идущая вокруг него, имеет 9 уровней, поддерживаемых резными каменными колоннами.
Эти уровни символизируют 9 кругов ада, 9 кругов чистилища и 9 кругов рая, описанных Данте. На дне колодца выложен огромный крест тамплиеров, вписанный в восьмиконечную звезду - герб Монтейру.
А это фото снизу вверх:
Опускаясь на дно колодца, мы проходим через некий обряд познания своей души. С каждым шагом становится всё темнее и темнее. Причём замечено, что компас здесь всегда показывает на восток, т.е. мы идём к свету. Ещё немного блужданий в темноте - и перед нами свет ! Далее по разбросанным в виде тропинки (крепко закреплённым - не бойтесь !) камням мы проходим "по воде аки посуху" - и оказываемся в райском саду:
На самом деле мы сначала прошли этот путь наоборот: из райского сада через каменную дорожку в темноту пещеры и оказались на дне колодца. Но, поднявшись вверх, повторили всё уже в правильном направлении.
Вот как выглядит вход в колодец из подземелья:
Кстати, это не единственный колодец в Кинте-да-Регалейре: существует ещё так называемый "недостроенный колодец" (unfinished well), который имеет совершенно другую структуру:
По нему тоже можно спуститься на самый низ и увидеть там очередную подземную галерею. Куда она ведёт ? Любопытство сильнее нас, и мы бредём по ней, чуть подсвечивая путь красным глазком фотоаппарата. И вскоре попадаем...опять на дно колодца посвящения. Очередная хорошо продуманная мистика !
В парке есть и другие подземные ходы, ведь тема путешествия в бессознательное, в потаённые уголки своей души является одной из ключевых в эзотерике. Вот такая красивая беседка (или грот?):
Зайдя внутрь, мы видим очередной ход в темноту, вглубь каменного массива. И опять идём вперёд, и опять оказываемся - где бы Вы думали ? - да-да, опять там же, опять на дне колодца посвящения. Воистину он занимает ключевой место в мистических хитросплетениях сада. Ведь только отсюда лежит "настоящий" путь к свету !
Некоторые подземелья (но не все!) подсвечивают путь вот такой путеводной нитью:
Около входа в парк находятся 2 сооружения в стиле неомануэлино (как и почти всё в парке):часовня и дворец, задумывавшийся Монтейру как дворец философии:
Ну а вот ещё несколько фото Кинты-да-Регалейры, уже без привязки к какой-либо системе (хотя очень хотелось бы в ней разобраться поглубже):
Озёра просто кишат «живой рыбой»:
После смерти Монтейры Кинта-да-Регалейра пережила смену нескольких временных владельцев и в конце концов перешла во владение муниципалитета Синтры. В 1995 г. ЮНЕСКО занесла её в перечень Всемирного наследия.
Возвращались в Синтру уже пешком, по пути посмотрели знаменитый фонтан в арабском стиле (всё ж как приятны глазу восточные линии и узоры!) :
и пообедали всего за 7.5 евро прекрасным menu del dia, который, помимо основной еды, включал ещё вино, фруктовый салат и кофе. Жаль, что в этом смысле Португалия ещё отстаёт от
Испании, и такие недорогие, но вкусные "обеды дня", столь полюбившиеся нам в Испании, здесь можно найти далеко не везде.
Поскольку капуцинский монастырь у нас сорвался, мы закончили дневную программу раньше, чем планировали и решили по возвращении в Лиссабон отметить столь интересный и удачный день ужином в ресторане фадо. Немного передохнув в отеле и допив вишнёвую "Жинью", мы наугад двинулись в сторону Альфамы, сфотографировали понравившийся нам собор в новом ракурсе:
и совсем недалеко от него обнаружили искомый ресторанчик. Он ещё был абсолютно пустой, фадо начиналось в 8 часов, мы немного погуляли и к назначенному времени уже сидели за столиком. Поскольку обед был поздним и очень сытным, мы ограничились кувшинчиком сангрии и десертами, из которых настоящим деликотесом оказался манговый мусс. Это действительно было очень вкусно!