Многие считают, что ДР в праздник — это здорово. Меня угораздило родится 1 января, скажу сразу — ничего хорошего, отпраздновать никогда не удается. На ДР-2015 я сделал себе необычный подарок — сломал ногу, а рано утром следующего дня отправился в тур Week-end в Суздали. Бывают неудачные стечения обстоятельств: друзья предложили на их машине поехать во Владимир, а потом отказались Если бы не эта накладка, я бы благополучно улетел за границу, даже несмотря на гримасы взбесившегося рубля и, возможно, не сломал бы свою заднюю лапу. Но история не знает сослагательного наклонения.
Итак, утро 2 января — ступня распухла до размера валенка и болит, желание остаться дома нестерпимо, но жена категорически отказывается ехать одна, да и денежки за тур заплачены немалые — путешествия по родной стране недешевое удовольствие. Замотав ступню бинтом и забив ее в ботинок, поволок ее за собой вместе с тяжелой сумкой. В точке сбора на ВДНХ думали будет лишь наш автобус, а их оказалось десятки — заставить туристов путешествовать по России оказалось легче легкого, обрушив курс национальной валюты.
До Суздаля 220 км, четыре часа без пробок по печально известному Владимирскому тракту, по которому в царские времена, колонны каторжников, звеня кандалами, брели в Сибирь. А сердобольные жители подавали им милостыню — поговорка «от тюрьмы и от сумы…" была актуальна и тогда. Под стать темной истории тракта, день выдался сумрачным и угрюмым, а с небес лениво падал мокрый снег. Зато гид заливалась соловьем, рассказывая интересные факты о каждой деревни по пути.
В Суздали чуть прохладнее, лежит белый снежок и чуть распогодилось — сквозь густые облака несмело выглядывало скупое солнышко. До чего же хорош и приятен городок — уютные старинные 1–2 этажные домики: деревянный верх, каменный низ — это побогаче, деревянные — победнее. Над домами возвышаются колокольни и купола храмов — их здесь десятки, городок сохранился в первозданном виде. И все почему? — в 19 веке колея железной дороги миновала эти края, а в результате промышленная революция не сумела растоптать старинную самобытность уездного города и теперь она радует и восхищает всех туристов. А еще в городе поразительно легко дышится — промышленности здесь нет и не было.
Организация программы оказалась не самой удачной — нас выбросили на центральной ул. Ленина, погулять часок у Торговых рядов, и лишь затем повезли на обед в Туркомплекс Суздаль. Он расположен крайне неудобно за городом — до центра пехом минут 25–30, либо на такси за 150р. Хорошо, что я взял полный пансион, ведь вокруг отеля нет ничего, кушать можно лишь в ресторане, что очень недешево. Обед, типа шведский стол, но с русской спецификой. — налетает голодная толпа и мгновенно вычищает все лотки, неторопливым еды не хватает и приходится долго ждать. А ведь обед не так уж и плох, правда, лишь для тех, кто успел его урвать.
Зимние дни очень коротки — едва пообедали, а уже смеркается, первый визит в Музей деревянного зодчества. Пара рубленных церквей, привезенных из глубинки, пара рубленных домов, еще кое-что по мелочи, зато очень хорош рассказ гида, которая сумела наполнить яркими красками серые интерьеры и в деталях поведать о жизни середняков.
Следующий объект — Покровский монастырь, куда русские цари ссылали своих надоевших жен, здесь доживала свои годы экс-жена Ивана Грозного, Петр I тоже спровадил свою супругу в эти стены… В те века в Европе, все было иначе — надоела жена, в лучшем случае её угощали яду, в худшем сносили голову на плахе. А еще инквизиция зверствовала, уничтожая всех симпатичных женщин. Выходит, наши то цари были настоящими гуманистами, по сравнению со своими европейскими коллегами. И где же жили дикари: в России, или в «просвещенной» Европе, страдающей от вшей?!? Любознательным показывают золотую кладовую с артефактами, найденными в окрестностях, но нас этим не удивить. Намного интереснее долговая яма, устроенная в глубоком подвале, откуда веет могильным холодом и сыростью. Туда сажали крестьян-должников и держали до тех пор, пока родные или друзья не выплатят долг — жуткое место.
К Спасо-Ефимиеву монастырю, расположенному на ул. Ленина почти на выезде из города, мы подъехали уже в темноте. Как и везде, вход платный. Когда брал тур, казалось дорого, но когда увидел, сколько музеев посещаем, а вход в каждый из них 80-150-350 рубликов, понял, что не прогадал. Мощные стены со множеством сторожевых башен с давних пор оберегают покой монастыря — со стороны настоящий Кремль. Но в Суздали Кремль совсем в другом месте и в другом виде. Жемчужина монастыря — Спасо-Преображенский собор, все его стены и потолок расписаны цветастыми фресками с библейскими сюжетами. В старину большинство прихожан были неграмотны и такие наглядные пособия, описывающие житие Христа, Рай и Ад были для них обязательны. В храме трио ребят монашеского вида исполнили пару религиозных хоралов. Антураж и акустика потрясающие, кажется, что молодые голоса взлетают до небес — сильно берет за душу. Пение закончилось быстро, а с ним и возвышенный настрой, ребята предлагают свои диски за символические 500 рублей. У собора звонница, нам удалось послушать серебряный перезвон ее колоколов, топчась на мокром снегу — тоже здорово. А рядом со звонницей воссоздан склеп князя Пожарского. Часть монастыря с давних пор была отдана под страшную тюрьму для «безумствующих колодников», а во время войны там был лагерь для военнопленных, теперь музей.
При расселении в ГТК Суздаль неприятный сюрприз — дали номер окно в окно с рестораном, а там дискотека до 4 утра! Как же часто мне выпадает столь скорбный жребий. Мольбы о смене номера на респшн бесполезны — молодые девки делают морду ящиком: номеров НЕТ!, хотя расселение идет полных ходом, за нами еще полно туристов. Лишь помощь нашего гида Жанны избавила нас от двух бессонных ночей — огромное ей человеческое спасибо. А девкам на респшн — позор и презрение. Наконец ввалились в номер — устали безмерно, ступня одеревенела, а ее пальцы почернели, но день прожит не зря, увидели много интересного. Номера небольшие, но приличные, даже холодильник есть, только топят, как в аду, хорошо, что батарею можно отключить. Сам комплекс очень большой, даже бассейн имеется, и в нем можно бесплатно купаться, правда лишь с 7–00 до 9–00, в остальное время плати. В большом холле сувенирные магазинчики, зона рукоделия для детей, танцпол и бар. Вечером бывает живая музыка — хорошо музыканты зажигают, вай-фай неплох, в баре местное пиво по 150р — дорого, но невкусно, в общем, все 33 удовольствия. Летом даже можно арендовать велосипед (450р) или самокат. Но расположен отель крайне неудобен, да и сервис страдает — селиться в нем стоит в самом крайнем случае.
Какие же нынче хлипкие зимы — на второй день оттепель накрыла и этот край: под ногами лужи, все течет, а мы отправились в Кремль 13в. По дороге к Кремлю не стоит искать привычные мощные стены, окружающие центр города — их не было и нет. В стародавние времена стен не строили, а насыпали валы, верх которых усиливали деревянным частоколом. Лишь потом на них стали возводить стены, но в Суздали их так и не построили, а вот часть валов сохранилась, по ним можно даже походить, причем бесплатно. Хоть и много веков этим валам, а строили их на славу, ведь в их основании закладывали множество деревянных срубов, которые уже сгнили, но до сих пор держат земляную насыпь. Пройдя мимо остатков валов, мы сразу попадаем к собору Рождества Богородицы, Архиерейским палатам и деревянной Никольской церкви, стоящей поодаль. В Архиерейских палатах расположена огромная Крестовая палата без единой опоры, которая до сих пор поражает своим архитектурным совершенством. А на втором этаже интересный музей.
Рождественский собор входит в список всемирного наследия Юнеско под названием Белокаменные Памятники Владимира и Суздаля. В 15веке после набега татарского хана верхняя часть собора сгорела, восстанавливали долго. Главная фишка собора — Золотые врата, по правде они почти черные со множеством гравюр. А золотыми они были первоначально, когда их поверхность покрывала золотая пленка, нанесенная работягами-смертниками по прадедовской технологии. Золото растворяли в ртути, наносили на металл и на огне выпаривали ртуть. Злато оседало на поверхности врат, а ртуть в легких рабочих. Сейчас остались лишь следы былого золочения. В Москве есть Царь-колокол, Царь-пушка тоже имеется, суздальчане решили не отставать и сделали Царь-фонарь, который занимает почетное место в храме.
В 4 км от Суздали на высоком берегу реки Нерль раскинулась деревенька Кидекша. В ней была резиденция князя Юрия Долгорукого, его конная статуя нынче красуется перед зданием Мосгордумы в Москве, а раньше он княжил в этих местах. Резиденция не сохранилась, зато осталась первая в этих краях белокаменная церковь Бориса и Глеба 12века, выстроенная по велению Долгорукого. По легенде братья, ставшие первыми российскими святыми, встретились на этом месте по пути в Киев. Удивительно, как эти стены могли простоять целых 900 лет, выдержав татаро-монгольское нашествие, множество войн, и даже коммунистический нигилизм. Уже в 18в рядом построили теплую Стефаниевскую церковь и красивую ограду с вратами, Пристроили и колокольню, сейчас она благополучно накренилась и перешла в разряд падающих. Внезапно густая облачность расступилась, и на фоне синего неба, расчерченного полосами белых облачков, белокаменный церковный ансамбль предстал перед нами во всей своей неповторимой красе.
Теперь самое время самостоятельно побродить по городу. У Торговых рядов высится белаяВоскресенская церковь, а рядом большая новогодняя елка. Сразу за ней Казанская церковь,а чуть дальше — Кресто-Никольская церковь. Все они стоят на улице Ленина, но имя вождя-атеиста совершенно не мешает великолепным храмам радовать взоры и души людей. В рядах торговля идет не очень, видать, аренда недешевая, а ведь раньше здесь было ровно 111 купеческих лавок. Зато вся площадь заставлена рядами навесов, где сбывают сувенирку по европейским ценам. Особо привлекают лотки со знаменитым суздальским брэндом — медовухой. Продают фабричные пластиковые бутылки по 150–230 руб за литр, есть и домашний разлив. Если написано «Медовуха» — это безалкогольный напиток на меду, а если написан «Мед», тогда с алкоголем, процент небольшой 3–5%, как пиво, но бывает до 9%.
За Торговыми рядами на высоком крутом берегу затейливо изогнутой р. Каменки выстроился караван санных повозок, запряженных нарядными лошадками. Удалые возницы скучают и подначивают каждого прохожего — «Эх, прокачу!, всего 300 рубликов с человека за малый кружок» Несмотря на раскисший снег и весеннюю распутицу, сани разъезжают по улицам, и как они не скребут полозьями по асфальту? Картины вокруг сплошь яркие, праздничные и даже лубочные. Кажется, что попал на старинную ярмарку, или на проводы зимы в богатом поселке. Чуть продрог, пожалуйте горячий сбитень за 80 рубликов — чай с концентратом трав, вкусно и горло дерет. А напротив Торговых рядов у стен церквей расположились частники, чего здесь только нет! Главное богатство — знаменитые суздальские бочковые огурчики, народ от них кайфует, несмотря на цену в 200 целковых. Суздальчане безумно гордятся своими огурцами, и в июле отмечают День огурца. А в старину был особый рецепт приготовление огурцов — плоды закладывали в дубовую бочку, добавляли пряности и родниковой воды, а потом запечатанные бочки опускали в речку, где они хранились подо льдом до самой весны. Продается множество солений — капуста, грибочки, чесночок, а желающие могут опрокинуть чарку хреновухи — водки на хрену за 100р. Суздальцы совершенно не стесняются в ценах — москвичи все схавают. При мне, не моргнув глазом, женщина прикупила три баночки грибов за 4 200р.
От Торговой площади Кремлевская улица закономерно ведет к Кремлю. Здесь же напротив Рядов имеется ресторан Погребок — ходить туда не надо, он не прошел проверку Ревизорро. У Успенской церкви краснокирпичного цвета, валы переходят в глубокий овраг с крутыми откосами, народ здесь катается на ватрушках. Очень весело, но лететь высоко и далеко, жена предложила и мне скататься, но я отказался — не хватает еще и вторую ногу сломать)))
Вернулись на ул. Ленина и направились к Ризоположенскому женскому епархиальному монастырю, что на пересечении ул. Ленина и Крупской, даже здесь они оказались вместе — страстные революционеры и супруги по совместительству. Раньше ул. Крупской называлась Нетёка — давным-давно здесь прорыли канал, а вода по нему не пошла. До чего же хорош монастырь, освещенный заходящим солнцем, на фоне внезапно распогодившегося неба. Так хочется заснять его поинтереснее, может быть даже с отражением. Опытные фотографы ловят отражения в озере, реке, пруду и даже луже. Мне же удалось поймать отражение колокольни Ризоположенского монастыря в мокрой трассе, раскисшей в оттепель, бывает же такое! Кстати, колокольня построена на народные деньги. В 1812 г. всем миром молились о победе над Наполеоном и дали зарок построить высоченную колокольню после избавления от супостата. Через 2–3 года после разгрома Бонопарта 74 метровая красавица вознеслась над Суздалью.
Вовсю идет реставрация монастыря — высоченная Преподобенская колокольня в лесах, часть корпусов в полном порядке, часть — руины. На колокольню можно забраться, тут я своего не упущу. У входа крепкий мужичек с бородой — подайте, Христа ради, на восстановление обители, но не менее 100р с носа. Через пять минут мы наверху у самых колоколов. Отличная панорама на все четыре стороны, хорошо видна река, собор Кремля, Красная площадь, Покровский монастырь, где были вчера.
Совсем рядом виднеется необычная Антипиевская церковь — стенки ее колокольни чуть вогнуты внутрь, а сама колокольня раскрашена в разные цвета — этот тип архитектуры называется «дудка». А напротив маленький деревянный домик, именно в нем «проживал» Бальзаминов. В пяти шагах ресторанчик Бальзаминов дворик — его рекомендуют гиды. Мне не очень понравилось — есть очередь, но нет колорита. А через дом Харчевня, народу много, но стояли недолго, интерьеры аутентичные, кормят вкусно, цены доступные — на двоих меньше тысячи. Взяли уху — неплохо, солянку — отлично, рыбу — на уровне, и разливную медовуху. Напиток вкусный, веселит, как пиво, и намного приятнее заводского разлива. Я не Ревизорро, но ресторан рекомендую всем. Под вечер пробовали хреновуху и закупали огурчики, а в отель вернулись на такси, завтра предстоял переезд во Владимир.